Будущее – за электронными услугами

18 декабря исполняется 99 лет органам ЗАГС

Нашу жизнь невозможно представить без важнейших для каждого из нас событий, как радостных и волнующих (рождение ребёнка, создание семьи), так и печальных (развод, смерть близкого человека). Фиксация этих событий находится в ведении органов ЗАГС, которые ровно через год будут отмечать столетие со дня своего образования. Сегодня мы беседуем с начальником отдела ЗАГС в г.Стерлитамаке Госкомитета РБ по делам юстиции Галиной Александровной Кузнецовой о прошлом, настоящем и будущем загса.

zags

– Для начала немного истории. Своим рождением органы ЗАГС обязаны советской власти?

– До Октябрьской революции при рождении, заключении брака, смерти производились соответствующие записи в церковных и мечетных книгах в зависимости от вероисповедания человека. Кстати, такие книги до сих пор хранятся в архивах загсов, в том числе и нашего. Но начиная с 1917 года государство стремилось контролировать рождение человека, создание и распад семьи, а также личные права своих граждан. 18 декабря 1917 года вышел декрет ВЦИК и Совнаркома «О гражданском браке, о детях и о введении книг актов гражданского состояния», а 19 декабря – декрет «О расторжении брака». Тогда и начали создаваться отделы ЗАГС, на которые были возложены функции по регистрации актов гражданского состояния.

Период с 1917 по 1930 годы для органов ЗАГС был достаточно сложным. В них не всегда работали грамотные люди, а ошибки, которые они допускали, потом создавали проблемы в жизни конкретных граждан. До начала 60-х годов не было стройной структуры органов ЗАГС, не было и постоянного органа, которому бы они подчинялись. В 1969 году был утверждён кодекс о браке и семье в РСФСР, возложивший обязанности по регистрации актов гражданского состояния на отделы ЗАГС районных и городских Советов народных депутатов.

Существенные изменения в системе управления загсами произошли в 1997 году после принятия Федерального закона «Об актах гражданского состояния». С тех пор ведение записей актов было доверено только специализированным государственным органам ЗАГС. В 2001 году в республике были созданы территориальные отделы, подчинённые управлению ЗАГС. А в 2005 году создаются территориальные структурные подразделения Министерства юстиции в районах и городах республики.

– Многие из нас чаще всего связывают слово «загс» со свадьбой или регистрацией новорождённого. Но ведь вы находитесь рядом с людьми не только в праздники, но и в будни.

– Конечно, свадьба – это мероприятие публичное, яркое, праздничное. Рождается новая семья, и чаще всего это происходит в присутствии гостей – родственников, друзей. Но это далеко не всё, чем исчерпывается наша деятельность.

Основной задачей отдела ЗАГС является соблюдение законности при регистрации актов гражданского состояния, то есть действий или событий, влияющих на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующих правовое состояние граждан. Мы регистрируем рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемену имени, смерть.

Кроме того, орган ЗАГС исправляет, изменяет, восстанавливает и аннулирует записи актов гражданского состояния и осуществляет их хранение. Мы выдаём повторные свидетельства и справки, подтверждающие факты регистрации актов гражданского состояния. И, конечно, в наши обязанности входит обеспечение торжественной обстановки при регистрации рождений и браков.

Также отдел осуществляет подготовку материалов о перемене гражданами РФ имени, ведёт учёт записей актов гражданского состояния, произведённых на территории Стерлитамака, проводит приём граждан по разъяснению действующего семейного законодательства и многое другое.

– Галина Александровна, поговорим о вашем архиве. В каком виде он сегодня существует, и как долго в нём сохраняются документы?

– Книги записей актов гражданского состояния имеют огромное значение для государства и общества. Это не только память о событиях и жизни людей, но и достоверные документальные сведения для проведения научных, социально-правовых, социологических, генеалогических исследований, источник для изучения российской истории. Кроме того, это ещё и основание для юридической защиты законных интересов граждан. Только государственная регистрация подтверждает наши права и обязанности – семейные, пенсионные, наследственные.

Неслучайно срок хранения книг в органах ЗАГС увеличен с 75 до 100 лет с последующей передачей их на постоянное хранение в государственный архив. Все эти годы документы человека могут «свидетельствовать» за него, «давать показания», «участвовать в процессе» и даже проливать свет на семейные тайны.

Теперь о носителях информации. Увеличение объёма архивного фонда стало одной из причин для создания электронных информационных ресурсов загса. В настоящее время на хранении в отделе ЗАГС Стерлитамака находится около семисот тысяч записей актов. В ближайшем будущем произойдёт стопроцентный перевод бумажных носителей в электронный вид. Силами нашего отдела в электронный банк данных внесено более 88 процентов записей актов.

– А что такое «электронный ЗАГС»?

– Активное развитие государственных услуг в электронном виде диктует свои требования к функциональным возможностям государственных информационных систем. Органы ЗАГС обязаны оперативно предоставлять сведения, что обусловливает необходимость перевода архивных документов загса в электронную форму. Пока в российских органах ЗАГС не выработана единая методология по созданию электронных ресурсов архивных фондов и электронных услуг. Сегодня идёт создание единой системы учёта записей актов гражданского состояния «Электронный ЗАГС». С помощью этой системы должны реализовываться услуги по регистрации актов и выдаче повторных свидетельств в электронном виде, а также предоставляться сведения в подразделения ОФМС России, Пенсионного фонда РФ, органы социальной защиты и другие органы власти.

Создание электронного архива – очень трудоёмкий процесс, связанный со значительным повышением нагрузки на сотрудников отдела, так как требует их отвлечения от основной работы.

Мы уделяем большое внимание обеспечению сохранности архивных книг, созданию условий, исключающих утрату, порчу документов. Но мы не только сохраняем, комплектуем, но и активно используем архивный фонд, который очень востребован. Только в 2016 году в наш архив поступили 6665 запросов от организаций и граждан по поводу выдачи или высылки документов. Кроме того, более шести тысяч человек обратились к нам лично. В порядке межведомственного взаимодействия передано информации из более 106 тысяч записей актов.

Создание электронного архива и перевод в электронный вид записей актов обеспечат сокращение сроков предоставляемых услуг, систематизацию и оптимизацию хранения электронных документов. Будет осуществлён полный переход на электронный документооборот и предоставление государственных услуг в электронном виде. При этом будет создана система двойного хранения актовых записей – в бумажном и электронном виде. Это обеспечит сохранность записей, а значит, права семьи и каждого человека будут надёжно защищены в будущем.

(Продолжение статьи вы можете прочитать в газете “Стерлитамакский рабочий” от 17 декабря 2016 года)

Марина ВОРОНОВА

Кабинет гирудотерапии (лечение пиявкой), терапии, рефлексотерапии. Приём ведёт Филимонова Любовь Анатольевна, врач высшей кв.кат. Каб. №426, поликлиники ГБУЗ КБ №1, ул. Коммунистическая,91. Тел. 8-905-308-09-65, 22-29-54. (пн., ср., пт., с 17 до 19 часов). Доп. информ. www.girudamed.ru УТОЧНИТЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. Лиц. ЛО-02-01-003497 МЗ РБ. Реклама. 210104
Автор: (19 Дек 2016). Рубрика: Главное, Общество. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти