«Чтобы, оглянувшись, мы увидели не только руины»

Судьба художника

Ночь. Внезапный гул мотора – это «чёрный ворон» у ворот. Вывели художника из дома. И сюда он больше не придёт… Стихи слагались сами собой на выставке репрессированного художника Рихарда Финка. Она открылась в Стерлитамакском многопрофильном колледже. Широкой публике Р.Финк совершенно не известен. И произведения его попали в наш город по воле случая.

cartinci

Кто же такой Рихард Финк? Советский немец. Была когда-то в нашем государстве АССР Немцев Поволжья, которая славилась развитыми экономикой и культурой. Там в Маркштадтском кантоне, в селе Гинденфлюр жила семья Рихарда. Юноша рано уехал из дома. Без труда поступил в знаменитое Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учился у Константина Коровина – живописца, театрального декоратора, архитектора, художника прикладного искусства, писателя и педагога. Всё было под силу этому удивительно талантливому человеку, но самым изумительным было его стремление передать радость и красоту окружающего мира. Рихард многое перенял у своего педагога. Регулярные выставки молодого художника не остались незамеченными. Вскоре Р.Финка принимают в Союз художников. Жизнь казалась сбывшейся мечтой. Но в 1937-1938 годах НКВД была проведена так называемая «немецкая операция». Начались массовые аресты и увольнения. В начале войны был арестован и Рихард Финк.

Почему искусство всегда, всюду и во все времена вызывало боязливую ненависть у тиранов, царей и вождей? На этот вопрос дал однозначный ответ поэт Иосиф Бродский. Он писал, что общество, не читая стихов, опускается до такого уровня речи, при котором оно быстро становится лёгкой добычей демагога или тирана. Вообще любое искусство вольно или невольно поощряет в человеке ощущение индивидуальности, уникальности, отдельности, превращая его из общественного животного в личность.

Рихард Финк был сослан в Сибирь на десять лет. Известно, что отбывающему срок в ИТЛ (исправительно-трудовых лагерях) художнику, прежде чем получить право трудиться хотя бы около своей специальности, надо было отработать определённый срок на общих работах – лесоповале, складе, золотых приисках, стройке и т.д. Зарекомендовав себя, он мог получить официальный статус маляра, клубного оформителя, сценографа, если в лагере делались театральные постановки. Тогда появлялся доступ к бумаге, карандашам, краскам, работе для себя, тайно, урывками.

На выставке можно увидеть портреты, жанровые сценки, иногда пейзажи, выполненные графитным карандашом – 36 набросков, зарисовок и рисунков с 1925 по 1948 годы. Один из общих признаков лагерных рисунков – в первую очередь, размер: листки величиной с ладонь или чуть больше – их легче прятать. Бытовые зарисовки – документы эпохи, места, времени, выполненные на шероховатой бумаге, очень скромные, негромкие и в то же время – исповедальные. Само видение художника питается впечатлениями времени, когда жизнь становится драгоценным подарком.

(Продолжение статьи вы можете прочитать в газете “Стерлитамакский рабочий” от 17 ноября 2016 года)

Евгения ДЬЯКОНОВА

Автор: (17 Ноя 2016). Рубрика: Главное, Культура, Отдых. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти