ОСОБЕННЫЙ ГОД

2016 год объявлен Годом языка и литературы Великобритании и России. Это означает, что в России проводятся мероприятия, затрагивающие тему британской культуры при поддержке Британского Совета, и, соответственно, на территории Соединённого Королевства наши британские друзья смогут познакомиться с русским культурным наследием и, возможно, понять загадочную русскую душу.

Кроме того, минуло 400 лет со дня смерти Уильяма Шекспира, а это, как вы знаете, самый известный в мире драматург, славу которого вряд ли по силам затмить. Определённо, у нас есть уникальная возможность не только отдать, но и получить.

Конечно, основная масса мероприятий пройдёт в крупных городах. Особенно широким размах будет в Москве, где располагается представительство Британского Совета.

Впрочем, стерлитамакцам не стоит жаловаться – нам всё же удастся утащить скромный кусочек классического английского «пирога». Но не будем форсировать события – пусть всё идёт своим чередом.

ПОСТАНОВКА «МАКБЕТ».
ЧТО ОЖИДАТЬ?

Наш русский драматический театр открывает 71 театральный сезон. На первый взгляд, ничего примечательного в цифрах нет, да и вообще, цифры – штука утомительная. Но отбросив игривое настроение, чувствуешь, как подступает восхищение: в любое время, будь оно очень тяжёлым, когда даже смех звучит очень грустно, театр распахивает свои двери и приглашает нас разделить момент!

Премьера сезона всегда должна быть надёжной, крепко сдерживающей тыл. При этом актуальность выбранной для постановки пьесы должна, если не подаваться зрителю вместе с билетом, то хотя бы чувствоваться на тонких планах.

Вот и «юбиляр» – Шекспир – отличается правильно заданным вектором: ему удалось разглядеть сущность человечества и творить в соответствии с природными особенностями.

Чувствуете, к чему идёт разговор? Хорошо, не будем вас томить.

Премьерой, открывающей новый театральный сезон, станет «Макбет» под руководством Людмилы Исмайловой. Довольно смелое решение, надо отметить!

С одной стороны, это практически беспроигрышный вариант, с другой вот это «практически» может испортить всю малину – зрительско-обывательское восприятие обычно закостенелое, и редко кому удается разбить оковы любви к прямым трактовкам.

Что же выходит у Исмайловой?

История мрачного шекспировского Макбета непростая и запутанная, поэтому далеко не каждая адаптация способна не только постичь глубинный смысл, но и донести его до зрителя. Легенда о шотландском короле Макбете заинтересовала не только великого драматурга, но и его последователей.

Новый виток «макбетовской» истории – это его длинный и леденящий душу спуск в безумие, и Исмайлова раскрывает это мастерски. Её подход к пьесе можно назвать классической интерпретацией персонажей. Герои словно лишены каких-то очень практических вещей, например, тот факт, что причиной безумия Макбета становится посттравматическое стрессовое расстройство – Шекспир очень тонко даёт нам это понять – теряется в этой постановке.

Персонаж леди Макбет остаётся в пределах границ традиционных представлений о чересчур амбициозной умалишённой женщине, раздираемой демонами и жаждой власти. Она жертва собственных политических амбиций и готовности быть таковой ради престола. Леди Макбет решительна в своих
запросах и щедра на поступки. Под раздачу попадут все, кто в той или иной степени преграждает путь к короне.

Под физической оболочкой человечность Макбета истончается: нескончаемая война, сотни смертей, что прошли через него на полях сражений, постепенно заполняют его разум.

Последней каплей становится смерть Дункана, за которого он сражался и терял себя раз за разом. Отныне он упивается своей алчной властью в слепящем безумии. Это постановка о потерях, о том, какой ущерб наносят они человеческой личности и как глубоко въедаются в разум. Ведьмы в спектакле – не более, чем фикция. Скорее, они порождены невероятным количеством насилия, жестокости, боли и безумия, и люди, существуя в этих условиях, готовы перенести тяжесть решений на ведьм, чем признать собственную вину.

Искусство театра – это царство условности. Не требуется киношная зрелищность, где можно сойти с ума от аттракциона невиданной жестокости: ломают черепа, кромсают плоть и невероятно красиво окропляют кровью всё вокруг.

Каждая сцена постановки пронзительна, эмоциональна, напряжена, и всё же от неё веет безграничным миром – несгибаемым, свободным. Здесь не чувствуется суровая мшистая Шотландия. Это паттерн, применимый к современной реальности в том числе.

Как было сказано, каждая пьеса Шекспира пронзила жизнь настолько, что утратить актуальность ей не удастся.

Последняя сцена обеспечивает настоящий катарсис, смывающий всю смуту и тревогу, вызванные в душе при просмотре. Они очень символичны и страстны, смерть Макбета – единственный для него способ обрести долгожданный покой.

(Продолжение статьи вы можете прочитать в газете “Стерлитамакский рабочий” от 1 октября 2016 года)

Автор: (3 Окт 2016). Рубрика: Афиша, Главное, Увлечения. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти