Все новости
Знай наших!
30 Апреля 2020, 11:20

Тушат огонь и спасают людей

В период самоизоляции пожарные части относятся к службам жизнеобеспечения и круглосуточно находятся на посту. О том, какие изменения претерпела служба огнеборцев в нынешней ситуации, чем они заняты при отсутствии вызовов, рассказывает начальник 40-й пожарно-спасательной части 14-го отряда ФПС государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по РБ майор внутренней службы Р.М.Шафиков.

Неуправляемое пламя с незапамятных времён считалось бедствием хуже любой чумы. Огонь равнодушной стихией поедает как великолепные дворцы, так и деревенские лачуги, оставляя лишь пепел и запах гари. Сегодня, несмотря на развитие техники и накопленный опыт человечества в борьбе с огненной стихией, пожары опасны по-прежнему.
В период самоизоляции пожарные части относятся к службам жизнеобеспечения и круглосуточно находятся на посту. О том, какие изменения претерпела служба огнеборцев в нынешней ситуации, чем они заняты при отсутствии вызовов, рассказывает начальник 40-й пожарно-спасательной части 14-го отряда ФПС государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по РБ майор внутренней службы Р.М.Шафиков.
– Рустам Минехаевич, что входит в основные задачи вашего подразделения?
– Профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ в случае ЧС на территории города и Стерлитамакского района. Наравне с нами несут службу ПСЧ-54, охраняющие микрорайон ВТС и населённые пункты. На улице Караная Муратова имеется республиканская противопожарная служба для защиты новых микрорайонов Стерлитамака. Посёлок Первомайский – под контролем пожарных завода «Авангард» (ПСЧ-16). Эти пожарные части тоже при необходимости выезжают в Стерлитамакский район. В посёлке Шахтау есть отдельный пост городской аварийно-спасательной службы. Кроме того, пожарные части расположены на некоторых предприятиях города.
– График вашей работы изменился с введением режима самоизоляции?
– Прежде мы дежурили в четыре смены – одна смена заступала на 24 часа, затем трое суток отдыхала. Теперь две смены 14 дней находятся дома на самоизоляции, а две другие смены в это время работают сутки через сутки. Затем они меняются. Это, конечно, сложнее – на пятый-шестой выход в режиме «сутки через сутки» организм утомляется, не успевает восстанавливаться. К тому же начался сезон ландшафтных пожаров – горит прошлогодняя трава, мусор. Но такие меры, связанные с эпидемиологической обстановкой, необходимы для обеспечения резерва противопожарных сил в случае внештатной ситуации. Боевая готовность части не должна пострадать.
– Повлияла ли самоизоляция граждан на количество пожаров? Их стало больше? Меньше?
– Статистика показывает, что в Стерлитамаке изменений почти нет, зато по Башкирии фиксируется рост возгораний, связанных с детскими шалостями. Ребятишки сидят дома, а родители не всегда могут уследить. В Стерлитамаке часто выезжаем на подгорание пищи: жители забывают кастрюли и сковородки на плите. Можно сказать, ни одно дежурство не обходится без таких вызовов. Немало проблем доставляют граждане, ведущие асоциальный образ жизни. Они засыпают нетрезвыми, с непотушенной сигаретой, что нередко приводит к беде: люди задыхаются от гари и углекислого газа. К тому же, многие дома и квартиры отделаны пластиком, выделяемая при его горении двуокись углерода при вдыхании способна полностью вытеснить кислород из крови. Доза всего лишь в 0,3 процента смертельна для организма. Достаточно двух вдохов, чтобы погибнуть. Эти вещества даже в незначительных количествах являются высокотоксичными и поражают дыхательную и нервную системы человека.
– Как вы пришли в эту профессию?
– У нас целая династия: оба брата стали пожарными, отец – водитель пожарной машины. Кроме того, у моей мамы – 8 сестёр, их дети и внуки тоже связаны с пожарной охраной. Как подсчитал, в этой профессии трудятся не меньше 22 близких и дальних родственников. Так сложилось: мы смотрели на старших братьев, учились у них и видели себя только пожарными.
Я в этой профессии с 2005 года. Окончил Уральский институт государственной противопожарной службы МЧС России в Екатеринбурге. Десять лет служил в Туймазинском гарнизоне, два года работаю в Стерлитамаке.
– Вы помните свой первый вызов?
– Да, это было в Туймазах, горело двухэтажное офисное здание. Полыхало помещение на втором этаже. Площадь возгорания оказалась небольшой, тогда мы довольно быстро всё потушили. Обошлось без погибших и травмированных. Пожар начался из-за неправильной эксплуатации электрооборудования – весьма распространённая причина. Дома и в офисах граждане используют удлинители на подключение приборов большой мощности. Сеть не выдерживает напряжения, контакты перегреваются и, если нет предохранителей или они неисправны, происходит возгорание.
– Самый запомнившийся пожар?
– Один из последних значимых – летом 2018 года поступил вызов из микрорайона Строймаш. Там загорелся производственный цех одного из частных предприятий. Приехав, мы увидели большое здание, высотой в три этажа, похожее на ангар. Во время тушения из-за высоких температур обвалились бетонные перекрытия. Нам очень повезло, что внутри никого не было. Вряд ли бы кто-то выжил под бетоном. Мы проливали здание снаружи, через окна. Признаться, когда обрушились перекрытия, стало жутковато.
– В вашей профессии к серьёзным физическим нагрузкам нередко добавляются и психологические. На пожарах травмируются, гибнут люди. Как вы с этим справляетесь?
– Возможно, у новичков первые два-три случая с погибшими вызывают сильные эмоции, кратковременный шок. А затем они привыкают. Мы не циники, но такова наша работа: в любой момент нас могут вызвать на пожар, на месте которого есть вероятность обнаружить тело. У нас в отряде есть психолог, помогающий справиться с эмоциональным шоком. Но пожарные знают, на что идут. К тому же, при поступлении на службу мы проходим строгий психологический отбор на профпригодность. Многие кандидаты отсеиваются на этом этапе.
Лично мне гораздо страшнее видеть последствия ДТП. Обычно на ликвидацию аварий выезжают сотрудники аварийно-спасательной службы города. Но бывают дни, когда они заняты, и вызывают нас. А любое ДТП с погибшими и ранеными – зрелище не для слабонервных.

(Продолжение вы можете прочитать в газете "Стерлитамакский рабочий" от 29 апреля 2020 года)

Читайте нас: