«Башкирский язык был, есть и будет!»

3 августа Глава Башкортостана Рустэм Хамитов посетил лицей № 161 в Дёме. Среди острых вопросов, стоящих сегодня перед системой образования, – сохранение родных языков и качественное их изучение.

bashk

Глава региона прокомментировал ситуацию следующим образом:

– Две недели назад в Йошкар-Оле Президент Российской Федерации провёл заседание Совета по межнациональным отношениям. Владимир Владимирович отметил, что родные языки являются достоянием народов нашей страны, что языки надо беречь, сохранять, и Конституция, и законы Российской Федерации дают право изучать родные языки в полном объёме без всяких ограничений. Одновременно Президент отметил, что нельзя заставлять учеников, для которых коренной язык республик не является родным, обучать против убеждений, против желания.

Министерство образования Республики Башкортостан ещё раз проанализировало ситуацию с изучением родных языков в республике и увидело, что нужно внести изменения в базисные образовательные планы восьмого и девятого классов, касающиеся обязательности изучения башкирского языка как государственного.

Эти изменения будут внесены, в том числе и потому, что идёт гармонизация, сопряжение башкирского и российского законодательств в части федеральных государственных образовательных стандартов и подходов к изучению родных языков.

Соответствующие приказы будут изданы Министерством образования. Хочу сказать, что это никоим образом не изменит ситуацию в части изучения башкирского, татарского, чувашского, других родных языков. Считаю, никаких опасений в этой части с точки зрения уменьшения часов нет.

Мы должны понимать, что в Республике Башкортостан, конечно, нужно делать всё, чтобы сохранить башкирский язык. Язык находится в зоне риска, носителей языка не так много – немногим более миллиона человек.

В этой части республиканская власть, Правительство республики должны делать всё, чтобы помочь башкирскому языку. Мы эту работу видим следующим образом. Нужно способствовать тому, чтобы в школах появились дополнительные уроки для тех, кто хочет изучать родной язык углублённо. Эти занятия можно и нужно проводить в варианте факультатива. Уверен, что такая форма обучения будет востребована.

Далее – надо внедрять варианты электронного обучения башкирскому языку. Сегодня Башкирский государственный педагогический университет имени М.Акмуллы работает над созданием программы электронного обучения башкирскому языку. Думаю, в скором времени она будет в свободном доступе, и обучение можно будет проводить вне пределов республики и даже страны.

Кроме того, надо посмотреть вечерние формы обучения башкирскому языку в школах для желающих, которые хотели бы заниматься изучением языка. Такая форма тоже должна быть доступной.

Интересные предложения звучат из университета третьего возраста, когда ветераны хотят совершенствовать родной язык и тоже просят организовать такого рода подготовку.

Одним словом, нам надо расширить возможность изучения башкирского, татарского, чувашского, марийского и других языков для тех, кто хочет изучать свой родной язык.

Сегодня во всех учебных заведениях созданы условия для изучения родных языков. Никаких ограничений, запретов с точки зрения изучения языков нет.

В то же время надо понимать, что изучение родного языка – это прежде всего выбор родителей. В данном случае моё личное мнение – чтобы башкирский язык у нас в республике изучался как государственный, чтобы родители выбирали башкирский язык как государственный и соглашались с тем, чтобы их дети изучали башкирский язык здесь у нас в республике как государственный. Надеюсь, что понимание родительского сообщества в этой части, конечно же, будет найдено.

Не надо политизировать тему языков, создавать конфликты вокруг родных языков. Не нужно идти на противостояние, потому что это очень деликатная тема. Силой заставить изучать язык, традиции, обычаи народов невозможно. Поэтому излишняя политизация приведёт лишь к расколу общества. Хочу предостеречь часть наших граждан от такого рода действий. Так нельзя. Это очень опасно ВКУСОМво всех смыслах.

Нужно разумно, спокойно подходить ко всем этим вопросам. Ещё раз хочу сказать, что возможности для изучения родных языков у нас в школах созданы в полном объёме. Никто, ни один ребёнок не может быть лишён этой возможности. Права ребёнка защищены Конституцией.

Обращаясь к директорам школ, хочу сказать, что сегодня нельзя допускать спекуляции на эту тему – это первое. Второе – нельзя волновать учительское сообщество, особенно учителей башкирского языка. Нельзя увольнять учителей башкирского языка, надо сохранять коллективы, поскольку количество часов не уменьшается.

Если мы говорим о восьмом-девятом классах, там будут введены дополнительные факультативы. Это тоже нагрузка для учителей, нормальная нагрузка. И если потребуется небольшое финансирование для того, чтобы обеспечить ресурсами и учителями те группы, которые не захотят изучать родные языки, мы эти ресурсы найдём. У нас есть финансы. Здесь никаких проблем не возникнет.

Уже более 10 лет идёт процесс гармонизации республиканского законодательства с федеральным и понимания того, как должны быть организованы федеральные и республиканские образовательные стандарты. Главное сейчас – проявить разум.

Башкирский язык был, есть и будет. Изучение башкирского языка было, есть и будет. Объём изучения во многом зависит от решения родительского сообщества. Но в то же время мы понимаем, что здесь в республике должны сохранять башкирский язык и оказывать все меры поддержки. Это очень важно со всех точек зрения.

Автор: (8 Авг 2017). Рубрика: Главное, Культура, Лента новостей. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




комментариев 25   “«Башкирский язык был, есть и будет!»”

  1. Zy

    Изучение башкирского языка в школах – это пустое и ненужное времяпровождение. Вообще принудительное изучение языка, который никому не нужен и воспользоваться которым в жизни в 99,9% просто не представится возможным (даже при условии проживания в РБ) – это вообще не про образование, а лишь способ башкирских чиновников потешить своё самолюбие.

  2. Сергей

    Сохраняйте язык. Ваше право. Но за счёт носителей языка.

  3. Артур Аллаяров

    Рустэм Хамитов попытался призвать к спокойствию, но джина из бутылки уже выпустили. Осенью начнется…
    «Не надо политизировать тему языков, создавать конфликты…» А мы будем. «Не нужно идти на противостояние…» А мы пойдем.
    «…потому что это очень деликатная тема». А еще эта тема болезненная и животрепещущая, ибо непосредственно затрагивает наших детей. А за детей порвем, если надо, учебник по очень нужному и важному предмету.

    «Обращаясь к директорам школ, хочу сказать, что сегодня нельзя допускать спекуляции на эту тему». Надеюсь, Глава Республики понял что сделал: он бросил директоров школ на передний край, мол, «отдувайтесь» перед озлобленными родителями как хотите – ваша проблема, но «…количество часов (башкирского языка) не уменьшается». Стрелки официальным образом переведены на вас, уважаемые директора школ.

    Начнем «спекуляцию».
    Конституция РФ, ст.68 п.3: Российская Федерация гарантирует всем ее народам ПРАВО на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
    Федеральный закон №273 «Об образовании», ст.14 п.4: Граждане Российской Федерации имеют ПРАВО… а также ПРАВО на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования…
    Право, но не обязанность. И это ключевой факт. Как видите позиция противников принудительного изучения башкирского языка в школах зиждется не на словах, сказанных с телеэкрана, а на законодательстве.
    «Сегодня во всех учебных заведениях созданы условия для изучения родных языков. Никаких ограничений, запретов с точки зрения изучения языков нет»
    Так никто и не говорит о запретах и ограничениях: желающие изучать пусть изучают, честь им и хвала, учебник и дидактические материалы им в руки. Я лично говорю за противников принудительного поголовного изучения: у них есть право, но нет обязанности изучать башкирский. И если они не реализуют свое право, то и претензий никаких не должно следовать. По этому поводу у меня вопрос к имеющим отношение к области школьного образования: к каким мерам дисциплинарно-педагогического характера может прибегнуть администрация школы к ученику, сознательно не посещающему уроки башкирского языка? Какие последствия?

  4. RЫБА

    Да к чёртовой матери этот ваш башкирский язык! У детей и так нагрузка в школе не маленькая, так ещё приходится тратить время и силы на этот СОВЕРШЕННО НЕНУЖНЫЙ ПРЕДМЕТ!
    И совершенно правильно тут выше сказал Артур Аллаяров – это неконституционно и незаконно. Так что господин Хамитов вы не имеете никакого права навязывать поголовное изучение этого языка. Факультативно – да, согласен. Но принудительно… принудительно это вызывает только лишь отвращение.

  5. Артур Аллаяров

    Попрошу всех быть корректными: сам по себе башкирский язык ни в чем не виноват. Башкирский язык прекрасен и прекрасны люди, говорящие на нем. Проблема НЕ В ЯЗЫКЕ. Проблема в башкирских чиновниках, пытающихся решать этнографическую проблему путем принудительного изучения языка в школе. Проблема, если хотите, лично в Рустэме Хамитове, поскольку именно он стоит во главе башкирских чиновников. Да, язык умирает: его носителей становится все меньше. Но разве дети в этом виноваты? В этом виновато республиканское руководство, и прошлое и нынешнее. Виновато своей провальной социальной и национальной политикой. Есть с чем сравнивать, посмотрите на наших соседей. А наш бабай теперь сами знаете где живет, и наверняка учит немецкий язык. Не пригодился ему в итоге башкирский.

  6. ЧИТАТЕЛЬ

    Нет ничего плохого в изучении башкирского языка даже представителями других национальностей. Плохо, что большинство учителей башкирского языка не заинтересовано в том, чтобы дети полюбили этот предмет. Многие преподаватели сами некомпетентны. Поэтому родители справедливо возмущаются, что впустую тратится учебное время, которое можно было бы использовать, например, на изучение русского языка и математики.

    • Артур Аллаяров

      Вы видите негатив в том, что у самих учителей башкирского языка отсутствует заинтересованность. Я считаю, что наоборот: отсутствие заинтересованности – это признак адекватного восприятия ими действительности. Зря Вы обвиняете их в некомпетентности. Педсостав – это высокообразованные люди, лишенные всяких там иллюзий и грез, поскольку они же осознанно в школу пришли работать. Они, как и любые другие адекватные люди, прекрасно понимают «необходимость» изучения башкирского языка, его «востребованность», «распространенность» и перспективы. Так откуда же у учителя башкирского возникнут заинтересованность и стремление? Все всё понимают. Но сделать ничего не могут: школа сама не составляет учебную программу, ее «сверху» спускают, школа – всего лишь исполнитель.

  7. ЧИТАТЕЛЬ

    Я знаю разных учителей башкирского языка. Мой старший сын попал к замечательной учительнице, когда был в начальных классах. Мы тогда всей семьёй тоже начали изучать язык. А в 5 классе всё изучение сошло на нет. Учитель спрашивает на уроке, показывая на картинке зайца: “Кто это?”. Дети отвечают, что это заяц. Она их просит сказать по-башкирски. Кто-то вспоминает: “Куян”. Учительница говорит: “Правильно, куян. Все рисуем куяна”. Далее дети как могут рисуют. Мне кажется, для пятиклассников можно придумать что-то более соответствующее их возрасту и уровню развития, а такие задания уместны для детских садов. В конце концов должны же учителя развивать учеников! И слава Богу, в городе есть хорошие специалисты, которые по-настоящему заинтересованы в результатах своего труда.

    • J

      Изучали всей семьёй? Рад за вашу семью. Вот только далеко не все семьи разделяют ваш восторг по этому поводу.
      Вот допустим убил человек несколько лет на изучение этого “чудесного” языка. И что дальше? Покажите мне хоть ОДИН пример использования этого языка. Да латынь (считающаяся давно уже мёртвым языком) куда полезнее и нужнее в дальнейшей учёбе и просто для развития общего мировоззрения. Давно пора прикрывать эти региональные маразмы.

    • Артур Аллаяров

      Вы хотите изучать язык. Хорошо. Ваш ребенок хочет изучать. Замечательно. Пожалуйста, изучайте. Нет препятствий патриотам (фраза из фильма «ДМБ»).

      Сказал бы кто-нибудь что делать тем, кто не хочет. Рисовать куянов? Ну, вот я в школе рисовал. Причем – прямо в учебнике. У меня башкирский оказался с пятого класса. Его только-только ввели в программу и ученики то ли в знак протеста, то ли просто из хулиганства разрисовывали учебник. Он даже название собственное издевательское имел – «Булек». Подарочек нам лично от Муртазы Губайдулловича – нате, учите. Потом, в классах постарше на уроках башкирского я, скажем так, мило беседовал с девочками Алиёй, Гульнарой и Региной – носителями языка и одновременно носителями девичьих красот. Они мне и помогали выполнять задания. Поэтому, несмотря на то, что я – ненавистник принудительного изучения языка, свои уроки башкирского мне вспомнить исключительно приятно. Такая вот яркая аллюзия на тему «Уроки французского».

  8. суслик

    Вот мы тут разоряемся по поводу того “на кой ляд” сдался этот башкирский язык… А Васька… пардон Рустик (ну, который Хамитов) слушает, да “ест”… И чхать он хотел на все наши мнения. И чхать будет дальше, пока никто не станет поднимать шум на эту тему. Допекло? Да. Но, увы, видимо ещё не достаточно основательно…

    • Артур Аллаяров

      Вам бы из норки вылезти, да осмотреться: этот шум стоит еще с рахимовских времен. В настоящее время шум доведен до прокурорской проверки, которая констатировала всем очевидную истину: башкирский язык изучается по принуждению, вопреки закону об образовании, в нарушение ФГОСов. А знаете в чем нелепость ситуации? В том, что с формальной точки зрения и исходя из доклада прокурора, вина лежит исключительно на руководстве образовательных учреждений – на директорах школ, проще говоря. Лично я отказываюсь верить в то, что действовали они по собственной инициативе, без указания сверху. Вот и Рустэм Хамитов в своей речи их, можно сказать, благословил на дальнейшее противоправие. Таким образом, оказались они между молотом и наковальней: с одной стороны родители, «качающие права», а с другой – районное или муниципальное управление образования, негласно приказывающее наперекор всему преподавать башкирский, и Глава республики, запрещающий «спекуляции на эту тему».

      На мой взгляд ситуация будет меняться, но плавно и постепенно. Рустэм Хамитов не может сейчас предпринять кардинальные решения, несмотря на очевидные несоответствия федеральному законодательству. Причина? Башкирское националистическое меньшинство. Именно так – националистическое. Вопить начнут, выставлять себя униженными, оскорбленными и обездоленными. Москва категорически не желает возникновения очага напряженности на национальной почве. Потому что у нас политика национального согласия. Формально. А де-факто… ну, вот, почитайте комментарии выше. Это еще здесь все более-менее прилично, а в других форумах люди допускают и откровенную ксенофобию.

      Поэтому Хамитов старается сейчас проявить максимум дипломатии, стараясь успокоить и тех и этих. Что делать Вам? Не бояться отстаивать права своих детей. Убейте в себе свои же детские страхи перед директором школы: вы давно уже не ребенок, вы сами родитель. Директора школ больше не цари и боги: теперь другие времена, теперь полно возможностей и средств для защиты своих прав и интересов. Держитесь с другими родителями вместе, проводите свои родительские собрания (то есть не по инициативе школы), обсуждайте проблемы, ищите решения. Наймите всем классом адвоката, всем классом можно скинуться и предложить ему хороший гонорар, такой, чтоб он из кожи вон вылез и устроил сладкую жизнь и школе и управлению образования. Не бойтесь огласки, наоборот – шантажируйте оглаской, снимайте, записывайте, в том числе и скрытыми камерами и микрофонами. Директор школы – это публичное лицо, у него публичная деятельность. Когда он на рабочем месте, то есть на территории школы, снимать его можно. Помните: вы действуете ради своих детей. Что может быть дороже?

      • суслик

        Напрасно так кипятитесь, уважаемый. И “бояться директоров школ” никто не собирается. К тому же всем прекрасно понятно что вся эта эпопея башкирского языка идёт с националистически настроенной верхушки в правительстве нашей республики (деректора тут мало что решают). Вопить начнут, выставлять себя униженными, оскорбленными и обездоленными? Да бога ради. Пусть хоть волосы на себе рвут. Это были их затея, финал которой закономерен – башкир в Башкирии даже меньше чем татар. О каком тотальном обязательном изучении чужого языка вообще могла быть речь? Это с самого начала была тухлая затея.
        Однако вы напрасно считаете, что Хамитов старается сейчас “проявить максимум дипломатии”. Нет. Просто в связи с участившимися жалобами граждан Москва его начала по этой теме прижимать. А тут переназначения великого Вовы грядёт, так что лишние волнения не нужны. Вот собственно и всё. Самое главное, чтобы это не спустили на тормозах потом, через год…
        И нет смысла тут строчить прописные истины.

        • Артур Аллаяров

          Не согласны с моими истинами – огласите свои. Какими будут действия республиканского руководства? И в какие сроки (с учетом упомянутого Вами фактора предстоящих президентских выборов)?
          Просто непонятно смысловое содержание вот этой мысли: «Самое главное, чтобы это (а что «это»? Что имелось в виду? Какие- решения, какие-то действия?) не спустили на тормозах потом, через год (через год после выборов? Или, все-таки до выборов? Когда именно?)… Будьте добры, не намеками, а прямым текстом.
          Давайте совместными усилиями копать до истины.

          • Татьяна

            полностью с вами согласна. Не надо идти на поводу типа “вы нас поймите, подпишите согласие” и т.п. Факультатив, пожалуйста. Обязаловка – нет. Но! на какую хитрость пошел минобр рб. 6 сентября они начали разрабатывать программу “Башкирский как иностранный”. А по фгос теперь 2ой иностранный обязательный с 5-го класса. И чем это пахнет – не хотите как родной, учите как иностранный! И начнут школы говорить, что у нас нет учителей немецкого, испанского и т.п., а вот башкирского, пожалуйста. Сейчас даже учителей английского не хватает в городе, потому что наши региональные вузы столько за эти годы спецов по башкирскому выпустили и столько урезали по иностранным языкам

  9. Яна

    По поводу учителей башкирского языка – им в большинстве безразлично, усвоят ли что-нибудь ученики на их уроках, ведь им не готовить к ЕГЭ или ОГЭ, как другим предметникам. А на комментарий J отвечу, что знание языка пригодится в Турции и др. тюркоязычных странах. Да и вообще знание языков вреда не приносит.

    • Артур Аллаяров

      По поводу Турции Вы это серьезно? Допустим, серьезно. Тогда давайте поэкспериментируем. Вы владеете русским языком, Вы – его носитель. Прослушайте, пожалуйста, болгарскую речь. Польскую. Македонскую. Сербскую. Ну и как? Знание русского языка Вам сильно помогает понимать говоривших? И это при том, что Вы не просто знаете русский, Вы – его носитель, Вы на нем думаете. А ведь все вышеперечисленные языки тоже относятся к славянской группе. Однако поляк серба не разумеет (и в политической плоскости тоже). Украинский и белорусский языки намеренно в расчет не берем, поскольку и башкирский с татарским – это почти одно и тоже. Но и в случае с украинским все не так просто: если суржик понятен практически полностью, то истинный «западенский» украинский уже почти не воспринимаем.

      В тюркоязычных странах (а по большей части это республики бывшего СССР) Вам прежде всего пригодится русский.

      Знание языков, конечно же, вреда не приносит. Даже наоборот: читал где-то, что изучение нового языка лицами старшего возраста предупреждает у них развитие старческого слабоумия. Но речь-то идет о школьниках. У них и без того дефицит времени: сколько поистине необходимых наук им необходимо освоить, сколько домашних заданий сделать. И к тому же, они же все еще дети, им и поиграть хочется, и погулять беззаботно. Детство оно всего лишь один раз.

      Извините за столь экспрессивные формулировки, но с вашей стороны крайне паскудно отыгрывать ваши националистические амбиции на детях. Я позволю себе сделать сравнение действий славянофильских националистических группировок и башкирских. Первые детей не трогают – мутузят только взрослых. Это, конечно, ужасно и отвратительно. Но хоть с какой-то точки зрения благородно. Вот пример. Нацист Максим Марцинкевич участвовал в проекте по изобличению педофилов. Помимо самопиара проект явно был направлен на защиту интересов детей. А что у нас в республике происходит? Эксплуатация? Обашкиривание?

  10. Зимфира

    В Рязани башкирский язык не изучают

    • Артур Аллаяров

      И что? Чемодан-вокзал-Рязань? Это имеете в виду?

      Вот, дорогие читатели, нам делают достаточно прямые намеки о способах решения проблемы. Похоже, и у нас в республике встает вопрос о межнациональном согласии. А именно вопрос «Где оно?» Только на бумаге и на телеэкране?

      • ЧИТАТЕЛЬ

        Артур, а что вы собственно имеете против изучения башкирского? И что вы о нём знаете? Он относится к тюркским языкам, и, зная хотя бы один из них, вы можете строить общение с представителями тюркоязычных государств на их территории. Кстати, друзья, побывавшие в Прибалтике, говорят, что к ним лучше относились, когда они говорили не на русском, а на башкирском. Да и в Казахстане и Турции – то же самое. Не хотите знать языки – ваше дело, но говорить об обашкиривании – некорректно.

        • Артур Аллаяров

          Против «изучения башкирского» – ничего.
          Против «принудительного изучения башкирского языка в школе нашими детьми» – гору возмущения, кучу контраргументов и ведро недовольства республиканским руководством.

          Что я знаю о языке? Достаточно я о нем знаю: с 5-го по 11-ый изучал. По поводу тюркоязычных я уже высказывался, предлагал эксперимент, который может провести над собой каждый. Но повторю: попробуйте поговорить, например с поляком. Вы сможете строить общение? Понимать друг друга? Нет конечно же – языки разные, хоть и одной группы. Тюркские языки тоже разные: турок не поймет башкира, башкир не поймет турка.

          О Прибалтике стоит сказать много «хорошего». Но давайте сначала Вы поясните что значит «лучше относились». В чем это выражалось? Как это было?

          А теперь об обашкиривании.
          Помните первую всероссийскую перепись населения? Я тогда еще в школе учился. И придя домой с занятий, от мамы узнал, что я теперь по национальности башкир. Оказалось, что без меня меня женили с легкой руки переписчицы, которая пояснила, что велено детей от смешанных браков записывать башкирами. Обашкиривать. Сложно поверить, не так ли? Однако я своей маме верю. В последующих переписях такого мухлежа не наблюдалось.
          Давайте откроем Конституцию Республики Башкортостан. Что там написано? Что Башкортостан – демократическое государство в составе России. Что он – многонациональная республика. Что государственными языками являются башкирский и русский языки. Уж коли двуязычие и демократия, то следует, что оба языка равноправные, равноупотребимые, и во всех других отношениях тоже равные. Следовательно, чтобы быть полноценным членом общества, проживая на территории Башкортостана, пользоваться всеми правами и нести обязанности, достаточно владеть одним из государственных языков: башкирским или русским. Они ведь равные, один равен другому. Демократия же вроде как. И если я владею одним из государственных языков, так какого лешего меня в школе заставляли учить другой? Я не башкир. Мой родной язык не башкирский. Почему мне насаждали чуждые для меня язык и культуру? Обашкиривали?

  11. ЧИТАТЕЛЬ

    Артур, лучше относились означает вежливо, уважительно. А по поводу тюркских языков могу отметить, что хотя я и не изучала никогда ни в школе, ни в вузе башкирский, не владею его литературной нормой, но прилично понимаю и татарский, и чувашский, и турецкий (смотрю фильмы на турецком), и узбекский, и казахский, хотя мой родной язык – русский. В школе моего сына никто не заставляет насильно учить башкирский, но государственный он изучает. Мои дети – представители двух национальностей, но никого из них не заставляли записывать башкирами.

    • Артур Аллаяров

      Татарский, чувашский, турецкий, узбекский, казахский… Да Вы – виртуозный полиглот! (Виртуозный полиглот – пел Вячеслав Бутусов в своей песне про собаку). Ну, Вы уж тогда не смотрите на нас, сирых, не обладающих вашим талантом, свысока – не всем же дано, большинство владеет лишь одним языком.

      Поясняю почему просил уточнить про Прибалтику. В комментариях к другой статье в мой адрес посыпались упреки в том, что якобы обращение «на Вы» не есть признак уважения. Одна дама рассказывала, что ранее проживала в Латвии, и там местные к ней обращались лишь только «на ты». Понятно почему: мы, русскоговорящие, всегда были для них оккупантами. И тогда и сейчас; сейчас, разумеется, особенно. А к оккупантам ни о каком уважении не может быть и речи, вот ей и тыкали. Из Вашего пояснения следует, что среднестатистический прибалт видит в человеке, говорящем на русском языке, либо оккупанта, либо лицо второго сорта. Вторым сортом в Латвии и Эстонии, если кто не знает, считаются так называемые «неграждане» – коренные жители этих стран, лишенные по этническому признаку части политических и гражданских, в том числе – имущественных, прав. Это официальная, на государственном уровне сегрегация общества, у неграждан отдельные, особые паспорта. Хорошо хоть нашивки желтого цвета не заставляют носить. Вот тебе и Европа с ее гуманитарными ценностями и правами человека…
      Следует вывод (и Вы его своим пояснением подтверждаете): находясь на территории прибалтийских стран нужно всячески скрывать, что вы приехали из России. Только вовсе необязательно башкирский учить. Лучше и проще имитировать украинскую речь, то есть выучить некоторые слова, горлом произносить звук «г» и так далее. Они и украинцы теперь если и не друзья, то, скажем так, конъюнктурные союзники. К вам не только вежливо и уважительно будут обращаться, но еще и обнимут-поцелуют. Наверное. Если захотите.

      Вы говорите, что «сына никто не заставляет насильно учить башкирский, но государственный он изучает». А попробуй не изучай этот самый государственный. НТВ делало сюжет о том, как один уфимский мальчик попробовал не изучать – на второй год его оставили. Найдите видеозапись, посмотрите. Корреспонденты пришли в школу, а учитель по башкирскому («Валерия Кинзягул») трусливо: «Я не буду вести с вами беседу!..». За задницу свою переживает – тема уж очень деликатная, ляпнет лишнего и будут потом у нее проблемы с трудоустройством, школы-то все государственные.

      Постараюсь тактично разъяснить Вам один момент. Понимаете, бывает двойное гражданство, двойная фамилия, раздвоение личности тоже бывает. Но двойная национальность – это нонсенс. Конечно, человек сам определяет свою национальную принадлежность, и если Вам уж очень принципиально, то и Вы саму себя и своих детей можете причислять одновременно к двум национальностям. Только вот окружающие… мягко говоря, не поймут. Имейте в виду, и детям разъясните.

      • ЧИТАТЕЛЬ

        Артур, ваш бы сарказм да в правильное русло! Не хотите изучать языки – ваше дело, только зачем призывать к этому других? Не любите башкир – необязательно об этом так высокопарно провозглашать. Почти все мои друзья и многие родственники затруднились бы определить точно свою национальность, и никого это не напрягает. Мы живём в многонациональной республике, и я уважаю национальность и язык каждого человека. Не вижу ничего плохого в изучении какого-либо языка, это делает человека богаче духовно. Через языки мы познаём культуру народов. А без культуры мы – не люди. А насчёт детей, что у них детство непростое, могу сказать, что языки, как и другие науки, лучше всего усваиваются в раннем возрасте.

        • Артур Аллаяров

          Давайте тогда уж обозначим правильные и неправильные русла. При этом мне придется повторить свои же высказанные выше посылы. Я не против изучения башкирского языка как такового. Я против принудительного его изучения. Против башкир ничего не имею. Национальность человека для меня никакой роли не играет, кроме случаев, когда вокруг нее возникают некоторые аномалии. Такие как, например, дискриминация по национальному признаку, или, как в моем случае – назначение национальности, или, как в Вашем – двойная национальность (впрочем, это Ваше право). Я за верховенство закона. Закон говорит, что право изучать родные языки – это право, а не обязанность. Я требую, чтобы соблюдался закон. И призываю других его соблюдать, призываю действовать по закону в своих интересах и в интересах своих детей. Закон не соблюдается, прокурорская проверка это выявила. Обозначили.

          Теперь перейдем к уважению и культуре. Мне с 5-го по 11-ый класс преподавался башкирский язык. Три урока в неделю. Преподносилось это как изучение родного языка. Но позвольте! Я – этнический татарин, мой родной язык не башкирский. Почему же мне преподавался башкирский, а не татарский? Почему мне преподавалась история и культура Башкортостана, а по Татарстану – ничего? Что все это значило, объясните мне. Неуважение к моей национальной идентичности? Пренебрежение моей культурой? Как же так, ведь без культуры мы – не люди. А башкирская, которую мне насаждали, мне чужда. Кроме всего прочего, есть один момент, упоминать который не хочу, но придется. В свое время у Муртазы Губайдулловича было особое отношение к татарам. Это Вы у него спросите об уважении к другим национальностям. Тема эта очень скользкая и попрошу ее далее не развивать.

Ответить

*

Фотогалерея


Войти