Камерный рай

Новая постановка Стерлитамакского башкирского театра

«Земля, где сбываются мечты» – так называется новая постановка Стерлитамакского башкирского театра по пьесе Веры Аккерман. Режиссёр спектакля Айдар Зарипов вместе с Зиннуром Сулеймановым (они же – мастера спецкурса «Актёрское искусство» Республиканского колледжа культуры и искусства) для своих подопечных выбрали форму камерного спектакля.

noxghisc

В камерном спектакле (от английского «chamber» – «комната») действие происходит не в огромном зале, а в небольшом помещении, а актёры находятся от зрителя буквально на расстоянии вытянутой руки. Сам зритель практически чувствует себя участником событий, разворачивающихся у него перед глазами.

Мы так подробно останавливаемся на камерности спектакля, потому что для Стерлитамакского башкирского (пожалуй, и, в целом, для национального) театра явление это уникальное. Лично мне доводилось видеть лишь одну национальную камерную постановку. Это спектакль «Пегий пёс, бегущий краем моря» Национального молодёжного театра им. М.Карима в Уфе. Но в этом театре есть свой зал для камерных спектаклей – со зрительскими местами, расположенными в виде амфитеатра. У нас такого зала нет, поэтому создатели спектакля попросту вынесли зал (вернее, стулья) на сцену.

Чаще камерные спектакли бывают одноактными. Как правило, в таких постановках нет громоздких декораций, ярких исторических костюмов, броского грима. На сцене правит эмоциональность, бушуют человеческие страсти.

В студенческой «двухактовке» не отказались от декораций. Художник Лилия Сулейманова довольно внятно представила зрителю интерьер сельского дома с его занавесочками, дверьми, окнами, сундуками…. По духу же спектакль получился в полном смысле камерным: эмоций и страстей хватало.

Читатель, наверное, уже догадался, что это была дипломная работа выпускников Республиканского колледжа культуры и искусства. До финиша спецкурса, набранного для нашего театра, дошли шестеро студентов: пять девочек и один парень. И вот он – итог их четырёхлетней студенческой эпопеи. Работа, с которой они вступают на профессиональную актёрскую стезю. И которая – теперь это уже точно – вошла в репертуар Стерлитамакского башкирского театра.

Зачастую главной проблемой в дипломной работе становится выбор пьесы. Потому что непросто подобрать сценический материал под определённое количество студентов. Когда героев меньше или больше, возникает проблема распределения ролей. В пьесе В.Аккерман пять ролей, а студентов было шестеро. Пришлось для Айгузель Вагаповой вводить бессловесную роль, не то бабушки-невидимки, не то привидения-экстрасенса, видимо, символизирующую дух заброшенного русского села. Нововведение позволило обыграть некоторые интересные режиссёрские решения с монеткой, сцены с наушниками от «полтергейста» и прочую фантастику.

Сюжет, закрученный на манер детектива, захватывает зрителя с первых минут (тому в немалой степени способствует и удачно подобранное музыкальное оформление Сайдаша Сесенбаева). Это как в «Десяти негритятах» А.Кристи. Герои молодёжной комедии поначалу тоже толком не понимают, кто и зачем их здесь собрал. Разница лишь в том, что они находятся не в замке, а под крышей заброшенного деревенского дома на окраине опустевшего села. Сотовый не ловит, домашний телефон не работает, телевизора нет, за окном гремит гроза, грохочет гром и стоит непролазная грязь. Кстати, из-за непогоды следующий автобус придёт только через три дня.

Как сказано в анонсе самого спектакля, это комедия о молодых людях из глубинки. За внешней лёгкостью сюжета скрыта серьёзная тема вымирающего села. Но в первую очередь, это история превращения гадкого утёнка в каком-то несуразном пёстром сарафане в прекрасного лебедя. Кстати, о птичках. Как выясняется по ходу спектакля, фамилия главной героини Жанны (она же Женя) – Лебедева. Как и автора пьесы (Аккерман – это псевдоним. Невольно возникают мысли по поводу автобиографичности пьесы).

Я не случайно назвал героиню Лилии Ишматовой главной, хотя главные здесь практически все. Она абсолютно естественна в своём поведении и тем подкупает зрителя. Образ молодой женщины, к 27 годам родившей двоих детей от разных мужчин, не только не вызывает какого-либо зрительского порицания, но уже с первых минут выводит её на первый план. А в мелодраматичном финале и вовсе вызывает слёзные симпатии у наиболее эмоциональной части публики.

Почти полная ей противоположность – остальные героини. Но и они к финалу проходят духовную метаморфозу – возвращаются к своей сущности. И утыканная клёпками поклонница готического стиля Софи (Света) – героиня Нурзиды Салимгареевой, и пампушка Николь (Настя) Алины Фазыловой, и мечтающая о подиуме «фифочка» Люси (Лиля) Алии Саниевой – четыре «москвички» на поверку оказываются деревенскими девчатами. Вчерашние колхозницы, укатившие в Москву в поисках земного рая.

А земной рай – вот он: в чисто прибранной просторной избе, что на окраине большого, но почти заброшенного села. Есть в этом «замке» и свой принц с весьма прозаичным именем Иван (Тан Хусаинов) – крепко стоящий на ногах, преуспевающий молодой фермер, да ещё с такой роскошной фамилией – Соколов! Ну как тут не поступиться принципами и не сменить свою звучную девичью фамилию «Лебедева» на «Соколову»!..

При всей условности, порой надуманности, а местами даже в какой-то мере гротескности сюжета спектакль подкупает зрителя глубиной человеческих отношений. Его создателям удалось воплотить на сцене расхожую женскую мечту о рае с милым в шалаше. Хочется верить, что хотя бы в случае с нашей героиней эти мечты станут реальностью. Ведь это земля, на которой сбываются мечты. Пусть даже она находится в глухой российской глубинке.

Фаяз ЮМАГУЗИН

Автор: (9 Ноя 2016). Рубрика: Культура, Молодежь, Общество. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти