Исповедь из-за кулис

Чего не полагалось видеть зрителю?

Четверть века назад родился Стерлитамакский башкирский театр. Мы хотим рассказать о некоторых фрагментах того, что творилось за кулисами. О том, чего зрителю, по большому счёту, видеть не полагалось. Это – история создания Стерлитамакского башкирского театра глазами тех, кто стоял к его истоков.

teatralnpred

fayz

Как известно, театр начинается с вешалки. С вешалкой-то как раз проблем не было. Башкирская труппа зародилась в здании русского театра. За что надо сказать отдельное спасибо его коллективу. За поддержку и, если хотите, за терпение, с которым они делили сцену, реквизит, костюмы и репетиционные залы. Что ни говори, а в театральном мире двум творческим «медведям» в одной берлоге всегда тесно.

Известно, что Стерлитамакский башкирский театр начался с режиссёра Салаватского башкирского театра Гульдар Ильясовой. Впервые я столкнулся с её творчеством в спектакле «Расстрелянный табун». Единственный выездной спектакль салаватцев произвёл тогда на меня неизгладимое впечатление. Это было доселе неведомое для национального театра явление. Никаких импозантных героев-любовников из «угнетаемых» классов и их антиподов – придурковатых, жирных байских сынков. Никаких надрывов в стиле индийских мелодрам. Гульдар Музаффаровна поведала о судьбе народа через образ «закадрового» героя – колхозной лошади. Только на сцене никакой лошади и не было.

Примерно через полгода до меня дошли слухи, что в русском театре ставит спектакли та самая режиссёр из Салавата. И мечтает о создании башкирской труппы. Собственно с переезда талантливого режиссёра в наш город и начался будущий коллектив.

Приехала она не одна, а с заслуженной актрисой БАССР (ныне народной) Киньябикой Исламгуловой. Поверив на слово подруге, она бросила Салаватский театр и перебралась в Стерлитамак, в неизвестность. За ней из Салавата приехала народная (тогда ещё заслуженная) артистка республики Рафига Галина.

Вы будете смеяться, но третьим актёром несуществующего театра стал я. Причём, мне предложили одну из главных ролей. В таком составе мы и приступили к репетиции спектакля по пьесе казахского драматурга Дулата Исабекова «Наследники», в котором были десять(!) ролей.

В насмешках за спиной Гульдар Музаффаровны не было недостатка: молодой режиссёр, две артистки и один журналист взялись за создание государственного теат-
ра. Сказать по правде, меня самого терзали сомнения. Утешало только то, что в отличие от других «авантюристов» нашей команды, я ничем не рисковал. Повариться в театральной среде, увидеть закулисье, поучаствовать на репетициях профессионального театра – в конце концов, неплохое времяпрепровождение для журналиста, жаждущего интересных тем.

И вот, когда я в очередной раз тешил себя тем, что ничего не потерял, тишину режиссёрской комнаты, где мы понуро сидели всей «могучей кучкой», разорвал пронзительный телефонный звонок. Через секунду Гульдар Музаффаровна едва сдерживала слёзы: «Ильшат ага-ай!!!». Но это были слёзы радости. Звонил из Казани заслуженный артист России Ильшат Юмагулов. Свершилось чудо: мэтр башкирского театра, его легенда, одно имя которого могло стать брендом любого театрального коллектива, после долгих раздумий решился нас поддержать. С этого момента стало ясно: театру быть!

Однажды в репетиционный зал заглянул молодой человек и, выхватив взглядом режиссёра, вполголоса позвал: «Гульдар-апа». Это был молодой артист Молодёжного (ныне Национального) театра Тагир Искандаров, будущий заслуженный артист республики, который потом долгое время будет возглавлять театр в должности директора. Он стал пятым в актёрском составе. Ну, если точнее – четвёртым профессиональным артистом. Тот факт, что Гульдар Музаффаровне удавалось каким-то образом «уболтать» актёров из других театров, в том числе и столичных, красноречиво говорит не только о её творческих, но и организаторских способностях.

Как и я, «с улицы» пришла молодая девчонка Ляйсян Абдрахманова. Ныне заслуженная артистка республики Ляйсян Каримова начинала с маленькой эпизодической роли. Ещё одну эпизодическую роль сократили, другую сыграла сама Гульдар Музаффаровна. Но артистов на второстепенные роли катастрофически не хватало. Пришлось попросить актёров из русского театра. Тут следует пояснить, что башкирский язык тогда в школах не изучался, а башкирское произношение – не подарок. Для начала их попросили произнести несколько слов по-английски. И, убедившись в безупречности произношения, стали обучать коротким репликам на башкирском.

Был во всей этой эпопее момент, когда спектакль чуть не сорвался. Вмешался так называемый «человеческий фактор». Ильшат Халилович, как и многие творческие личности, был человеком эмоциональным, взрывным, хотя и быстро отходчивым. Приехал он сюда один, налегке. А после Уфы и Казани Стерлитамак не показался бы подарком даже аскету. Человек в общем-то неприхотливый, он до поры до времени не выражал особых претензий по поводу ведомственной «хрущёбы», ящиков вместо стульев (кухонный стол я лично принёс к нему из дома) и прочих «прелестей» бытовой неустроенности. Но вскоре к нему приехала жена и, увидев всё это «великолепие», как и любая нормальная женщина, устроила скандал. Будучи человеком впечатлительным, он принял её сторону и тоже взорвался.

Мы жили по соседству, через дом. В тот день какое-то шестое чувство привело меня к Ильшату Халиловичу. Столкнулись мы в подъезде, когда они с женой, хлопнув дверью, направлялись на автовокзал. Покорно приняв на себя весь праведный гнев мэтра (как будто от меня зависели все бытовые проблемы), я вызвался их проводить. По дороге лихорадочно обдумывал, как быть. Уедет сейчас Ильшат-агай, и никакого театра не будет. Заменить его на скорую руку некем. Сотовых телефонов тогда не было: позвонить кому-либо, поднять тревогу невозможно. Уговаривать остаться – нет смысла. Не бросаться же ему под ноги…

(Продолжение статьи вы можете прочитать в газете “Стерлитамакский рабочий” от 15 ноября 2016 года)

Фаяз ЮМАГУЗИН

Кабинет гирудотерапии (лечение пиявкой), терапии, рефлексотерапии. Приём ведёт Филимонова Любовь Анатольевна, врач высшей кв.кат. Каб. №426, поликлиники ГБУЗ КБ №1, ул. Коммунистическая,91. Тел. 8-905-308-09-65, 22-29-54. (пн., ср., пт., с 17 до 19 часов). Доп. информ. www.girudamed.ru УТОЧНИТЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. Лиц. ЛО-02-01-003497 МЗ РБ. Реклама. 210104
Автор: (15 Ноя 2016). Рубрика: Главное, Культура, Общество. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти