Увидеть Люксембург и умереть

 

Что значит «съездить в Люксембург»? На сленге жителей деревни Еникеево Секретного района это значит уйти в запой. Если совсем конкретно – допиться до белой горячки. Деревня эта – плод творческой фантазии драматурга Мунира Кунафина. По его пьесе «Люди на том берегу» (в дословном переводе с башкирского – «Чем ехать в Люксембург») на днях состоялась премьера в Стерлитамакском башкирском театре.

scenaizspektakly

Всё в этой деревне – не слава богу. Первая красавица села Фарзана (Лилия Ишматова) собирается замуж за… дуба. В смысле – за дерево. При чём тут дуб? Да при том, что нормальных женихов на деревне не осталось: одни алкаши да бабники. И все социальные проблемы современного села в спектакле выделены: алкоголизм, моральная деградация молодых людей, отрыв от корней, равнодушие к наследию предков (в первую очередь к земле)…

А вот для тётушки Асмы (народная артистка РБ Ниса Бакирова), которая 70 с лишним лет ждёт возвращения с фронта своего супруга, и вовсе остановилось время. Для неё умение ждать – тоже счастье.

Означенный в пьесе как «председатель колхоза» – а по сути, «новый башкир» Барый (Расиль Сынбулатов), прибравший к рукам бывшие колхозные земли, носится с идеей фикс спустить эти земли… китайцам. А пастух Ахат по кличке Бес (Марат Зубаиров) после очередной «поездки в Люксембург» поднимает «кипиш» на всю деревню: к нему явился бог и пообещал в следующую пятницу посетить деревню с официальным дружественным визитом. С этой минуты, чтобы не упасть лицом в грязь перед почётным гостем, им овладевает маниакальная идея пустить под нож кормилицу-корову. В общем, не зря режиссёр спектакля Айдар Зарипов оценил жанр своего детища как фантасмагорию.

Это вторая постановка произведения Мунира Кунафина в нашем театре. Стерлитамакским зрителям он запомнился по философской притче «Послушаем дыхание времени» («Раб божий предполагает»), поставленной два года назад.

– Для меня этот коллектив стал родным, – сказал писатель в интервью перед премьерой. – Здесь я реализовался как драматург. Что касается этой пьесы, она родилась из рассказа (сам я прозаик). Это повествование о нас, нашем обществе, молодёжи, любви, супружеской верности. Потом рассказ перерос в пьесу-фарс.

– Пьеса заставляет зрителя задуматься, ставит трудные вопросы, на которые нет однозначных ответов, – говорит режиссёр Айдар Зарипов. – Мне удалось убедить автора, что я понял его замысел. Считаю, что совместными усилиями нам удалось отшлифовать шероховатости.

– Были сомнения, будет ли востребован спектакль, – согласна с ним Зиляра Юлтаева. – Но театр в своём творчестве должен идти вперёд, экспериментировать, не зацикливаться на чём-то привычном…

– Зритель привык, что на сцене всё просто и понятно. Здесь мы отошли от формы, внесли философию, – вторит коллегам Марат Зубаиров.

Сценическое оформление Лилии Сулеймановой с первых минут подчёркивает идею жанра фантасмагории. Тут тебе и полосатая запретная лента через всю сцену, и девушка, выводящая нудную музыку на экзотическом смычковом инструменте, и гигантские «шаманские» барабаны, и ванна на колёсиках, на которой выезжает мокрый Бес после очередной «поездки в Люксембург». А ещё трансформирующийся кривой забор с нарисованной на нём мелом «картой» места событий. «Лапотная поляна» на ней – предмет торгов главы села с китайцами. Справа на карте – сама деревня. В центре «композиции» – дуб. Тот самый, за которого собралась замуж первая красавица деревни.

Что касается ведущих персонажей, не претендуя на роль третейского судьи, отмечу лишь игру мэтра сцены Нисы Бакировой (тётушка Асма). Удивила Зиляра Юлтаева (Гульназира – жена «бесноватого» пастуха) в необычном амплуа бой-бабы, воплотить образ которой в известной степени помогла ей работа художника по костюмам Натальи Степановой. В штанах «а-ля Паша Ангелина», в кирзовых сапогах вышагивает она «гулливеровской» походкой, говорит неестественным басом и под аплодисменты зала «зверски» колет дрова.

Заслуживает внимания и Рафик Хасанов в образе некоего «сельсовета» – героя с размытым социальным статусом и ролью ведущего.

Затянутый местами сюжет оживляет игра Ильфира Баймурзина (Исмагил). Кстати, спектакль действительно не мешало бы немного поджать – за счёт более выверенного текста, сокращения хореографических, вокальных сцен или за счёт более энергичного темпа. Тем более что постановка имеет реальные шансы на успех на грядущем фестивале «Театральная весна».

Точку во всей этой странной истории ставит не зачинщик. Наоборот, разочарованный тем, что никто не поверил в скорое «явление аллаха народу», а жена не дала зарезать корову, Бес Ахат обиделся на всех, «уехал в Люксембург» и проспал событие, за которое он так агитировал односельчан. Последним аккордом в сумбурных событиях, охвативших маленькую деревушку, стала встреча тётушки Асмы со своим мужем. Пусть не в той жизни, зато в «день икс», когда должно было состояться «явление», дождалась она его «возвращения». А как сильно режиссёром решена сцена её ухода! За всей этой фантасмагорической суетой кроется нехитрая истина: Бог – в душе каждого, и каждый может его встретить на жизненном пути. Только надо сильно верить в это.

Фаяз ЮМАГУЗИН

Кабинет гирудотерапии (лечение пиявкой), терапии, рефлексотерапии. Приём ведёт Филимонова Любовь Анатольевна, врач высшей кв.кат. Каб. №426, поликлиники ГБУЗ КБ №1, ул. Коммунистическая,91. Тел. 8-905-308-09-65, 22-29-54. (пн., ср., пт., с 17 до 19 часов). Доп. информ. www.girudamed.ru УТОЧНИТЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. Лиц. ЛО-02-01-003497 МЗ РБ. Реклама. 210104
Автор: (29 Мар 2017). Рубрика: Культура, Лента новостей, Общество. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Последние комментарии

Фотогалерея


Войти