Первоклассники будущего

К школе должны быть готовы не только дети, но и родители

Предосенний переполох стих: первоклассники благополучно начали учиться. Но поднимается следующая волна родительского беспокойства. У нынешних шестилеток осталось несколько месяцев, чтобы подготовиться к школе. Они, безмятежные, просят объяснить, почему кузнечик слышит ногами, выводят своё имя печатными буквами и лепят из пластилина «мячики солнечной системы». А мы присматриваемся: чему бы ещё научить детей, чтобы из них получились успешные первоклассники? Вот что об этом думают педагоги гимназии № 4.

РЕБЁНОК ДОЛЖЕН БЫТЬ ОБЛАСКАННЫМ

doshc

Светлана Владимировна Бекренева, педагог-психолог:

– Быть готовым к школе – это не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе означает быть готовым всему этому научиться. С приходом в школу изменяется образ жизни ребёнка, устанавливается новая система отношений с людьми, выдвигаются новые задачи. Если для дошкольника ведущий вид деятельности – игра, то для первоклассника – учёба. Ребёнок должен быть готов к этому и физически, и психологически. Физическая готовность – это хорошее состояние здоровья, оно позволит успешно осваивать образовательную программу. Это и развитая мелкая моторика (пальчики), и координация движений. Психологическая готовность включает в себя, во-первых, готовность мотивационную – желание ребёнка учиться. Это не то же самое, что желание пойти в школу: ребёнка должна интересовать не атрибутика школьной жизни (например, красивый ранец), а возможность получать знания.

Во-вторых, для нормальной адаптации к школьным условиям нужна эмоционально-волевая готовность. Речь идёт не столько об умении слушаться, сколько об умении слушать, вникать в то, о чём говорит взрослый. Ребёнку нужно понять и принять задание учителя, подчинить ему свои непосредственные желания. Важна усидчивость.

В-третьих, личностная и социальная готовность: ребёнок должен быть нравственно развитым – понимать, что хорошо, а что плохо, соблюдать запреты. Необходима коммуникабельность – умение общаться со сверстниками и взрослыми без агрессии, доброжелательно, признавая авторитет взрослых. В ребёнке должна быть воспитана толерантность – способность адекватно реагировать на конструктивную критику детей и взрослых, справедливо оценивать свою выполненную работу, а если есть ошибки, признавать их.

Наконец, интеллектуальная готовность. Это не умение читать и считать, а любознательность и соответствующее возрасту развитие памяти, речи и мышления.

– Как правильно мотивировать будущего школьника?

– Не приукрашивайте школьную жизнь. Лучше скажите: «Учиться тяжело, зато ты каждый день будешь узнавать много интересного, у тебя появятся новые друзья» и так далее.

– Какие ошибки в воспитании ребёнка могут помешать ему адаптироваться к школе?

– Зачастую родители предъявляют детям завышенные требования. Результат – заниженная самооценка и высокая тревожность. Другая крайность – вседозволенность и воспитание по типу кумира. Если в семье ребёнка уверяют: «Ты – лучший, ты – самый-самый», любое замечание учителя будет вызывать у маленького ученика болезненную реакцию. Я считаю, что ребёнок в семье должен быть обласканным. Если он общается с близкими без страха, то и в школе не будет бояться взаимодействия с учителем и другими детьми. Ещё одна ошибка родителей – закрывать глаза на отклонения в речевом развитии. Своевременное исправление недостатков произношения позволяет избежать серьёзных проблем с учёбой.

– То есть к школьному будущему детей должны готовиться прежде всего их родители?

– Совершенно верно. Протестируйте себя: готовы ли вы в интересах ребёнка жертвовать личным временем и привычками? Сдерживать отрицательные эмоции, не кричать, не унижать, не обижать сына или дочь? Не сравнивать с другими? Не наказывать без веской причины? Встречать ребёнка из школы с улыбкой? Быть щедрым на похвалу за результаты?

– Насколько оправданно желание родителей развивать детей всесторонне, то есть водить в несколько кружков, секций и студий?

– Важно помнить: главное дело дошкольника – играть. В сюжетно-ролевых играх ребёнок усваивает нормы поведения, проявляет инициативу, в игре совершенствуются все мыслительные процессы. Если ребёнок мало и неохотно играет – не исключена задержка психического развития. Итак, убрать игру из распорядка дня дошкольника мы не можем. Значит, распределяем оставшееся от игры время: если ребёнок успешно совмещает несколько видов занятий, и ему это нравится, пусть так и будет. Если дошкольник психологически истощён, не хочет идти на танцы или на английский, значит, от нелюбимых занятий стоит отказаться. Бывает и так: ребёнок играет во дворе, занимается дома с мамой по книжкам, в семье спокойно и радостно, между родителями прекрасные отношения. Тогда ребёнка при сохранном интеллекте дополнительно до школы можно и не развивать.

ДОШКОЛЬНИК ИЛИ «МАЛЕНЬКИЙ ПРОФЕССОР»?

doshcol

Лилия Римовна Сайфуллина, заместитель директора, курирующая предметы начальной школы:

– Опыт педагогов показывает, что успешно занимается только тот ученик, который умеет управлять собой, подчиняясь требованиям взрослых. Поэтому успех в освоении школьных предметов зависит от способности слушать и слышать учителя, выполнять правила, по которым организована учебная жизнь в школе. Такой навык вырабатывается вами, родители: нужно чётко организовать то время, которое ребёнок проводит дома. Если он имеет определённый перечень домашних обязанностей, соблюдает режим дня, не спорит с вами, когда ему дают конкретное поручение, осмысленно смотрит телепередачи, то он достаточно легко и за короткое время станет учеником, который своими успехами будет приносить радость самому себе, вам и учителям.

– Обязательно ли ребёнок должен уметь читать и писать к первому классу?

– Не обязательно. Ваших детей научат этому в школе. Но всё же читающему ребёнку легче, так как в первое время за счёт навыка чтения у него появляется уверенность в успешности, он делает что-то быстрее других, более высоко себя оценивает. Психологами установлено, что читающие дети обладают более высокой самооценкой, чем их нечитающие сверстники. Теперь о навыках письма. Если будущего первоклассника учат писать специалисты, то это полезно. Но не пытайтесь учить писать самостоятельно. Вспомните, как тяжело переучиваться, если вы к чему-то привыкли, если выработался навык. Задача родителей в подготовке ребёнка к письму – создать как можно больше ситуаций, в которых будут задействованы мышцы рук и пальцев. Для этого существуют разнообразные приёмы: нанизывание бисера на нитку, перебирание крупы, гороха, пуговиц, вышивание, сбор мозаики, состоящей из мелких деталей. Все эти и подобные им движения направлены не только на развитие мелкой моторики, но и на развитие мозга ребёнка.

(Продолжение статьи вы можете прочитать в газете “Стерлитамакский рабочий” от 28 октября 2016 года)

Беседовала Екатерина ЯКОВЛЕВА

Автор: (28 Окт 2016). Рубрика: Главное, Молодежь, Образование. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти