«Башкирский язык был, есть и будет!»

3 августа Глава Башкортостана Рустэм Хамитов посетил лицей № 161 в Дёме. Среди острых вопросов, стоящих сегодня перед системой образования, – сохранение родных языков и качественное их изучение.

bashk

Глава региона прокомментировал ситуацию следующим образом:

– Две недели назад в Йошкар-Оле Президент Российской Федерации провёл заседание Совета по межнациональным отношениям. Владимир Владимирович отметил, что родные языки являются достоянием народов нашей страны, что языки надо беречь, сохранять, и Конституция, и законы Российской Федерации дают право изучать родные языки в полном объёме без всяких ограничений. Одновременно Президент отметил, что нельзя заставлять учеников, для которых коренной язык республик не является родным, обучать против убеждений, против желания.

Министерство образования Республики Башкортостан ещё раз проанализировало ситуацию с изучением родных языков в республике и увидело, что нужно внести изменения в базисные образовательные планы восьмого и девятого классов, касающиеся обязательности изучения башкирского языка как государственного.

Эти изменения будут внесены, в том числе и потому, что идёт гармонизация, сопряжение башкирского и российского законодательств в части федеральных государственных образовательных стандартов и подходов к изучению родных языков.

Соответствующие приказы будут изданы Министерством образования. Хочу сказать, что это никоим образом не изменит ситуацию в части изучения башкирского, татарского, чувашского, других родных языков. Считаю, никаких опасений в этой части с точки зрения уменьшения часов нет.

Мы должны понимать, что в Республике Башкортостан, конечно, нужно делать всё, чтобы сохранить башкирский язык. Язык находится в зоне риска, носителей языка не так много – немногим более миллиона человек.

В этой части республиканская власть, Правительство республики должны делать всё, чтобы помочь башкирскому языку. Мы эту работу видим следующим образом. Нужно способствовать тому, чтобы в школах появились дополнительные уроки для тех, кто хочет изучать родной язык углублённо. Эти занятия можно и нужно проводить в варианте факультатива. Уверен, что такая форма обучения будет востребована.

Далее – надо внедрять варианты электронного обучения башкирскому языку. Сегодня Башкирский государственный педагогический университет имени М.Акмуллы работает над созданием программы электронного обучения башкирскому языку. Думаю, в скором времени она будет в свободном доступе, и обучение можно будет проводить вне пределов республики и даже страны.

Кроме того, надо посмотреть вечерние формы обучения башкирскому языку в школах для желающих, которые хотели бы заниматься изучением языка. Такая форма тоже должна быть доступной.

Интересные предложения звучат из университета третьего возраста, когда ветераны хотят совершенствовать родной язык и тоже просят организовать такого рода подготовку.

Одним словом, нам надо расширить возможность изучения башкирского, татарского, чувашского, марийского и других языков для тех, кто хочет изучать свой родной язык.

Сегодня во всех учебных заведениях созданы условия для изучения родных языков. Никаких ограничений, запретов с точки зрения изучения языков нет.

В то же время надо понимать, что изучение родного языка – это прежде всего выбор родителей. В данном случае моё личное мнение – чтобы башкирский язык у нас в республике изучался как государственный, чтобы родители выбирали башкирский язык как государственный и соглашались с тем, чтобы их дети изучали башкирский язык здесь у нас в республике как государственный. Надеюсь, что понимание родительского сообщества в этой части, конечно же, будет найдено.

Не надо политизировать тему языков, создавать конфликты вокруг родных языков. Не нужно идти на противостояние, потому что это очень деликатная тема. Силой заставить изучать язык, традиции, обычаи народов невозможно. Поэтому излишняя политизация приведёт лишь к расколу общества. Хочу предостеречь часть наших граждан от такого рода действий. Так нельзя. Это очень опасно ВКУСОМво всех смыслах.

Нужно разумно, спокойно подходить ко всем этим вопросам. Ещё раз хочу сказать, что возможности для изучения родных языков у нас в школах созданы в полном объёме. Никто, ни один ребёнок не может быть лишён этой возможности. Права ребёнка защищены Конституцией.

Обращаясь к директорам школ, хочу сказать, что сегодня нельзя допускать спекуляции на эту тему – это первое. Второе – нельзя волновать учительское сообщество, особенно учителей башкирского языка. Нельзя увольнять учителей башкирского языка, надо сохранять коллективы, поскольку количество часов не уменьшается.

Если мы говорим о восьмом-девятом классах, там будут введены дополнительные факультативы. Это тоже нагрузка для учителей, нормальная нагрузка. И если потребуется небольшое финансирование для того, чтобы обеспечить ресурсами и учителями те группы, которые не захотят изучать родные языки, мы эти ресурсы найдём. У нас есть финансы. Здесь никаких проблем не возникнет.

Уже более 10 лет идёт процесс гармонизации республиканского законодательства с федеральным и понимания того, как должны быть организованы федеральные и республиканские образовательные стандарты. Главное сейчас – проявить разум.

Башкирский язык был, есть и будет. Изучение башкирского языка было, есть и будет. Объём изучения во многом зависит от решения родительского сообщества. Но в то же время мы понимаем, что здесь в республике должны сохранять башкирский язык и оказывать все меры поддержки. Это очень важно со всех точек зрения.

Кабинет гирудотерапии (лечение пиявкой), терапии, рефлексотерапии. Приём ведёт Филимонова Любовь Анатольевна, врач высшей кв.кат. Каб. №426, поликлиники ГБУЗ КБ №1, ул. Коммунистическая,91. Тел. 8-905-308-09-65, 22-29-54. (пн., ср., пт., с 17 до 19 часов). Доп. информ. www.girudamed.ru УТОЧНИТЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. Лиц. ЛО-02-01-003497 МЗ РБ. Реклама. 210104
Автор: (8 Авг 2017). Рубрика: Главное, Культура, Лента новостей. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




комментариев 7   “«Башкирский язык был, есть и будет!»”

  1. Zy

    Изучение башкирского языка в школах – это пустое и ненужное времяпровождение. Вообще принудительное изучение языка, который никому не нужен и воспользоваться которым в жизни в 99,9% просто не представится возможным (даже при условии проживания в РБ) – это вообще не про образование, а лишь способ башкирских чиновников потешить своё самолюбие.

  2. Сергей

    Сохраняйте язык. Ваше право. Но за счёт носителей языка.

  3. Артур Аллаяров

    Рустэм Хамитов попытался призвать к спокойствию, но джина из бутылки уже выпустили. Осенью начнется…
    «Не надо политизировать тему языков, создавать конфликты…» А мы будем. «Не нужно идти на противостояние…» А мы пойдем.
    «…потому что это очень деликатная тема». А еще эта тема болезненная и животрепещущая, ибо непосредственно затрагивает наших детей. А за детей порвем, если надо, учебник по очень нужному и важному предмету.

    «Обращаясь к директорам школ, хочу сказать, что сегодня нельзя допускать спекуляции на эту тему». Надеюсь, Глава Республики понял что сделал: он бросил директоров школ на передний край, мол, «отдувайтесь» перед озлобленными родителями как хотите – ваша проблема, но «…количество часов (башкирского языка) не уменьшается». Стрелки официальным образом переведены на вас, уважаемые директора школ.

    Начнем «спекуляцию».
    Конституция РФ, ст.68 п.3: Российская Федерация гарантирует всем ее народам ПРАВО на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
    Федеральный закон №273 «Об образовании», ст.14 п.4: Граждане Российской Федерации имеют ПРАВО… а также ПРАВО на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования…
    Право, но не обязанность. И это ключевой факт. Как видите позиция противников принудительного изучения башкирского языка в школах зиждется не на словах, сказанных с телеэкрана, а на законодательстве.
    «Сегодня во всех учебных заведениях созданы условия для изучения родных языков. Никаких ограничений, запретов с точки зрения изучения языков нет»
    Так никто и не говорит о запретах и ограничениях: желающие изучать пусть изучают, честь им и хвала, учебник и дидактические материалы им в руки. Я лично говорю за противников принудительного поголовного изучения: у них есть право, но нет обязанности изучать башкирский. И если они не реализуют свое право, то и претензий никаких не должно следовать. По этому поводу у меня вопрос к имеющим отношение к области школьного образования: к каким мерам дисциплинарно-педагогического характера может прибегнуть администрация школы к ученику, сознательно не посещающему уроки башкирского языка? Какие последствия?

  4. RЫБА

    Да к чёртовой матери этот ваш башкирский язык! У детей и так нагрузка в школе не маленькая, так ещё приходится тратить время и силы на этот СОВЕРШЕННО НЕНУЖНЫЙ ПРЕДМЕТ!
    И совершенно правильно тут выше сказал Артур Аллаяров – это неконституционно и незаконно. Так что господин Хамитов вы не имеете никакого права навязывать поголовное изучение этого языка. Факультативно – да, согласен. Но принудительно… принудительно это вызывает только лишь отвращение.

  5. Артур Аллаяров

    Попрошу всех быть корректными: сам по себе башкирский язык ни в чем не виноват. Башкирский язык прекрасен и прекрасны люди, говорящие на нем. Проблема НЕ В ЯЗЫКЕ. Проблема в башкирских чиновниках, пытающихся решать этнографическую проблему путем принудительного изучения языка в школе. Проблема, если хотите, лично в Рустэме Хамитове, поскольку именно он стоит во главе башкирских чиновников. Да, язык умирает: его носителей становится все меньше. Но разве дети в этом виноваты? В этом виновато республиканское руководство, и прошлое и нынешнее. Виновато своей провальной социальной и национальной политикой. Есть с чем сравнивать, посмотрите на наших соседей. А наш бабай теперь сами знаете где живет, и наверняка учит немецкий язык. Не пригодился ему в итоге башкирский.

  6. ЧИТАТЕЛЬ

    Нет ничего плохого в изучении башкирского языка даже представителями других национальностей. Плохо, что большинство учителей башкирского языка не заинтересовано в том, чтобы дети полюбили этот предмет. Многие преподаватели сами некомпетентны. Поэтому родители справедливо возмущаются, что впустую тратится учебное время, которое можно было бы использовать, например, на изучение русского языка и математики.

    • Артур Аллаяров

      Вы видите негатив в том, что у самих учителей башкирского языка отсутствует заинтересованность. Я считаю, что наоборот: отсутствие заинтересованности – это признак адекватного восприятия ими действительности. Зря Вы обвиняете их в некомпетентности. Педсостав – это высокообразованные люди, лишенные всяких там иллюзий и грез, поскольку они же осознанно в школу пришли работать. Они, как и любые другие адекватные люди, прекрасно понимают «необходимость» изучения башкирского языка, его «востребованность», «распространенность» и перспективы. Так откуда же у учителя башкирского возникнут заинтересованность и стремление? Все всё понимают. Но сделать ничего не могут: школа сама не составляет учебную программу, ее «сверху» спускают, школа – всего лишь исполнитель.

Ответить

*

Фотогалерея


Войти