Все новости
Новости
8 Марта 2022, 12:00

Педагогика как искусство

Слагаемые успеха

Педагогика как искусство
Педагогика как искусство

Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж известен как инновационная площадка для многих проектов министерств образования Российской Федерации и Республики Башкортостан. Только выигранные им гранты составили больше 200 миллионов рублей. Сейчас он входит в сотню лучших профессиональных учебных заведений России. А с 2014 года вступил в движение WorldSkills – Россия. С тех пор студенты колледжа ежегодно участвуют в его чемпионатах и занимают призовые места.
Разговоров о роли личности множество. Зато примеров гораздо меньше. Расцвет многопрофильного профессионального колледжа напрямую связан с именем руководителя – кандидата педагогических наук, доцента А.Н.Усевич, которая возглавляет его 31 год.

Сама Антонина Никифоровна Усевич говорит, что когда ещё всё только начиналось и она была молодым руководителем, большую помощь оказывал глава администрации города тех лет Спартак Галеевич Ахметов. Однако через полтора года он при очередном обращении сказал:
– Теперь действуй сама!
– Антонина Никифоровна, и получалось?
– Всё дело в том, что мне всегда везло на хороших людей. Коллектив – это великая сила. Потом, когда стала изучать теорию управления, поняла, что кроме интуиции руководителю нужны знания, опыт, аналитические способности.
– Вы согласны с мнением А.Лосева, что руководитель должен быть ещё и педагогом?
– Согласна. Я изучала педагогику с 14 лет в Пинском педагогическом училище на базе восьми классов. Затем поступила в Минский педагогический институт на факультет педагогики и психологии. И получила специальность педагога-психолога. Не однажды я вспоминала и благодарила своих педагогов за то, чему они меня научили. И не только за теоретическую подготовку, но и научную.
– Как вы считаете, какие ещё качества необходимы руководителю?
– Прежде всего предприимчивость, которая должна основываться на умении видеть перспективу, то есть грамотно прогнозировать результаты работы, составлять планы, опираясь на материальную базу и творческий потенциал коллектива.
Во-вторых, важны лидерские качества, умение убеждать и вести за собой весь коллектив. Это прерогатива именно руководителя, а не его заместителей. У меня, например, очень сильный коллектив заместителей. Но управление и ответственность всё-таки должны замыкаться на руководителе, который всегда «в теме».
В-третьих, просто необходимо быть хорошим хозяйственником, уметь просчитывать: надо или не надо, полезно или нет, эффективно ли? Стоит ли всё это затраченных средств и усилий?
И ещё один не менее важный принцип. Может быть, помните песню, в которой были слова: «Прежде думай о Родине, а потом о себе». Так вот, если руководитель думает прежде всего о деле, а потом обо всём остальном, коллектив почувствует это и будет с уважением относиться к своему начальнику и его распоряжениям.
– А как же семья?
– Тогда и в семье всё будет в полном порядке. Дети, выросшие в семьях, где долг прежде всего, становятся порядочными людьми – ответственными родителями и благодарными детьми.
Я в управлении с 24-х лет. Заведовала педагогическими классами в школе № 27. Преподавала педагогику. Муж – военный – был, так же, как и я, на службе допоздна. Нашему сыну два года было. Постепенно я научилась сочетать интересы семьи и работы, грамотно распределять время. Днём сын в детском саду. Мы на работе. Вечер уходил на домашние дела и подготовку к занятиям в педагогических классах. Я преподавала педагогику – дисциплину, которая являлась профильной на государственных экзаменах.
– Как оценивался ваш труд?
– По достоинству. Меня постоянно хвалили, поддерживали инициативы, вдохновляли на новые дела вышестоящие руководители. Наверное, поэтому мы с коллективом и добивались реализации наших планов. Когда нам дали новое здание, оно было в полуразрушенном состоянии, как и предыдущие, крыша протекала, отопление не работало, требовался капитальный ремонт. Сделали! Теперь у нас целый студенческий городок.
Я проработала шесть лет и получила звание заслуженного работника образования Респуб-
лики Башкортостан именно за создание условий, за хорошие результаты деятельности коллектива.
За результативное внедрение ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) и обучение по внедрению этих стандартов в других колледжах республики и даже регионах (Оренбургская область, Пенза и т.д.) в 2007 году мне было присвоено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».
На днях меня наградили медалью «За доб-
лестный труд». Эта государственная награда учреждена Указом Главы нашей республики Радием Хабировым.

Я думаю, просто уверена, что сотрудников работодатель должен поощрять, доверять им. Это мотивирует на творчество, энтузиазм и активность.
Приведу пример. Мы в этом году участвовали в проведении национального чемпионата WorldSkills в г.Уфе. Приехали около 5 тысяч участников и экспертов. Работали 105 площадок по различным компетенциям. Нам было поручено оборудовать 11 площадок.
– Это как?
– Приобреталось и устанавливалось самое современное оборудование.
– На чьи средства?
– Средства Правительства Башкортостана. Наше учебное заведение закупало его в течение 4 месяцев на 100 миллионов рублей. И мы справились, соблюдая все законы о закупках, как автономная образовательная организация. Труд наш был оценён и вознаграждён. Оборудование почти на 80 миллионов рублей было оставлено нам для оснащения новых мастерских.
– Многие родители благодарны вашему колледжу за деток, посещающих дошкольные группы.
– У нас активно работают с дошкольниками в ресурсном центре «Мир детства», в группах «Мария Монтессори», «Логовичок», «Скоро в школу».
– Антонина Никифоровна, сейчас педагогов и психологов волнует повальное увлечение детей гаджетами и охлаждение к чтению. Что вы скажете по этому поводу?
– Возврат к чтению не за горами. И особо тревогу бить не стоит. Уже сейчас учатся различать фейковые новости и сайты. Многие школьники и студенты уже сейчас обращаются к энциклопедиям, справочникам, специальной литературе, чтобы узнать подлинную информацию.
– У вас много успехов и достижений. В чём их залог?
– Конечно, в слаженной и плодотворной работе всего коллектива. Успех достигается, если сотрудников регулярно информировать о том, что происходит в колледже без обиняков и искажений реальных событий. И поощрять обязательно нужно за инициативу, деловые предложения и креативность. И стимулирование труда ещё никто не отменял. Всё это приносит успех.

Автор:Евгения Дьяконова
Читайте нас: