Ветер перемен в гимназии № 1

25 лет свершений и побед

В этом году гимназия № 1 в четвёртый раз вошла в список лучших школ России – знаменитые «Топ-500». Этот рейтинг появился в 2013 году. Его составители, авторитетные и независимые эксперты, долго и серьёзно дискутировали, какие критерии стоит учитывать, а на какие не обращать внимания, чтобы оценка получилась объективной и честной. До 2014 года включительно для формирования рейтингов использовался критерий результативности ЕГЭ. Начиная с 2015 года, – ОГЭ, но показатель олимпиад остался прежним. При этом сейчас учитываются как степень подготовленности учащихся к продолжению обучения в старшей школе, так и шансы поступления в вузы.

Четыре раза по всем критериям гимназия № 1 била рекорды. Формула успеха сложилась ещё в прошлом веке.

gimn

gimnaz

gimnazia

В НАЧАЛЕ СЛАВНЫХ ДЕЛ

Вспоминает преподаватель иностранных языков Юлия Ахметовна Сабитова:

– Я начала работать в школе № 20 с августа 1983 года заместителем директора по иностранным языкам. Необычная должность? Но ведь и школа отличалась тем же. Благодаря инициативе директора Александра Андреевича Буксмана английский язык преподавался здесь по особой углублённой программе. Она давала возможность для творчества и педагогического маневрирования. Для этого были нужны и особые учителя – талантливые, смелые, фанатики своего дела. И они у нас работали! Одна беда: мы не могли вырваться из консервативной системы организации школьной жизни. Образно говоря – ходили по кругу, а нам хотелось по спирали.

Всё изменилось с появлением информации о деятельности В.А.Караковского, А.Н.Тубельского, Е.А.Ямбурга. Ведущая идея педагогов-новаторов – ориентация на личность школьника, на его интересы и способности. В концепцию новой школы были положены гуманистические принципы: школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку; воспитание и обучение без уважения – подавление; обучение и воспитание эффективны, если они целесообразны и нешаблонны; главный инструмент воспитания – коллектив школы, союз детей и взрослых, объединённых общими целями, деятельностью, общей ответственностью. Самый главный посыл – не ребёнок приспосабливается к школе, а школа адаптируется под возможности, потребности и способности ребёнка. Разработчики и авторы адаптивной модели школы видели её разноуровневой и многопрофильной массовой школой с набором классов различной направленности. И, конечно же, открытой для детей самых разных возможностей вне зависимости от способностей, индивидуальных психологических особенностей, здоровья, склонностей, материальной обеспеченности семьи. К ней прилагалась мощная система дополнительного образования. Например, школа художественных ремёсел, театральная студия, клуб любителей кино.

Тогда мы ездили по всей стране, собирая золотые крупинки педагогических открытий и опыта. Побывали и в знаменитой Ленинградской математической школе. К счастью, наши учителя были готовы к переменам и приветствовали их, подтверждая на практике старую истину – кадры решают всё.

ШКОЛА № 20 ПРЕВРАТИЛАСЬ В ПЕРВУЮ ГИМНАЗИЮ

Сейчас к девяностым годам приклеили эпитет – лихие. Но они были ещё и творческие: появилось новое кино, революционизировалась экономика, повеяло свежим ветром в системе образования. В это время в школу № 20 пришёл Р.Р.Тажиев.

– Здесь уже была готовая база, – говорит Риф Рахимович, – и можно было двигаться дальше. В 1991 году нам дали возможность закрыть школу и уволить учителей. Затем мы устроили практически всех, кто захотел вернуться. Так школа № 20 стала гимназией № 1.

Перед нами стояли две главные задачи: во-первых, удержать сильных учителей в системе образования – гимназический статус позволял сделать это. Во-вторых, организовать научно-исследовательскую работу, для чего к ставке преподавателя прибавили три часа.

– Первые годы были самыми бурными, – продолжает Л.Л.Ершова (она много лет занимала должность заместителя директора по научной работе). Учителя сами писали программы углублённого изучения предметов. Начал работать психолог. Появилась возможность проводить мозговые штурмы. Учителя начальных классов освоили и претворили в жизнь технологии развивающего обучения Эльконина и Давыдова. Преподаватель математики Анатолий Иванович Антипов доказал на деле, что не бывает детей, не способных к математике, – есть учителя, не способные их обучить.

Символом гимназии стала ласточка – первая птичка, которая приносит нам весну и ветер перемен. С тех пор в гимназии № 1 укоренилась добрая традиция – быть первыми везде и во всём.

(Продолжение статьи вы можете прочитать в газете “Стерлитамакский рабочий” от 8 ноября 2016 года)

Евгения ДЬЯКОНОВА

Автор: (8 Ноя 2016). Рубрика: Главное, Молодежь, Образование. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти