В настоящее время заканчивается подведение итогов хозяйственной деятельности организациями жилищно-коммунального комплекса, обслуживающими жилой фонд города Стерлитамака - многоквартирные дома. В пределах, установленных руководством страны, сформированы тарифы на содержание и текущий ремонт жилого фонда, произведены начисления собственникам и нанимателям жилья.
Разъяснения по этому поводу сегодня даёт начальник МУ «ОЖКХ» А.Хакимов.
В 2011 г. по сравнению с 2010 г.
- минимальный размер оплаты труда по Республике Башкортостан вырос сразу на 27 проц. - до 5500 рублей,
- единый социальный налог - с 26 до 34.2 проц. (на 30,5 проц.),
- более чем на 15 проц. выросли цены на материалы и ГСМ,
- тариф на размещение твёрдых бытовых отходов ГУП «Табигат» вырос на 47 проц.
Притом, что все указанные расходы входят в тариф на содержание и текущий ремонт, в целом рост цен на эту услугу для собственников жилья по каждому отдельному дому не превысил 15 проц., а во многих случаях повышение было значительно меньше установленного предела (10-12 проц.).
Однако экономические проблемы, обусловленные объективными сложностями, усугублены положением, сложившимся за несколько лет с момента введения в действие Постановления Правительства РФ N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг»: обслуживающие организации искусственно поставлены в положение «оптовых покупателей» коммунальных ресурсов, услугу по предоставлению которых они впоследствии продают (предоставляют) жителям по цене покупки.
Естественно, что полностью и сразу рассчитавшись с РСО, управляющие организации объективно не могут собрать такую же сумму с жителей, поскольку из года в год многие граждане не хотят или не могут рассчитываться за коммунальные ресурсы. Таким образом, управляющие организации являются посредниками между коммунальными монополистами и гражданами, потребляющими коммунальные услуги. Они не продают коммунальные ресурсы непосредственно гражданам, а обеспечивают предоставление коммунальных услуг надлежащего качества, обслуживая и поддерживая в технически исправном состоянии внутридомовые сети горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, отопления и электроснабжения.
В настоящее время огромной проблемой являются убытки от «выпадающей части потреблённого коммунального ресурса» - в первую очередь, холодной и горячей воды и услуг водоотведения, электроснабжения.
Суть её в том, что после расчёта с ресурсоснабжающей организацией, например, за холодную воду, по общедомовым приборам учёта, которыми оборудованы 100 проц. домов, жильцам к оплате предъявляется меньший объём: тем, у кого есть индивидуальные счётчики, - по ним, а тем, у кого их нет, – по нормативам. Аналогичная ситуация – с платежами за горячую воду. Она в 6 раз дороже холодной, и, кроме того, далеко не все дома оборудованы общедомовыми приборами ГВС, поэтому количество поставленной на дом воды определяется расчётным методом, и соответственно убытки здесь значительно больше.
Данная ситуация обусловлена не столько протечками и авариями, сколько действиями самих жильцов – это несвоевременное снятие показаний с индивидуальных счётчиков, умышленное искажение (занижение) показаний, разница между количеством прописанных и фактически проживающих граждан, массовая установка на счётчики магнитов, иные способы искажения данных приборов учёта и т.д.
Что касается электроснабжения МКД, то здесь также имеются многомиллионные потери, вызванные тем, что затраты на освещение, например, мест общего пользования (лестничные клетки, подвалы, чердаки), затраты энергии на работу лифтов не входят в тариф на содержание и ремонт МКД и, в соответствии с письмом Министерства регионального развития РФ N 11356-ЮТ/07 от 18.06.2007 г., должны начисляться отдельной строкой.
Выход из ситуации
Частичный выход из ситуации - скорейшая установка общедомовых счётчиков ГВС (и этот процесс в настоящее время идёт). Однако помимо того, что сама по себе эта мера требует дополнительных финансовых затрат и связана с длительной процедурой установки и допуска приборов в эксплуатацию, она не позволяет решить в полной мере назревшую проблему.
И такая ситуация складывается из месяца в месяц, то есть, полностью рассчитываясь перед поставщиками коммунальных ресурсов и не делая доначислений гражданам, закрывая многомиллионные перерасходы, управляющие организации не имеют возможности выполнять в полном объёме и с надлежащим качеством все необходимые работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов.
Порядок оплаты коммунальных услуг установлен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждёнными Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г. (далее - Правила). Данным постановлением предусмотрены периодическая корректировка и доначисление гражданам за перерасход в целом по дому коммунальных ресурсов по соответствующим формулам.
Помимо этого, согласно
пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Указанная норма, в соответствии со
статьёй 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяется и к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, газом, водой через присоединённую сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность потребителей оплачивать фактический объём потреблённых коммунальных услуг, и данная работа будет проводиться по всему городу.