Опыт выживания

Троллейбусы и трамваи не сдаются

Работа городского пассажирского транспорта в немалой степени определяет уровень комфорта нашей жизни. От того, насколько вы оперативно и удобно доберётесь из одной части города в другую, зависят настроение, трудовой энтузиазм и даже заработок.

С начала 60-х годов XX столетия главным общественным транспортом в Стерлитамаке был троллейбус. Однако в новом веке позиции электротранспорта по всей России несколько пошатнулись. Как развивать трамвайную и троллейбусную сети в городах, недавно обсуждали на конференции в Стерлитамакском троллейбусном управлении.

03-09-14-конкурс водителей троллейбусов. Стерлитамак. 2014

За круглым столом собрались руководители городского электротранспорта из Уфы, Салавата, Ижевска и нашего города. Начальник МУП «СТУ» Александр Матвеев призвал коллег к непринуждённому общению и обмену опытом.

– Нынешняя ситуация требует сплочённости, генерации новых идей и предложений, – подчеркнул Матвеев. – Поэтому на базе СТУ мы организовали конференцию для представителей родственных предприятий из других городов России. Надеюсь, эта встреча будет по-настоящему полезной.

Генеральный директор «ИжГорЭлектроТранс» Андрей Батов из г.Ижевска заметил, что обмен опытом взаимовыгоден всем участникам.

Хозяева представили статистические данные: в МУП «СТУ» сегодня работают 838 человек. На линию в будни выходят 97 троллейбусов и 73 – в выходные дни. Первый троллейбус покидает депо в половине шестого утра, возвращается в час двадцать ночи.

О выполненных мероприятиях и планах по выходу из кризиса рассказала заместитель начальника МУП «СТУ» по экономике и финансам Наталья Квашнина. До 2009 года пассажиров в городе обслуживали троллейбусное управление и ГУП «Башавтотранс», причём доля СТУ составляла 80 процентов. Затем на рынке пассажироперевозок возникли маршрутки. Их становилось всё больше и больше. В результате по итогам прошлого года троллейбусы перевезли 32 процента пассажиров. За эти годы в два раза снизилась наполняемость троллейбусов.

– Доходы предприятия падали, необходимы были срочные меры, – сообщила Наталья Квашнина. – В 2014 году мы организовали первую стратегическую сессию развития (всего их было три – авт.), проанализировали наши доходы и расходы. Подняли тариф до 14 рублей – начался резкий откат пассажиропотока, и мы снизили цену до 12 рублей. Зато перевод на аутсортинг транспортных услуг и клининговой службы сэкономили 5 процентов бюджета предприятия. Сдача в аренду кафе и столовой принесла 1,5 млн рублей прибыли, хотя раньше общепит приносил нам убытки.

По словам спикера, в условиях сокращения источников дохода и дотаций от муниципалитета стоял вопрос о выживании МУП «СТУ». С этой целью были закуплены новые «Газели», курсирующие по городским маршрутам. Не игнорируются и современные технологии, позволяющие оплачивать проезд банковской картой, – их собираются внедрить в ближайшее время.

Проблемы нехватки средств актуальны для большинства муниципальных предприятий электротранспорта. Руководитель «ИжГорЭлектроТранс» Андрей Батов рассказал журналистам об особенностях перевозки граждан в Ижевске.

– Электротранспорт в России испытывает серьёзные трудности, – подтвердил Андрей Батов. – Мы ищем возможности, которые позволят нам стать более независимыми. Наше предприятие занимается эксплуатацией и обслуживанием трамваев и троллейбусов. Ежедневно на улицы Ижевска выходят 154 троллейбуса и 127 трамваев. Цена одной поездки – 20 рублей. С проездным билетом ездить дешевле. Для школьников и студентов предусмотрены существенные скидки. Пенсионерам 40 поездок в месяц оплачивает городской бюджет. Недавно мы запустили тариф «Таймер». Купив билет по базовой стоимости и доехав до одной точки, вы можете в течение 25 минут бесплатно пересесть на следующий трамвай или троллейбус. Конкурируем мы в основном с автобусами «ИПОПАТ» и таксистами. В своё время маршрутки в Ижевске не прижились, чему мы крайне рады.

– Как вы оказались на этой конференции?

– В марте на Международной ассоциации предприятий городского электротранспорта я встретился с Александром Николаевичем Матвеевым. Он рассказал мне о действиях СТУ по укреплению своих позиций. После этого разговора я приехал в Стерлитамак и увидел всё своими глазами. Руководители электротранспортных организаций находятся в постоянном контакте, перенимают опыт, учитывая, разумеется, специфику региона. Мы все ищем финансовый баланс, хотя есть чёткое понимание, что без целевых госпрограмм нельзя сдвинуть вопрос в сторону усиления позиций электротранспорта. В Европе эксперты давно признали: муниципальный транспорт не может быть доходным. У него другие цели. Это социальная функция, нуждающаяся в субсидировании.

– Может быть, помогли бы изменения в законодательстве?

– Одним росчерком пера данную проблему не решить. Нужен кропотливый труд с полной самоотдачей. Есть интересные проекты в Екатеринбурге, Краснодаре. В Стерлитамаке ведётся большая работа по многим направлениям для выравнивания ситуации. Хочется узнать об этой работе конкретнее. Стерлитамак мне понравился. Несмотря на позднюю весну, здесь уже убирается мусор, очищаются скверы и парки. Очевидно, что жители любят свой город.

Н.ВАВИЛОВ

Кабинет гирудотерапии (лечение пиявкой), терапии, рефлексотерапии. Приём ведёт Филимонова Любовь Анатольевна, врач высшей кв.кат. Каб. №426, поликлиники ГБУЗ КБ №1, ул. Коммунистическая,91. Тел. 8-905-308-09-65, 22-29-54. (пн., ср., пт., с 17 до 19 часов). Доп. информ. www.girudamed.ru УТОЧНИТЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. Лиц. ЛО-02-01-003497 МЗ РБ. Реклама. 210104
Автор: (4 мая 2017). Рубрика: Лента новостей, Среда обитания. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




комментариев 7   “Опыт выживания”

  1. Тормозюк

    а всего то – сделать проезд 10р. И народ опять вернется в эти классные транспортные средства, и меньше будут ездить в этих душегубках маленьких. Но нет, кто то от жадности ни как не помрет

    • Марат

      И так по карте 11 рублей, а с безлимитным проездным вообще почти даром, ещё и пересадки не ограничены. Студенческий вон 250 рублей, даже при 20-ти учебных днях в месяц (и 40-ка поездках) получается на одну поездку 6 рублей 25 копеек выходит. А если поездок больше – то ещё дешевле.

  2. Артур Аллаяров

    У меня еще более радикальное предложение – сделать проезд опять бесплатным для всех. В статье прозвучала мысль: «В Европе эксперты давно признали: муниципальный транспорт не может быть доходным. У него другие цели. Это социальная функция, нуждающаяся в субсидировании».

    Городскому бюджету придется опять дотировать троллейбусников, но уже в меньшем размере, чем это было когда-то. Меры по «оптимизации» следующие. Поскольку плата за проезд не взимается, не нужны: кондукторы, контроллеры, кассиры, охранники, техники по обслуживанию валидаторов и прочих электронных приборов учета. Их – под сокращение. Количество машин на линиях (и, соответственно, водителей в штате) – уменьшить, но при этом довести до пассажиров расписание их движения. Чтобы каждый мог распланировать свое передвижение по городу и не ожидал, замерзая или изнывая от жары, по полчаса на остановках. Я не думаю, что троллейбусы будут переполняться. Причина тому – людские предрассудки. Как известно, лучше всего в дорогих часах и автомобилях разбираются именно те, кто не может их купить. Именно поэтому троллейбус будет ассоциироваться как транспорт для, скажем так, небогатых персон, и пользоваться им будут, в основном, пенсионеры, дети младшего школьного возраста и люди, лишенные предрассудков и влияния чужого мнения.

    В троллейбусе может звучать голосовая реклама, как на рынках. Поскольку слушатели не самые платежоспособные, то и реклама может быть специфичной: различных чудодейственных снадобий от всех болезней, акций в продуктовых магазинах и т.д. То есть рекламодатель найдется.

    Считаю, что мое предложение устроит всех участников рынка. А при 10 рублевой стоимости проезда будет конкуренция между троллейбусом и маршруткой, а этого, кроме пассажиров, не захочет никто. Видели в телепередачах типа «Криминальная хроника» как у них там происходит «конкурентная борьба»? Со стрельбой и трупами. Только не подумайте, что я волнуюсь о судьбе господина Матвеева. Как раз наоборот.

    • Марат

      При бесплатном проезде в 90-е субсидированием занимался не город, а республиканский бюджет, а сейчас он разве что «Башавтотранс» содержит и то для галочки. И именно тогда, при бесплатном проезде, износ парка достиг огромных показателей, пока после возвращения платного проезда не началось обновление, плюс «подарки» от республики пошли. Кстати, уже 5 лет региональный бюджет не финансирует обновление подвижного состава муниципальных предприятий электротранспорта, так что износ троллейбусов в Стерлитамаке сейчас уже такой, что скоро само всё развалится. Что касается дотаций города, то на них СТУ с бесплатным проездом не выживет, даже с учётом предложенных сокращений. Да и сокращать уже некуда, и так выпуск в 87 единиц критически маленький, а интервалы – большие. Расписание давно публикуется в группе СТУ Вконтакте, плюс на разного рода городских порталах в Интернете, толку не особо много, разве что удобно для вечернего времени, когда маршруток нет, а интервалы у троллейбусов по основным маршрутам достигают получаса. Дети, пенсионеры и лишённые предрассудков люди и так с удовольствием ездят, используя всю линейку льготных тарифов. А доля тех, кто едет на троллейбусе за наличку по принципу «что первое подъехало к остановке» – минимальная. Что касается звуковой рекламы в салоне, то она в России запрещена законом «О рекламе». В общем, увы, но Ваше предложение является провальным. Кстати, Матвееву в этом году 60, даже если вдруг случатся «торжественные проводы», то там всё «по плану». Вангую, что с вероятностью 99,9% следующим начальником предприятия станет сын Матвеева, который сейчас – главный инженер энергохозяйства СТУ. В общем, всё давно распилено, к кормушке лишних не пустят. Это касается и городских властей, имеющих свой бонус с маршруток.

  3. Марат

    В материале или опечатка, или дезинформация от первоисточника. Выпуск на линию в будни сейчас не 97 единиц, а 87. До 6-го марта было 92. Хотя ещё до нашумевшего сокращения осенью 2014-го выпуск был 125 единиц, а до того – 135. Сейчас же только сокращается. Сначала со 125-ти до 99, потом 97, потом 94, потом 92, теперь вот 87.

  4. Артур Аллаяров

    Благодарю, Марат.
    Считал, что норма, запрещающая звуковую рекламу на транспорте, относится к так называемым передвижным репродукторам. Изучил применительную практику – оказывается не только.
    Без финансовых показателей и расчетов сложно делать выводы. Мы же не знаем в точности каков размер дотаций, объем доходной и расходной части бюджета СТУ, размер зарплатного фонда сотрудников, которых я предложил сократить, фонда их пенсионных отчислений. Все на уровне субъективных ощущений, так сказать.
    Скажите, насколько актуально, насколько достоверно опубликованное расписание? На него можно положиться?

    • Марат

      Расписание достоверно и актуально. Выполняется практически на 100% за исключением форс-мажоров и не зависящих от СТУ событий (а-ля невозможность проезда из-за постороннего ДТП, задержка из-за “пробки” или снятие троллейбуса с линии из-за неисправности).

Ответить

*

Фотогалерея


Войти