Глава администрации Стерлитамака Алексей Изотов провел пресс-конференцию, посвящённую плану стратегического развития города до 2015 года.
Ключевыми зонами внимания в нём стали безопасность условий проживания, экономика, бизнес, социальная сфера, городская инфраструктура. В качестве источников финансирования рассматриваются федеральный, республиканский, муниципальный
бюджеты и различные внебюджетные фонды.
- Какие сильные и слабые стороны города учитывались при составлении плана стратегического развития, рассматривались ли риски и разрабатывались ли мероприятия по ликвидации этих рисков?
-Да, мы сделали анализ по сильным сторонам города. Получился большой перечень. Я назову лишь основные преимущества. Например, географическое расположение Стерлитамака – в центре республики с возможностью агломерации с другими городами, промышленный потенциал и благоустроенность нашего города (инвестиционная привлекательность).
Что касается минусов, то они общие для муниципальных образований республики. Главный –бюджет потребления. На сегодня наш бюджет, как и республиканский, на
80 проц. тратится на зарплату работников системы образования и медицинской сферы.
Большая проблема – нехватка городских земель. Даже некоторые дома находятся сейчас не на территории Стерлитамака, а на территории района. Сегодняшняя застройка частью идёт в городе, частью – за его пределами. Это проблема развития территории.
Другой минус – в сырьевой зависимости нашей химической промышленности от двух источников: шиханов, что в Ишимбайском районе («Сода»), и салаватской установки П-300 (ситуация по «Каустику», «СНХЗ», «Синтез-Каучуку»). Ну и общая зависимость бюджета города (почти на 74 проц.) от химии и нефтехимии.
- Вы упомянули агломерацию. На форумах очень активно обсуждается возможность объединения Стерлитамака и Уфы. Насколько серьёзна эта идея, как вы оцениваете такое объединение?
- По теме «Агломерация Уфа-Стерлитамак» я участвовал в ток-шоу. Моя позиция была отрицательной. Я не вижу необходимости объединять Уфу и Стерлитамак по разным причинам: исторической, экологической, географической. При объединении более крупный город поглотит более мелкий, соответственно, Стерлитамак уйдёт в историю.
В свою очередь, осуществление проекта «Большая Уфа» осложнено следующими факторами. С восточной стороны, если застройку вести между Стерлитамаком и Уфой, у нас железная дорога, где достаточно большой грузопоток, в том числе грузов первого класса опасности. С западной стороны – система трубопроводов: этиленопровод, мазутопровод и т.п.
А вдоль самой дороги - нефтепроводы, что делает невозможным строительство жилых кварталов. По экологическим соображениям слияние Уфа-Стерлитамак тоже нецелесообразно. Ветра южного и юго-восточного направлений будут нести выбросы с заводов Стерлитамака и Салавата на людей, поселившихся вдоль трассы.
Конечно, можно рассмотреть возможность объединения городов не буквально, а по интересам, технологическим, например. В этом смысле агломерация Стерлитамака вполне
возможна с городами Салават (зависимость от установки) и Ишимбай, который расположен в экологической зоне и может быть использован для развития территории как спального района.
Опять же я говорю не о слиянии городов, а о возможности технологической агломерации.
- Одной из составляющих плана вы назвали городскую инфраструктуру. Планируется ли восстановить автобусное сообщение с аэропортом Уфы (людей высаживают, не доезжая полкилометра до аэропорта) и учтены ли в плане проекты по развитию системы спортивных сооружений, так как у нас явная нехватка спортивных комплексов?
- Вообще, городская инфраструктура подразумевает не только возведение физкультурно-оздоровительных комплексов. В этой зоне мы запланировали строительство, а также содержание всей имеющейся инфраструктуры. У нас большой износ по основным фондам, мостам и т.д. Остро стоит вопрос укрепления берегов рек внутри города. Понятно, что это федеральные программы, но мы этим будем заниматься.
В городскую инфраструктуру входит также и транспортная: объездные дороги, расшивка
перекрёстков, расширение Михайловского переезда и т.д., к чему мы приступим уже в этом году. В том числе рассматривается развитие строительства объектов соцкультбыта.
Детсады, поликлиники, ФОКи. Сегодня строительство ФОК ведётся, я согласен, что этого
недостаточно для нашего города. Комплексы должны быть в каждом микрорайоне. Нужны крытые ледовые катки, доступные физкультурные залы. Если говорить о пятилетней перспективе, то в Стерлитамаке появится дворец игровых видов спорта, крытый каток и, возможно, новый бассейн.
Мы ориентированы на развитие детского спорта и массовости в занятиях физической
культурой. Есть совместное видение с федерацией волейбола по выводу стерлитамакской волейбольной команды в высшую лигу, также хотим, чтобы в высшей лиге играли наши команды по гандболу и баскетболу. Планируем восстановить стадион ДЮСШОР N 1 (бывший стадион «Каустик») для того, чтобы наш спидвей был представлен в суперлиге. Сейчас на стадионе не проводятся соревнования именно из-за плохого состояния трека.
Про аэропорт. Где-то 1,5 месяца назад мы обратились в «Башавтотранс» с просьбой организовать доставку горожан до аэропорта. Видимо, что-то не получилось. Спасибо за информацию, возьмём этот вопрос на проработку.
- Алексей Николаевич, тут затронули тему аэропорта. В некоторых городах Башкортостана культивируется малая авиация (Нефтекамск, Сибай, Акъяр), как с этим у нас?
- Внимание малой авиации уделяется много. Президент с этой темой выступал. Ходят даже разговоры о создании башкирского самолёта. Раньше малой авиацией перемещалось очень много людей. На Павловку, например. Сегодня инфраструктура в стране разрушена. Тот случай, когда ТУ-154 нашёл площадку для экстренной посадки, считаю просто уникальным. Малая авиация не может развиваться только ресурсом города. По ней нужны программы федеральные и республиканские. Сейчас этот вопрос рассматривается в республике. Что касается аэропорта в Стерлитамаке, он частный. Его развитие будет зависеть только от силы воли и интересов этого частника. Моё личное мнение: малая авиация должна и будет развиваться. Потому что очень большие в стране расстояния и преодолевать их на автомобилях долго. К тому же, содержание дорожной инфраструктуры - более затратное дело, чем содержание авиационной инфраструктуры.
- Идёт застройка нового района, там много молодых семей. Ситуация такая. Дети ждут очереди, чтобы их приняли в детский сад, а перспектива предполагает, что места они получат через 5 лет, когда придёт пора поступать в первый класс. Как будет решаться эта проблема?
- Проблема очень серьёзная. У нас 4,5 тыс. ребятишек в такой очереди. В городе 16 лет
не строилось ни одного садика. Более того, в своё время из-за низкой рождаемости многие
садики были перепрофилированы и выведены из системы дошкольного образования. Это не только у нас в городе.
Сейчас этот вопрос решается следующим образом. По плану мы должны были попасть
в республиканскую адресную инвестиционную программу в 2012 году на строительство одного садика. Нам удалось войти в программу этого года на строительство 2 садиков на 420 мест.
Но мы попросили сделать немного по-другому. Фактически мы обошли 5 министров, из них 3 вице-премьера. В результате принято решение построить 1 садик в «Солнечном» микрорайоне для шаговой доступности, а вместо 2-го садика вернуть в систему дошкольного образования 6 ранее перепрофилированных. Мы заранее
подготовили здания для такого возврата. Тем самым вместо 420 мест, которые бы город получил через 2 года, он получит порядка 1,5 тыс. мест в этот же срок.
Плюс к этому хотим на следующий год как минимум на 1 детсад попасть в адресную
инвестиционную программу. В планах в ближайшие 4 года - организовать 3,5 тыс. мест,
это не решение всей сегодняшней проблемы, учитывая спрос в 4,5 тыс., однако мы закроем её на 80 проц. Но на это надо время, то, что разваливалось в течение 20 лет, невозможно вернуть за полгода.
Также мы ищем и другие способы решения проблемы. Во-первых, частно-государственное партнёрство или частный бизнес. Есть люди, желающие платить, и достаточно серьёзные деньги, чтобы водить ребёнка в частный садик.
Развитие бизнеса в этом направлении я буду поддерживать. Во-вторых, мы в числе первых начали выплачивать мамам средства на содержание детей. 2200 рублей – небольшая сумма, но она позволяет снижать очерёдность. Таких семей у нас порядка 350. Хотим довести их до тысячи. Этим семьям придётся отказаться от очереди. Это обязательное условие.
- Вы упомянули, что план стратегического развития Стерлитамака наметил источники финансирования для реализации входящих в него проектов. Можете привести конкретные примеры частно-государственного партнёрства? Каков уровень инвестиционной привлекательности Стерлитамака?
- Для того, чтобы в город привлечь республиканские и федеральные средства, нужно
сделать первый шаг и показать, чем мы заинтересованы. Например, мы будем работать
над тем, чтобы сделать доходы собственного бюджета больше за счёт эффективного управления муниципальной собственностью, за счёт создания дополнительных активов, которые бы приносили деньги в город. Увеличение муниципального бюджета даст возможность в своей деятельности рассчитывать на поддержку республиканских органов.
О частно-государственном партнёрстве (ЧГП). Сейчас в блоке безопасность рассматривается вариант создания муниципальной сети оптоволокна. Это позволит создать общую сеть для учреждений здравоохранения по проекту «Электронная регистратура». Идея родилась после осознания того, что город уязвим. Фактически он ослеп после упразднения КПМ на въездах. Мы не знаем, кто приезжает, мы не
знаем, как приезжают.
Сейчас идёт конкурс на исполнение 1-го этапа установки в Стерлитамаке системы видеонаблюдения. В его рамках смонтируют 6 камер вокруг города. Они будут считывать номера и фиксировать скоростные режимы всех въезжающих и выезжающих автотранспортных средств.
В дальнейшем по рекомендации УВД будем ставить видеокамеры на проезжей части и в
местах массового пребывания горожан, таким образом усилим безопасность людей.
Но камеры поставить – одно, другое дело - привести сигнал. Помочь с этим предложило
одно частное предприятие, они готовы потратить на создание оптоволоконной системы
определённую сумму. И часть каналов передать в город. Это как один из примеров ЧГП.
Есть примеры благотворительности, в частности, с ОАО «Сода» подписано соглашение
на 80 млн. рублей на различные расходы по городу. «Сода» постоянно эти расходы
финансирует. Хороший пример для других предприятий.
- Какие меры, программы предусматривает план стратегического развития по решению вопроса нехватки узких специалистов? В Стерлитамаке слишком мало лор-врачей, аллергологов и т.д. В какие сроки проблема будет решена?
- Проблему нехватки узких специалистов создаёт только отсутствие жилья. Когда мы решим для них вопрос с жильём, мы решим проблему в общем. Подобная ситуация сейчас по всей республике. У нас медики и молодые, и уже опытные, к сожалению, уезжают, и основной вопрос - это жильё. Раньше в город бесплатное жильё поступало, застройщики до 10 проц. от построенных квартир отдавали в город. Потом процент снизился до 8, до 5, до 3 проц. Сейчас это постановление не действует, его отменили. Бесплатного жилья в городе нет. Если 4 года назад мы получали порядка 250 квартир (это затраты в 300 млн.руб.), то на сегодня ни одной квартиры мы не получили.
Вопрос необходимо решать с республиканскими органами, нужны квоты на выделение квартир для нашего города. Они будут распределяться в том числе и среди медиков. Пока программа не утверждена, она в разработке. Сроки не могу назвать.
- Как будет развиваться посёлок Первомайский? Будет ли там строительство торговых объектов, дома будут строиться?
- Я не думаю, что в посёлке Первомайском следует начинать комплексную застройку. Мне
кажется, оттуда людей надо переселять. Понятно, за год, за 2, за 10 лет не переселишь.
Люди будут жить, магазины существовать, но комплексную застройку в Первомайском я не считаю необходимой. Генеральный план города предусматривает совсем другое направление застройки – за ул.Артёма. В этом году примем Генплан, может, в нём будут изменения по расположению парков, аллей, но линия застройки однозначно сохранится. А в посёлке Первомайском экология не очень хорошая.
- Привлекались ли со стороны специалисты для разработки плана стратегического развития города, или всё сделано только силами администрации?
- Со стороны привлекалось много людей. На
созданном сайте Стерлитамака был организован опрос граждан. Все
предложения прошли через наших специалистов и либо были приняты к сведению, либо
не приняты. При подготовке документа на несколько дней мы вывезли всех специалистов
на мозговой штурм. Среди участников были представители правоохранительных органов,
общественного совета, бизнес-сообществ, машиностроительной и нефтехимических отраслей. Конечно же, специалисты администрации городского округа, руководитель городского Совета. Достаточно широкий спектр специалистов. Этот план не был навязан кем-то, он появлялся в процессе обсуждения. Сами разработали – сами будем исполнять.
- Проблема по цене на этилен между «Каустиком» и «Газпром нефтехим Салаватом» до сих пор не решена. Каков, на ваш взгляд, позитивный и негативный сценарий решения вопроса?
- Самый плохой сценарий – остановка «Каустика». В прошлом году мы прикоснулись к
действию негативного сценария. В течение 2 месяцев «Каустик» стоял. Трудовой коллектив должен получать заработную плату. Понятно, что при простое сохранить зарплаты сложно. Сразу веером эта проблема цепляет и «Синтез-Каучук», и «СНХЗ».
Потому что водород оба предприятия получают с «Каустика». Есть, конечно, альтернативное получение со стороны «Газпром нефтехим Салавата», однако сырьё, несомненно, удобнее получать без дополнительных транспортных расходов. Это самый негативный сценарий, который можно себе представить. Остановка «Каустика» приведёт к снижению объёмов на других нефтехимических предприятиях Стерлитамака.
Позитивный – это полностью загрузить «Каустик», то есть продавать ему не 4,5 тыс.тонн
в месяц этилена, а 9,5, 10 тыс.тонн. Сегодня «Каустик» по мощностям является ведущим
в стране по производству ПВХ и, более того, имеет перспективу наращивания мощностей в дальнейшем. Это является самым позитивным вариантом. ПВХ – продукт очень востребованный. 70 проц. идёт на пластиковые окна в сфере строительства. Причём всё потребление в стране покрывается местным производителем только наполовину.
Какой из этих вариантов более реален не могу сказать. Во всяком случае, позиция ОАО
«Газпром нефтехим Салавата» такая: пока предприятия не договорятся о ценах, «Каустик»
будет сидеть на минимальном количестве сырья. Здесь акционеры должны пойти друг другу навстречу.
- А намечается ли строительство технопарков для предприятий (об этом много
говорит и Президент РБ), чтобы конечная продукция выпускалась на местах, а не за
пределами республики?
- Я бы выделил здесь два направления: технопарк для крупного бизнеса и технопарк
для предпринимательства. Так, по первому направлению сейчас рассматривается вопрос
о создании группы по подготовке особой зоны Салават-Стерлитамак для технопарка на базе «Газпром нефтехим Салавата». Здесь подразумевается развитие установки этилена-пропилена, имеющей на сегодня мощность 300 тыс.тонн в год. Таких установок в мире уже не строят. Это неэффективно. Минимальные мощности, которые существуют, - 500 тыс.тонн, миллион тонн.
Подразумевается, что на «Газпром нефтехим Салавате» начнётся строительство ЭП-1000.
Тогда заводы в Стерлитамаке смогут получать сырьё, покрывающее их производственные
мощности практически на 100 проц. Это что касается технопарка и агломерации в целом.
По линии технопарков для предпринимательства мы рассматривали несколько проектов, в
том числе на базе бывшего кожевенного комбината. Хотели организовать связанную с
пластиками дальнейшую переработку полимеров на основе ряда продуктов, которые производятся у нас (ПВХ) и на «Газпром нефтехим Салавате» (например, ДОФ). К сожалению, натолкнулись на ряд проблем между крупным и малым бизнесом.
Всё сырьё реализуется через торговые дома, и заводам удобнее реализовывать его крупными партиями, чем возиться с предпринимательством. Мы пытаемся убедить предприятия, что часть продукта, который производится в Стерлитамаке, необходимо оставлять и перерабатывать здесь.
Есть ряд других проектов, связанных со стеклом.
- «Табигат» практически заполнен, и нам вскоре некуда будет вывозить мусор. Как будут в ближайшие 5 лет решаться экологические проблемы по утилизации мусора?
- Здесь снова вернёмся к ограниченности городских территорий. Площадь полигона
«Табигат» - 19 га, котлован первой очереди заполнен уже на 90 проц. (5,5 га), котлован
второй очереди занимает 6 га, срок его наполняемости составляет 5-7 лет. Через 20 лет
в силу дефицита городских территорий мусор вывозить будет некуда.
Рассматриваются различные варианты решения проблемы. Первый – это мусоросжигающий завод. Мой заместитель Марат Мусин ездил в Москву, смотрел подобный завод. Плюсы: полная переработка, полное сжигание, выработка электроэнергии и паровой энергии, которые можно использовать в промышленных
целях. Минусов два: стоимость возведения – 2 млрд.руб. и необходимость повышения в 15 раз тарифа на утилизацию мусора для населения и для промышленных предприятий. С одной стороны, мы улучшим экологическую ситуацию, с другой, готово ли население за это платить. Есть промежуточный вариант. В городских отходах много пластика, органики, стекла. За год можно поставить мусоросортировочный завод, который бы отделял органику от неорганики. В итоге вместо 100 проц. захоронения мусора, как сейчас мы делаем, сможем получить 20-процентное захоронение. Отправку оставшихся отходов организуем на перерабатывающие заводы республики, их сейчас в Башкортостане два.
К сжиганию мы рано или поздно всё равно придём, как это делается в Европе, но на
первое время целесообразно выйти на такую технологию. Мы рассматриваем сейчас предложения трёх компаний в этом направлении.
- А как насчёт утилизации опасных веществ? Например, как будет решаться вопрос по ртутным лампам?
- Проблема в том, что у нас в стране всего два завода, которые занимаются переработкой
ртутных ламп. В городе их принимают лишь в одном месте, в Уфе тоже в одном. Трудность в том, что требуются определённые условия для приёма таких ламп в утиль. В Уфе единственное ЖЭУ прошло аккредитацию на этот вид деятельности.
В будущем мы будем решать вопрос с теми компаниями, которые возьмут на себя мусоропереработку в городе. В ближайших же планах - организовать совместно с «Табигатом» сбор ртутных ламп при помощи автомобилей, которые будут с этой целью ездить по улицам. График движения и маршрут будут озвучены и опубликованы в СМИ. А создание инфраструктуры для сбора ртутных ламп - это безумно дорого.
Полный текст пресс-конференции А.Н.Изотова размещён на сайте администрации: www.sterlitamakadm.ru. В ближайшем будущем там же будет размещён план стратегического развития Стерлитамака.