Были бы порядок и комфорт
В Башкирии с туристов начнут взимать денежный сбор. По поручению премьер-министра РБ Андрея Назарова Госкомитетом по туризму разработан проект по введению денежного сбора с граждан за посещение туристических мест республики. По информации главы Министерства экономики Рустама Муратова, Башкирию ежегодно посещают до 2,7 миллиона туристов. Чтобы обеспечить им комфортные условия для отдыха, нужны средства на модернизацию инфраструктуры отелей, баз отдыха, кемпингов. Уже есть определённый опыт взимания сборов за нахождение в местах отдыха на территориях Аслыкуля и Кандрыкуля, эта мера позволяет направлять 12 миллионов рублей на их благоустройство.
Мы попросили людей, имеющих отношение к туризму, высказать своё мнение по поводу введения в республике туристических сборов.
Инга Воронова, медицинский статистик, 48 лет:
– В турпоходы хожу много лет, почти каждый отпуск провожу на водном или пешем маршруте. Если деньги от туристических сборов, которые государство будет взимать с отдыхающих на природе людей, действительно пойдут на благоустройство территорий и развитие туристической отрасли, тогда я – за. В противном случае это превратится в лишнюю финансовую нагрузку на туриста, который и так тратит на дорогу, экипировку, продукты и прочие нужды кругленькую сумму из собственного кармана.
Николай Дымов, пенсионер, 77 лет:
– Считаю себя туристом с большим стажем. Люблю горные походы, с удовольствием хожу на лыжах, сплавляюсь по нашим башкирским рекам.
Сбор, по-моему, можно вводить, если будут созданы реальные условия для комфортного отдыха. Чтобы люди видели, что они не зря платят свои кровные, и благодарили государство за заботу о них.
Руслан Курмаев, гид туристической фирмы, 31 год:
– У меня своё мнение по поводу того, что теперь взимают плату за вход в национальные парки. Считаю это правильным: 100-150 рублей – это не такие большие деньги, чтобы их закраивать. Там трудятся лесничие, из этих сборов складывается их зарплата. На эти деньги организуются спасательные операции, если, скажем, человек потерялся. На эти деньги облагораживаются тропы, убирается мусор. Я убеждён, что туристические сборы оправданы. И все туристы, что со мной ходят, согласны с тем, что такая плата взимается.
Единственное, люди часто сравнивают два парка «Иремель» и «Зюраткуль»: во втором парке на участках с плохой дорогой проложены деревянные помосты, а в первом этого нет. А в целом туристы видят, что всё вокруг чисто, мусор убирается, и поэтому против платы за вход никто особенно не возражает.
Сергей Воронин, директор Стерлитамакской станции детского и юношеского туризма, 57 лет:
– Я за то, чтобы вход в национальные парки республики, которые мы регулярно посещаем, был платным. Но тогда, заплатив, мы автоматически получаем право требовать условий – чистоты, комфорта, безопасности. Время романтиков, которые могли отдохнуть на пенёчке, миновало. Мы сейчас живём в эпоху потребления, и сегодняшнему туристу хочется максимальных удобств. Пусть платит за них, а как иначе?
Недавно я беседовал с директором национального парка «Зилим», у него планы на будущее просто грандиозные. Дай Бог, чтобы они осуществились!
Мы живём на этой земле и часто за счёт этой земли, поэтому должны быть заинтересованы в том, чтобы она была ухоженной и облагороженной. А это требует вложений.
Гульнара Еникеева, провизор, 56 лет:
– Я турист-любитель. Просто мы семьёй выезжаем иногда в двухдневные туры по Башкирии, и нам это очень нравится. Республика у нас действительно красивая!
Со сборами не всё так однозначно. Платить их, конечно, надо. Но кому и как? Если люди ездят сами, то где они должны заплатить туристический сбор? Необходимо продумать механизм взимания этих средств. Например, тем, кто организует платные туры по Башкирии, можно посоветовать включать стоимость туристического сбора в общую сумму за поездку.
Другой вопрос – степень культуры, цивилизованности туриста. Одни, заплатив, становятся более дисциплинированными и ответственными. Другие рассуждают примерно так: «Я же заплатил! Поэтому смело могу оставлять после себя кучу мусора». Это тоже надо учитывать.
ФОТО СЕРГЕЯ КРАМСКОВА И МАРИНЫ ВОРОНОВОЙ