Прима

О жизни на сцене, вместившей сотни судеб героинь

Почти полвека на сцене – это не просто напоминание о бренности бытия, но и повод поговорить о творчестве. О ролях, за каждой из которых – чья-то судьба, воспетая на подмостках сцены.

galina

Стерлитамакскому зрителю народная актриса республики Рафига Галина известна больше по характерным ролям умудрённых жизненным опытом женщин и по комедийным образам незатейливых бабулек. Конечно, первые лет двадцать своей сценической жизни (а на сцену начала выходить ещё в студенческие годы) она играла юных героинь. Эти образы остались в стенах Салаватского театра. После окончания института искусств их с супругом распределили в Салаватский театр. Но поскольку Равиль был младше её на курс, Рафиге пришлось год отработать в башкирской труппе театра кукол. Об этом этапе своей творческой биографии Рафига Арслановна вспоминает с особой теплотой. Специфика актёров этого театра такова, что сами они, при всех своих заслугах, остаются инкогнито. Юные зрители видят только сценических героев из папье-маше. Но, как известно, дети – самые благодарные, самые искренние зрители. Их не проведёшь. И та искренняя радость, смех, тепло, что они дарят из зала, – дорогого стоят.

Её путь на сцену начался с хике. Так называются топчаны, что когда-то заменяли практически всю мебель в каждой башкирской избе. На этих самых накрытых домоткаными паласами хике в полдома, среди перин и одеял, девочки устраивали вечерние представления. Обязательные ширмочки превращались в занавеси, а домочадцы – в зрителей. Раз в сельпо привезли мандолины. После этого у каждой девочки появился свой инструмент. Но у Рафиги лучше получалось с танцами. С первого класса она была неизменной участницей школьных утренников: танцевала башкирские, украинские и другие танцы. После школы перед ней не стоял вопрос, куда поступать. Прямо с газетой, в которой было напечатано объявление о наборе, она поехала в Уфимское училище искусств. В тот год как раз открыли институт искусств. Рафига по ошибке зашла не в ту дверь и оказалась в институте, куда на пять мест претендовала сотня девчат (для парней конкурс был поменьше).

– Стоим, читаем условия конкурса, – вспоминает Рафига Арслановна. – Что такое басня и проза, мы знали. А вот про коллоквиумы, этюды услышали впервые. Спросили у одной студентки-второкурсницы: что это? Она объяснила, что к чему. К счастью, этюды для нас оказались лёгкими. В частности, меня, деревенскую девчонку, попросили показать, как косить сено. Дело это житейское, знакомое с детства. В общем, справилась.

– Кто заседал в приёмной комиссии?

– Что ни имя – то легенда: Шаура Муртазина, Фардуна Касимова, Абдулла Гилязев, Тамара Худайбердина… Они были нашими педагогами.

Повезло Рафиге с педагогами. А потом везло с режиссёрами и партнёрами по сцене. На втором курсе, на посвящении первокурсников в студенты, познакомилась с Равилем. Но их свадьбе не суждено было состояться. Буквально накануне трагически погиб отец Рафиги. Даже деньги, что выслал на свадьбу, пришли уже после смерти. Решили ограничиться домашними посиделками в кругу близких родственников и однокурсников. Потом на грустное «У нас и свадьбы-то толком не было!» Рафига не раз услышит от супруга: «Зато живём – дай Бог каждому». Впрочем, свадьба у них была. И не одна. На сцене. Среди множества ролей ей не раз выпадало играть молодых невест. Муж даже на руках её носил, на глазах у зрителей.

Про таких, как она, говорят: «Отдаёт себя работе без остатка». В её творческой биографии производственных травм хватит на иную каскадёрскую судьбу. Переломы рук, ног, вывихи… А сколько километров по бездорожью изъезжено на старенькой «Кубани»! В грязь, жару, холод. Сколько раз автобус попадал в аварии (случалось, переворачивались с грудными детьми, которых некому было оставить). Не сломал её и страшный диагноз, поставленный во время гастролей. В тридцать три года она нашла в себе силы побороть почти приговор и вернуться на сцену.

Но после лечения амплуа юной красавицы для неё осталось в прошлом. Да и с жизнью на колёсах надо было что-то решать. Салаватский башкирский театр тогда теснился в половинке подвала галантерейного магазина. Это был самый настоящий кочевой театр. Ни сцены, ни реквизиторских, ни репетиционных залов… Так среди нагромождений пыльных декораций и костюмов прямо в коридоре и репетировали. Выезжали на гастроли «по чёрной земле» – когда тракторы выходили на пахоту по весне и возвращались, когда те же тракторы поднимали зябь. Случалось, дети не узнавали родителей, приехавших с гастролей…

(Продолжение статьи вы можете прочитать в газете “Стерлитамакский рабочий” от 10 декабря 2016 года)

Фаяз ЮМАГУЗИН

Кабинет гирудотерапии (лечение пиявкой), терапии, рефлексотерапии. Приём ведёт Филимонова Любовь Анатольевна, врач высшей кв.кат. Каб. №426, поликлиники ГБУЗ КБ №1, ул. Коммунистическая,91. Тел. 8-905-308-09-65, 22-29-54. (пн., ср., пт., с 17 до 19 часов). Доп. информ. www.girudamed.ru УТОЧНИТЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. Лиц. ЛО-02-01-003497 МЗ РБ. Реклама. 210104
Автор: (12 Дек 2016). Рубрика: Главное, Культура. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти