Сделай осознанный выбор

Как не ошибиться с профессией

Очень скоро в вузах республики начнется приемная кампания. О том, что представляет собой современное высшее образование в Башкортостане и как определиться с будущей специальностью, мы спросили у председателя Совета ректоров РБ ректора БГПУ им. Акмуллы Раиля Асадуллина.

vibor

— Раиль Мирваевич, изменился ли сегодня подход к образованию — высшему и среднему?

— Наш мир быстро меняется. Высшая школа дает человеку способность адаптироваться к условиям неопределенности, нестандартности. Нет готовых решений. Человек должен сам их находить. Поэтому нужно получить фундаментальное образование, в котором заложены навыки самообразования.

Мы выстраиваем мосты со средним профобразованием, когда вузы находятся на вершине кластера профессионального образования. Мы идем в колледжи и выстраиваем дальнейшее профессиональное становление учащихся в высшей школе.

— Стал ли сегодня выбор будущей профессии более осознанным?

До сих пор все хотят быть юристами и экономистами. При этом ребята не задумываются, где они получат это образование и будет ли вообще востребован их диплом по окончании вуза. Часто уже после окончания первого семестра происходит отток студентов: «Не тот вуз я выбрал…».

Школьникам нужно готовить себя к профессии. Сознательно ее выбирать в 9-11 классе — углубленно изучать те предметы, которые понадобятся в будущем, безусловно, не игнорируя все остальные. Начиная с 7 класса, учеба должна становиться осознанным трудом. Был период, когда большим спросом пользовались направления «государственно-муниципальное управление», «связи с общественностью». И лишь позже выпускники понимали, что не так-то просто специалистам в этих областях найти работу. Поэтому школьные учителя, представители производства, СМИ должны наиболее полно рассказывать о профессиях — их особенностях, плюсах и минусах.

— В чем заключается суть профессиональной ориентации?

— Суть в том, чтобы помочь кому-то выбрать профессию на основе его возможностей. С одной стороны, играет роль потенциал человека, с другой — его желание. Но в реальности все иначе. Самый мощный фактор, определяющий будущую профессию детей, это выбор родителей согласно их взглядам и опыту. Причем опыту устаревшему, без взгляда на то, что ситуация может в течение жизни поменяться пять-шесть раз. Второй фактор — это учителя. Это люди, которые хорошо знают своих учеников и более трезво оценивают их способности. Но есть еще один элемент — ЕГЭ. Когда учителя видят, что ребенок своей оценкой может подпортить уровень школы, ему советуют идти в колледж. В одном из районов до 67 процентов детей неполной средней школы не идут в общеобразовательную школу. А уходят, что называется, куда глаза глядят. Лишь бы не сдавать ЕГЭ.

— На что следует делать упор, если еще не определился в выборе профессии?

— Нужно готовиться к тому, что в любой профессии понадобятся навыки межотраслевой коммуникации. К примеру, выпускнику инженерного вуза нужно будет не только уметь конструировать, но и уметь управлять процессами и проектами. В основу всех профессий лягут программирование, IT-технологии. Это будет так же естественно, как уметь пользоваться ручкой. В ближайшей перспективе будут востребованы нано, биотехнологии, новая фармацевтика.

Далее в основу всех профессий ляжет умение работать в многоязыковой среде и поликультурном пространстве. Знание английского языка как языка межкультурной коммуникации очень важно.

Для всех специальностей важна будет клиентоориентированность. Нужно понимать, что любая профессия должна быть ориентирована на спрос рынка.

И, наконец, очень важно научить специалиста работать в коллективе. К сожалению, этот аспект в школах утрачен. Видимо, сказывается отсутствие пионерской, комсомольской организаций, коллективного отдыха.

— Что бы вы посоветовали выпускникам школ как нынешнего года, так и последующих лет?

— Во-первых, системно учиться в период основной школы. Если ребенок добросовестно учился, а не просто «натаскивался» для ЕГЭ в конце года, у него есть все шансы поступить и успешно учиться в вузе.

Во-вторых, выбирать ЕГЭ не по трем дисциплинам, а более. Таким образом можно подать заявления в разные вузы.

В-третьих, просто не бояться. Многие дети не показывают свои реальные знания из-за стресса, который нагнетается школой и родителями. Тот ребенок, который учится твердо на «хорошо», уже обеспечил себе место в высшей школе.

— Насколько республиканские вузы конкурентоспособны?

— По итогам 2014 года из республики уезжало 40 процентов выпускников общеобразовательных школ. В основном это наблюдалось на границах республики — выпускники из Кумертау уезжали в Оренбург, из Учалов — в Магнитогорск, из северо-восточных районов — в Екатеринбург. После того, как мы стали вести профориентационную работу, показали абитуриентам все возможности наших вузов, процент уезжающих сократился до 25.

(Продолжение статьи вы можете прочитать в газете “Стерлитамакский рабочий” от 30 марта 2017 года)

Материалы подготовлены редакцией ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан».

Кабинет гирудотерапии (лечение пиявкой), терапии, рефлексотерапии. Приём ведёт Филимонова Любовь Анатольевна, врач высшей кв.кат. Каб. №426, поликлиники ГБУЗ КБ №1, ул. Коммунистическая,91. Тел. 8-905-308-09-65, 22-29-54. (пн., ср., пт., с 17 до 19 часов). Доп. информ. www.girudamed.ru УТОЧНИТЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. Лиц. ЛО-02-01-003497 МЗ РБ. Реклама. 210104
Автор: (30 Мар 2017). Рубрика: Главное, Лента новостей, Образование. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти