Девяносто лет назад городская газета «За пятилетку» писала: «Через несколько месяцев Стерлитамакский район будет известен всему миру как район нефтяного месторождения». Это была эпоха грандиозных замыслов и несбывшихся надежд.
Начало тридцатых стало переломным в истории Стерлитамака. Открытие ишимбайских нефтяных месторождений дало второе дыхание уездному городку. В фондах историко-краеведческого музея можно найти уникальные снимки той эпохи. Многие из них никогда не публиковались на наших страницах. Вот снимок, запечатлевший начальника строительства моста через Стерлю, его фамилия Куприянов (фото 1). Сам мост, как видим, деревянный. Строили ударными темпами, железобетонные сооружения возводились уже позже. Зато насыпь к мосту подводилась капитальная (фото 2).
Нефть здесь искали ещё с 19 века. Но лишь в 1929 году прибывшие сюда инженеры-геологи государственного нефтяного института Блохин и Крестовников обосновали возможность её промышленной добычи. Уже в следующем году в 30-градусные морозы началось строительство первых деревянных буровых. С первым фонтаном нефти началась эпопея строительства железной дороги Уфа – Ишимбаево через Стерлитамак. На строительство активно привлекалось трудоспособное население окрестных сёл. Стройка воистину стала интернациональной. Свой вклад в неё внесла и наша газета. Бесплатные приложения «Даёшь нефть» – издание выездной редакции пермской «Уральской вышки» и стерлитамакской «За пятилетку» для строителей дороги и нефтяников выходили сразу на двух языках – русском и башкирском (фото 3). Причём статьи на башкирском печатались как латиницей, так и арабицей. Дело в том, что переход с арабицы на латиницу в Башкирии начался только в 1929 году и к началу тридцатых ещё не успел охватить все слои населения. Вот снимок, озаглавленный «Рабочие разных национальностей у палатки строителей железной дороги» (фото 4). Это для них печатались бесплатные приложения.
Заголовки вроде «BERENSE BORAUSЬLAR» («Первые буровики») сочетались со статьями, набранными арабской вязью. Кстати, в Википедии утверждается, что именно с этих четырёх маленьких газет размером в половину нашей и началась история ишимбайской периодики. Атмосфера ударной стройки сквозит даже в самих заголовках приложения: «Не сметь позорить имя нефтяника!», «Не хныкать, не ныть, а по-пролетарски преодолевать все трудности», «Стыдно, тов. Нефёдов!», «Sots-jarьşьna saqru» («Вызов на соцсоревнование»)…
Кстати, рабочие жили не только в палатках (одна из них красуется за их спинами), но и в вагончиках, что сразу подводили по только что проложенным путям (фото 5). 22 июня 1934 года газета сообщала о премировании лучших рабочих стройки и о том, что «перед руководством 4-го участка стоят боевые задачи – в срок закончить строительство Ашкадарского моста, уложить водосточные трубы». Железобетонные трубы отливались тут же, в чистом поле, под открытым небом (фото 6).
Но не стоит думать, что использовались на стройке лишь лопаты да кирки. На возведении железной дороги применялась самая современная для тех лет техника. Например, тракторы и бульдозеры, что запечатлены на следующем снимке (фото 7).
Менялся и облик самого Стерлитамака. «Через три-пять лет нельзя будет узнать Стерлитамак, – вещала газета. – Это будет промышленный, культурный город, город новой архитектуры, зелени, цветов…».
Действительно, число койко-мест в единственной городской больнице увеличилось со ста до ста пятидесяти. В ноябре 1936-го там будет оборудована некая «светолечебница» (вероятно, что-то типа кабинета УВЧ). Городская телефонная сеть возрастёт с 96 абонентов до 224. В городе, который до этого не знал домов выше двух этажей, да и те, в основном, были наследием дореволюционных купцов, начали строить «высотки» в четыре этажа. 26 апреля 1936 года городская газета сообщала о подготовке «площадки под строительство здания управления треста «Башнефть» и 32-квартирного дома. Двести пятьдесят человек предполагалось задействовать на стройке. Поясним: управление треста «Башнефть» находилось в нынешнем здании по ул.Мира, 55. А 32-квартирный дом – это четырёхэтажка по ул.Мира, 57. Кстати, в соседнем доме № 59, построенном в эти же годы, вплоть до начала шестидесятых торговали не хлебом, а тканями. При строительстве этих домов также была задействована современная техника.
Например, экскаваторы, один из которых запечатлён на следующем снимке (фото 8). Узнаёте? Снято на фоне того самого управления треста «Башнефть» по ул.Мира, 55. Сейчас здесь офисы различных учреждений и организаций. Столбы рядом, вероятно, остались от изгороди рынка. Напомним, после революции от Базарной площади осталась только западная половина, что перед нынешним кинотеатром «Салават». А восточную передали под детский парк. Но обустроят его лишь в 1936 году. 30 мая там состоится торжественное открытие Детского парка культуры и отдыха имени Максима Горького. В том же году впервые откроется регулярное автобусное сообщение из Стерлитамака в Уфу, Оренбург, Мелеуз, Стерлибашево, Красноусольск, Раевку, Петровское.
В Стерлитамаке собирались построить гипсоцементный сернокислотный завод, фосфатно-туковый завод, фабрику искусственного шёлка и киноплёнки, стадион, обувную фабрику, элеватор, жилые дома, театр, гостиницы, провести водопровод… Улицы должны были одеться в асфальт… Увы, жизнь окажется суровей радужных планов. Скажутся репрессии, а затем и война. Асфальт, например, в город придёт лишь на рубеже 1950-1960-х. До этого центральным улицам придётся довольствоваться булыжным покрытием. На остальных в распутицу будет царить непролазная грязь.
Впрочем, в адрес некоторых несбывшихся планов можно сказать: «И слава богу!». Так, улицу Пролетарскую (Комсомольскую) тоже собирались снести. Многие здания из купеческого наследия должны были превратиться в прах. На волне этих «модерновых» решений разрушили собор Казанской Божией Матери. К счастью, многому из этих планов не суждено было осуществиться.