Без пяти одиннадцать веков

Ибн Фадлан – о башкирах, булгарах и русах

Через несколько лет башкирский народ официально отметит своё 1100-летие. Это, конечно, не значит, что в означенный день и час состоялось торжественное «рождение» народа. Просто 1095 лет назад, в 921 году, стартовала знаменитая экспедиция багдадского халифа в страну Булгар (Волжскую Булгарию). Длилась она почти год. В составе экспедиции оказался и араб Ахмад ибн Фадлан, которому было поручено в деталях описать каждый день путешествия. В дневниках секретаря экспедиции наряду с описаниями русов, булгар (предков казанских татар и чувашей), хазар, печенегов сохранились и первые письменные описания жизни, быта, верований башкир.

bashcir

«ТРИНАДЦАТЫЙ ВОИН»

Хроники ибн Фадлана открыл миру Заки Валиди. Именно он обнаружил его рукописи в 1923 году в библиотеке иранского города Мешхеда и ввёл их в научный оборот. С тех пор имя ибн Фадлана обросло такими легендами, что его не обошёл вниманием даже Голливуд. Фильм «Тринадцатый воин» (1999 год) с Антонио Бандерасом в главной роли посвящён именно ибн Фадлану. Правда, американские кинематографисты по традиции предпочли исторической действительности мистические приключения в жанре фэнтези. Несмотря на то, что сам ибн Фадлан не пожалел чернил на башкир, в фильме вы их не увидите. Как, впрочем, и русов. А булгары упоминаются лишь вскользь.

Очевидно, создатели фильма не стали впадать в географические и исторические тонкости, обобщив башкир с «воинами татарами», которые «грабят караваны».

Как говорится в хрониках ибн Фадлана, булгарский правитель Алмус, сын Шилки, утвердивший в своей стране ислам, упросил багдадского халифа прислать вероучителей и инженеров для строительства мусульманских храмов. Видимо, особого выбора с верой у него не было. Иудаизм, который распространился в соседнем Хазарском каганате, отпадал по политическим соображениям: хазары были врагами булгар. Русь тогда ещё сама была языческой, а до Византии было далеко. В общем, Алмус решил остановиться на исламе. Дело оставалось за малым: придать акции характер масштабного политического события.

Обогнув Аральское море, с трудом переправившись через реку Чаган (Западный Казахстан), караван прошёл кочевья гузов – тюркского народа, родственного печенегам. Здесь, на Чагане, ибн Фадлан впервые упоминает башкир. Он пишет о том, что путники сначала переправили вооружённый отряд, «чтобы здешние башкиры не напали на караван».

На озере Челкар, что близ нынешнего г.Уральска, они гостили у печенегов – народа «в жалком положении», темноволосого, с бритыми лицами… Далее путешественники чуть не утонули при переправе через Яик (Урал). Эта река унесла у них «много людей, верблюдов и лошадей». Потом, оставив реки Иргиз, Мочу, Самару, Кинель, Сок, Кондурчу и обогнув Сакмарскую Луку, попали в Башкирию.

ДВЕНАДЦАТЬ БОГОВ СТРАНЫ «АЛЬ-БАШКИРД»

«…И вот мы прибыли в страну народа тюрок, называемого Аль-Башкирд, – дрожащей рукой выводит он. – Мы остерегались их с величайшей осторожностью… Встречает здесь человек человека, отсекает ему голову, берёт её с собой, а его самого оставляет…».

Страхи путешественника, навеянные слухами, оказались напрасными. Никто здесь на них нападать не собирался. А среди башкир даже нашёлся проводник, «который уже принял ислам…». Последнее обстоятельство – свидетельство того, что ислам начал проникать сюда тысячу с лишним лет назад.

Но языческие верования были куда сильнее. Основных богов у башкир тогда было двенадцать. Это боги лета, осени, зимы, весны, дождя, деревьев, людей, лошадей, воды, ночи, дня, земли. А главный – «который в небе, самый больший из них».

А ещё ибн Фадлан утверждал, что «одна группа башкир поклоняется змеям, другая поклоняется рыбам, третья поклоняется журавлям, и мне сообщили, что они (некогда) вели войну с одним народом из числа своих врагов, что они (враги) обратили их (башкир) в бегство и что журавли закричали сзади них (врагов), так что те испугались и сами были обращены в бегство… И поэтому башкиры поклоняются журавлям».

Кстати, журавли прочно прописались и в башкирском фольклоре. Не случайно первый национальный балет «Журавлиная песнь» был написан на основе либретто легенды о журавлях.

Таким образом, тысячу с лишним лет назад башкиры придерживались нескольких языческих верований. У одних миром «управлял» верховный бог неба вместе с двенадцатью богами, другие поклонялись змеям, рыбам и птицам. По мнению историка А.Ковалевского, первые относились к башкирам-тюркам, вторые – к башкирам венгерского происхождения. Ничего удивительного: прародиной венгров была Башкирия. Сегодняшние башкиры не имеют ничего общего с мадьярами. Но иногда их учёные заглядывают к нам в поисках прародины. В 1995 году в Уфе даже побывала венгерская делегация с визитом, приуроченным к 1100-летию исхода мадьяр из Приуралья и Поволжья.

(Продолжение статьи вы можете прочитать в газете “Стерлитамакский рабочий” от 5 ноября 2016 года)

Фаяз ЮМАГУЗИН

Автор: (7 Ноя 2016). Рубрика: Главное, История, Лента новостей. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти