Все новости
19 Мая 2021, 11:13

Учимся, открываем, исследуем, побеждаем!

Никто не будет спорить с тем, что прекрасное далёко куётся в школах. Кузнецы – учителя. И дух их молод. За примерами далеко ходить не надо. В Стерлитамакском отделе образования за круглым столом собрались учителя, вернее, педагогический авангард нашего города – победители, призёры и лауреаты профессиональных конкурсов.

УЧИМ КРИТИЧЕСКИ МЫСЛИТЬ

Артём Геннадьевич Инчин – преподаватель истории и обществознания школы № 11 – победитель городского конкурса «Педагог года-2021». Молод, энергичен и знает, как и с какой стороны подойти к своенравным современным подросткам. На вопрос, не помешало ли участие в конкурсе его основной работе, он ответил:

– Наоборот, конкурс дал прекрасную возможность протестировать себя и свои наработки. Лишний раз утвердился в правильности выбранной методики.

– Основная проблема в работе с детьми?

– К сожалению, у многих нынешних школьников сложилось так называемое клиповое мышление. Они не умеют сосредоточиться, не могут работать с текстом и т.п.

С одной стороны, сейчас очень легко найти любую информацию. И, на первый взгляд, роль учителя стала незначительной. Однако добытую информацию необходимо осмыслить и сделать определённые выводы. Кто поможет? Учитель, который упорно формирует у детей критическое мышление. В этом случае огромную роль играют харизма педагога, его эрудиция, способность делать нестандартные ходы. А иначе нынешних тинэйджеров не зацепишь.

– А чем вы их зацепили?

– Старым проверенным способом – постановкой проблемных вопросов.

– Кроме истории вы преподаёте обществознание. Интересен ли этот предмет детям?

– Опять же всё зависит от учителя. Если ему самому интересно, будет интересно и детям. Сейчас на уроках обществознания нас волнует то, как складываются взаимоотношения между членами коллектива, между людьми разных культур и т.п. Занимаемся мы изучением финансовой грамотности. Ребята серьёзно увлечены экономическими вопросами, связанными с бюджетными и финансовыми проблемами. Настолько серьёзно, что мои восьмиклассники стали чемпионами Башкортостана по финансовой грамотности – победили в конкурсе. Планируем даже открыть в школе центр финансового просвещения для взрослого населения. А пока у нас инновационная площадка по внедрению финансовой грамотности.

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

Светлана Ивановна Тимергалиева – преподаватель башкирского языка и литературы гимназии № 3 им.Дж.Киекбаева – лауреат межрегионального конкурса «Учитель года башкирского языка и литературы». Свою методику Светлана Ивановна называет «Два в одном». Она рассказывает:

– Мы читаем произведение башкирского классика и тут же занимаемся языком. В нашей гимназии башкирский язык изучается как родной параллельно с русским и английским.

– Изучение родного языка имеет огромное значение. В чём оно заключается?

– Родной язык – это средство сохранения и трансляции культуры, истории, традиций народа и преемственности поколений.

Сегодня, когда на нас обрушился вал самой разнообразной информации, в том числе примитивной и безнравственной, самым действенным оружием против бездуховности являются родной язык и национальная культура.

На уроках мы, конечно, даём детям всю необходимую информацию, но при этом учим её осмыслению и грамотному изложению своих мыслей. Если тема особенно заинтересовала ученика, он может написать исследовательскую работу. Приветствуется использование компьютерных технологий. Учителя на уроках тоже активно применяют интерактивные доски, планшеты и т.д.

– А вы сами занимаетесь научными исследованиями?

– Я учусь в экстернатуре и пишу исследование на тему «Гендерные особенности башкирской литературы».

– Один из ваших учеников на Киекбаевских чтениях представил работу, где анализировались особенности мужского и женского башкирского языка. Насколько широко употреблялся женский язык?

– Очень широко. Кстати, у женщин был не только свой язык, но и удивительная самобытная культура – свой мир. Например, кубыз – чисто женский музыкальный инструмент. Он позволял коротать досуг – сопровождал пениеи танец. Сейчас он очень распространён и не только как национальный инструмент, но и как инструмент современной этномузыки.

НАЧИНАЕМ ДЕНЬ С УЛЫБКИ

Учительница начальных классов лицея №1 Виктория Рамилевна Никитина – лауреат республиканского конкурса «Педагог года» и победитель городского этапа – «Молодой учитель».

Её принцип – начинать учебный день с улыбки. Она утверждает, что когда дети видят улыбку учителя, они забывают о плохом (например, что домашняя задачка не сошлась с ответом), и им хочется учиться. Виктория Рамилевна может вести уроки в начальных классах, преподавать музыку, рисование и физкультуру. Иными словами, оставаться весь учебный день со своими учениками. Но, заботясь о качестве, в дополнение к обычным урокам она взяла только изобразительное искусство.

Как совсем молоденькая учительница справляется с шустрыми ребятишками начальной школы?

Она говорит с улыбкой:

– С малышами чем проще, тем лучше. Нужно язык переделать на простой, но не примитивный. И помнить, что у ребятишек быстро теряется внимание. Каждый раз придумываешь что-нибудь новенькое, переключая их на интересное дело. Для этого регулярно использую информационные технологии. Например, для связи музыки с литературой беру мобильные приложения. Скажем, изучаем мы пейзажную лирику – описание берёзы. Скука в глазах. Предлагаю создать музыку к стихотворению. В мобильном приложении мы выбираем музыкальные инструменты и звуки природы. Ребята добавляют к словам музыку, сдабривая её пением соловья, звоном ручейка и звуком английского рожка. Так, с помощью музыки дети вникают в описание пейзажа и объясняют его музыкальными фразами.

– Вы сами всё это придумали?

– Да. Я осознала проблему и придумала, как её решить.

– Вы, я знаю, участвуете в самых разных конкурсах ещё со студенческих лет. Это не мешает основной работе?

– Где бы я ни участвовала, никогда не забываю и не бросаю своих учеников.

– Как же вы успеваете?

– Жертвую личной жизнью.

– Домашние к этому относятся, вероятно, без восторга?

– У меня классный муж. Он во всём меня поддерживает и помогает. Он тоже Виктор!

УЧИТЬ ДЕТЕЙ – БОЛЬШАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Мы беседуем с учительницей начальных классов полилингвальной школы № 23 В.В.Должиковой. Виктория Викторовна – победитель номинации «За творческий поиск» городского конкурса «Педагог года» и лауреат республиканского – «Учитель года РБ»

Самым ответственным делом молодая учительница считает работу педагога начальных классов. Она объясняет:

– Именно от первого учителя зависит отношение детей к учёбе. В начальных классах закладываются основная база знаний, нравственная позиция, интерес к познанию и многое другое. И учителю необходимо взвешивать каждое слово. Он должен быть если не идеалом, то примером во всём. Ведь не секрет, что любимому, уважаемому учителю дети доверяют больше, чем маме. Со всеми своими переживаниями дети идут к классной руководительнице, обращаются за советом и помощью.

– Вы работаете в полилингвальной школе. Её главные отличия?

– Мой класс – полилингвальный. Ведение уроков на двух языках. Окружающий мир и изобразительное искусство с элементами башкирского языка, а технология и спортивные танцы – с элементами английского.

– А как закладывается у детей нравственная позиция?

– Мы читаем детскую литературу. На примере героев учимся добру, справедливости. Осуждаем зло, завить, жадность в любых проявлениях.

– Вы сталкивались с детской жестокостью?

– Случалось и такое. Но винить в этом детей нельзя. Прежде всего необходимо разобраться в мотивах такого поведения. У нас в школе работает талантливый и очень чуткий, понимающий ребят социолог Эльмира Маратовна Юсупова. Она помогает и детям, и педагогам, и родителям. Главный её принцип – комплексный подход.

– Как вы поддерживает интерес к учёбе?

– Лучший метод – исследование. Например, мы исследовали… тень. Откуда она берётся, куда исчезает…

С исследовательскими работами мы выступаем на Ломоносовских чтениях и других научно-практических конференциях. Планов у нас очень много.

ЧТЕНИЕ – АЛЬФА И ОМЕГА ГРАМОТНОЙ РЕЧИ

Преподаватель русского языка и литературы полилингвальной школы № 23 Ирина Александровна Великая, она же лауреат конкурса «Учитель русского языка и литературы РБ», считает:

– Изучение языка должно начинаться с чтения хороших книг. На уроках я читаю детям произведения русских классиков. А от чтения – прямой путь к писательскому творчеству. Мои ученики пишут стихи, прозу, эссе, литературную критику. В результате они занимают призовые места на литературных конкурсах. Например, в конкурсе «Рыцари золотого пера», в белорусском турнире «Стихи и Я».

– Так и пишете от конкурса до конкурса?

– Почему же? У нас в школе есть свой издательский центр «Созвездие», выпускающий газету. От желающих печататься отбоя нет! В Instagram создали поэтическую страничку. Переписываемся с ребятами из других городов. Основные участники – мой 9 «А» класс.

– На какие темы девятиклассники пишут стихи?

– В основном о любви, дружбе, Родине. Мы даже пробовали переводить сонеты Шекспира.

– Смело!

– Мы только берём мысль. На её основе пишем своё произведение.

– Вы, как я слышала, читаете ученикам и во внеурочное время. Каких авторов?

– Бунина, Булгакова.

– А вам какие писатели пришлись по душе?

– Пелевин, Улицкая. Из поэтов – Анна Ахматова.

– Всё в школе, всё с детьми. А свои есть?

– У меня семилетние двойняшки – сын и дочка.

– Справляетесь?

– Муж помогает. Есть особая категория мужчин – мужья учительниц. Мой как раз из неё.

МАЯТНИК ФУКО ИЛИ ОКО ЗА ОКО

Победитель городского конкурса «Учитель года-2021» Ольга Анатольевна Морозова преподаёт физику в лицее № 3. Тема её конкурсного урока – «Сила тяжести», где она выдала всё то, что наработала годами – это на одном-то занятии!

Детей сразу озадачила: сравнить силу тяжести на Земле, Луне, Юпитере. По ходу дела выяснилось: на Юпитере ускорение свободного падения во много раз больше, чем на Земле. Ребята с рациональным мышлением тут же сообразили – на Юпитере дом было бы легче построить. Это вам не на Земле-матушке! Но тут пришлось вспомнить астрономию. На Юпитере нет условий для жизни – это газовая планета. Только ядро твёрдое. Дальше – больше. На одном уроке удалось соединить несколько предметов: физику, математику (делали расчёты), астрономию, географию (выяснили, что ускорение свободного падения зависит от широты) и литературу (фантазировали, как космонавты изучали процесс свободного падения на Луне, Юпитере и что с ними за это время происходило).

В этом году Ольга Анатольевна написала методическую разработку по внеурочной деятельности «Физик-исследователь». Экспериментальные задания легли в основу исследовательских работ учеников 7-х, 8-х, 9-х и 11-х классов. Авторы исследований участвовали в научно-практических конференциях и становились победителями и призёрами.

– Ольга Анатольевна, а что исследовали ребята? Приведите несколько примеров.

– Ребята исследовали плотность молока. Сделали самостоятельно маятник Фуко (характер колебания этого маятника наглядно показывает, что Земля вращается). Одиннадцатиклассница привела примеры законов физики, которые отразились в пословицах и поговорках. Ответьте, какой поговоркой можно выразить закон «Сила действия равна силе противодействия».

– Если подумать, можно привести сразу несколько. Например, «Око за око», «Как аукнется, так и откликнется», «Каков привет, таков и ответ».

– Вот мы с детьми и сделали вывод: всё, что есть вокруг нас – явления, действия, возможности, взаимоотношения людей и т.д. – можно объяснить с точки зрения физики.

Физика – это не только формулы и графики, это решение любой бытовой проблемы.

Ребятам такой вывод очень понравился. Увы, на экспериментальные работы в программе отведено мало часов.
Читайте нас: