Ещё раз о погромах

Порой даже критические комментарии на наши публикации способны вызвать здоровый интерес автора и дать ему повод вернуться к теме. Так, один из наших активных читателей, комментируя в сети материал о купцах Усмановых от 10 сентября, съязвил по поводу солдатского бунта. Мол, какой мог быть бунт 21 июля 1914 года, если мобилизация в России была объявлена только 31-го! Действительно, здесь следует внести ясность: дата эта дана по старому стилю, в соответствии с документами той эпохи. А дата мобилизации в Википедии, на которую ссылается наш оппонент, – по новому стилю. Разница в 13 дней. По той же причине мы отмечали праздник Октябрьской революции в ноябре.

Остановимся подробнее на его рассуждениях по поводу количества бунтовщиков и идеологической подоплёке бунта: «Откуда взяться в Стерлитамаке 10 тысячам бойцов! Где их расположить, как вывезти? И, самое главное, зачем призывникам и родственникам громить винные подвалы?! Это советская «клюква» для наивных недорослей. Ибо в начале Мировой войны в России был невиданный патриотический подъём. Это потом красные провокаторы развалили армию».

С помощью местных краеведов, любезно предоставивших ссылки на интернет-источники, нам удалось воссоздать подробности этих событий, которые, как оказалось, имели место быть не только в Стерлитамаке.

Для начала – маленькое уточнение. В материале речь шла о призывниках вместе с провожавшими их родственниками. С учётом того, что на каждого призывника обычно приходится как минимум несколько провожающих, уж 10 тысячам погромщиков было «откуда взяться». В книге историка С.Н.Рудника «Сухой закон» и «пьяные бунты» в период мобилизации войск» говорится, что 25-тысячный Стерлитамак оказался во власти 10-12 тысяч пьяных мобилизованных мужиков со всего уезда (а это территория 5-6 современных районов) и примкнувшего к ним местного криминального элемента.

Здесь же читаем, что они «разгромили винный склад, несколько магазинов, ранили надзирателя и его помощника, открыли стрельбу по полицейской страже. Весь город, оставшийся фактически без защиты, замер в ожидании грабежей и поджогов. Городской голова Ростовцев просил Петербург срочно «заменить воинского начальника, на которого запасные жестоко озлоблены». Поскольку после разгрома пунктов питания кормить призывников стало нечем, он умолял разрешить выдать им «кормовые на руки», а также «выслать надлежащую охрану», так как вся воинская команда состояла всего из двадцати человек, и офицеров в «помощь воинскому начальнику». Беспорядки прекратились только после прибытия в город 22 июля команды Очаковского полка».

Уже потом голова сообщал, что помимо казённого винного склада в тысячу вёдер были уничтожены несколько магазинов и торговых заведений. Убыток составил 100 тысяч рублей (похоже, сведения об убытке купца Усманова на четверть миллиона, действительно «клюква», поданная либо самим купцом, либо историками), ограблены несколько квартир.

Другой автор, И.Гадельшин (БГПУ, Уфа), в статье «Мобилизация в армию населения Башкирии в годы Первой мировой войны» отмечает, что одновременно со Стерлитамаком вспыхнули трёхдневные погромы и в Бирске. Здесь «запасные (10-12 тыс. человек) разбили продовольственный склад и забрали хранившийся в нём хлеб…». В Белебее погромы длились «всего лишь» два дня. Зато участвовали в них 16 тысяч человек. Беспорядки в городах происходили не только в Уфимской, но и в Оренбургской губерниях.

Никакой политической подоплёки у беспорядков не было. Стихийный погром спровоцировали спекулятивный рост цен на сахар, чай, табак, плохая укомплектованность сборных пунктов, низкое качество пищи.
Такого же мнения и авторы семитомной «Истории башкирского народа» (т.5): беспорядки «были связаны… с неготовностью местных властей к проведению масштабной мобилизации, элементарным пьянством. Однако к чести представителей уездной власти, волнения были быстро подавлены, а мобилизация проведена в сжатые сроки. Волнения мобилизованных не носили исключительно местный характер, они прокатились по всем крупным городам России…».

Была ещё одна причина, которую не учли при объявлении мобилизации. Шёл месяц мусульманского поста. Аппетитно дымящиеся котлы (возможно, со свининой), необходимость питаться из общего котла добавили хворосту в костёр недовольства.

Фаяз ЮМАГУЗИН

Автор: (3 Окт 2016). Рубрика: Главное, Общество. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




комментария 4   “Ещё раз о погромах”

  1. Николай

    Местный краевед упомянул о факте мусульманского поста.
    Какое же может быть пьянство в столь деликатный момент?Если все люди ещё жили патриархальным бытом.Пьянство,как явление,в Империи отсутствовало.Плюс был введён сухой закон.
    Хочется добавить,что Российская империя есть результат высочайшей государственной культуры,какова только была с момента падения Римской империи.Так что котлы со свининой отменяются.Ввиду несуразного домысла автора.Так как даже Царские ордена были русского и мусульманского вариантов.Но,как известно,мусульмане предпочитали ордена,стандартных имперских чеканок.Как они говорили не с птицей а с джигитом.Под джигитом подразумевается Георгий Победоносец.
    Война 1914 года в газетах называлась Отечественной.И,по сути таковой и была.И,честь офицеров того времени была такова,что по собственной инициативе офицеры из собственного кармана.Это была,сейчас уже целенаправленно забытая традиция русского офицерства,улучшали и без того весьма разнообразный солдатский,действительно,царский паёк.
    Рыбой,макаронами.
    Лабудой при Царе не кормили.
    Это в советское время офицеры регулярно растаскивали из столовой в семью,в основном приготовленное на кухне мясо,повсеместно.
    При Царе батюшке дедовщины не было.
    В советское время в Армии воровство процветало.Надо отметить,что Порядок в советское время сохранился только на Флоте.
    Разница между Григорианским и Юлианским календарями 13 дней,а не десять.
    И наконец,знаменитый на весь мир Михаил Булгаков,словами профессора Преображенского промолвил заблудшим душам нашего потерянного поколения фразу:-не читайте советских газет.(Энциклопедий,мемуаров).
    И вообще,что за дикость.Как может так быть,что история нашего государства начинается именно с 1917 года,и не как иначе.Вот и раздули из мухи слона.
    Если предположить,что и были какие либо трения в местах призыва,то тут постарались красные бузотёры и провокаторы.
    Зачем призывнику ограбления квартиры.Это военно-полевой суд и результат плачевный.
    Однако,хочу добавить,что на эту тему написаны в советское время тонны макулатуры,очерняющую нашу безусловно славную историю.И что бы найти в этом хаосе жемчужину истины,то для этого надо обладать чутьём Шерлока Холмса.

  2. Николай

    “Стихийный погром”
    Из выше сказанного верится тяжело,так как в одно и тоже время.Как по часам.И повсюду.
    Клюква на клюкве.Поди разберись если верить шельмоватым Энциклопедиям,а не современнику тех событий профессору Преображенскому.

  3. Зимфира

    Будучи восторженной пионеркой . а потом комсомолкой, меня не покидала смутная тревога несоответсвия того, что пишут в газетах и того, что происходит в жизни. Я уже из истории знала , что по клинописи на камнях и берестяных грамотах воссоздают историю человечества. И боялась. что далекие будущие поколения по нашим газета будут воссоздавать наш образ. нашу идеалогию, нашу жизнь. А она была не такой, как пишут в газетах.

  4. Руслан

    Николай, пьянство на самом деле было, даже в Стерлитамаке, недавно обнаружил в журналах Стерлитамакской городской думы за 1885 год как раз таки упоминание городского главы что “люди на улицах пьют водку”. Не знаю, было ли пьянство причиной этого бунта, но судя по книге Морозовой “Пристань поколений”, кстати почитайте там по этому бунту подробно написано, что основные зачинщики – деревенские башкиры!

Ответить

*

Фотогалерея


Войти