Мы уже сообщали о том, что учитель истории гимназии № 2 Лидия Селивёрстова и её ученица Алиса Калюжная стали победителями конкурса «Атомный урок Х Ледокол знаний» и участниками арктической экспедиции. Речь – о всероссийском просветительском проекте, организованном при поддержке Госкорпорации «Росатом». «Атомный урок» даёт школьникам и учителям всей страны возможность лучше узнать об атомной энергетике, экологических аспектах применения ядерных технологий, достижениях отечественной атомной промышленности на международном уровне.
КОГДА НЕ ФИЗИК, А ИСТОРИК
«Было время, когда атомная отрасль у нас была засекреченной, – говорит Лидия Владимировна. – У обывателей она ассоциировалась с какими-то негативными моментами. В ходе подготовки к проекту мы с ребятами проводили опрос. И оказалось, что у многих атомная энергия ассоциируется только с атомным оружием и катастрофой на Чернобыльской АЭС».
Конкурс «Атомный урок» проходил в 89 регионах России. Невероятно, но факт: обладателем главного приза стал не физик, а учитель истории гимназии № 2! Будучи гуманитарием по образованию, Лидия Владимировна сумела так интересно представить свой проект «Энергия атома: между прошлым и будущим», что у бескомпромиссного жюри не возникло разногласий по поводу её кандидатуры.
По положению конкурса, учитель мог взять с собой в поездку на Северный полюс одного из своих лучших учеников. Для этого Госкорпорация пригласила весь 7 «Г» класс Лидии Владимировны в павильон «Атом» на ВДНХ. Во время экскурсии они познакомились с историей и достижениями атомной промышленности. Там же детям устроили отборочную интеллектуальную игру, в которой победила Алиса Калюжная. На вопрос журналистов: «Тяжело ли досталась победа?», Алиса ответила, что лично ей пришлось не очень сложно.
13 августа ледокол «50 лет Победы» отчалил из Мурманска и взял курс на Север.
КОГДА «БОНУСОМ» ШТУРВАЛ
Это была пятая научно-просветительская экспедиция «Росатома» «Ледокол Знаний». Путешествие впервые проходило в международном формате. В нём участвовали 15 экспертов – участников всемирного фестиваля молодёжи (ВФМ) из Камеруна, Ирака, Бангладеш, Туниса, Белоруссии, Узбекистана и других стран. К экспедиции присоединились 63 талантливых школьника из России и 10 зарубежных стран, в которых «Росатом» развивает свои технологии. Из западноевропейских стран по понятным причинам были участники только из Венгрии. В экспедиции участвовали известные учёные и исследователи, которые проводили занятия для ребят. Итого – свыше 120 детей и взрослых, не считая членов команды корабля.
– Плавание выдалось очень насыщенным, познавательным, – рассказывает Алиса. –
Были организованы различные лекции, мастер-классы, деловые игры. Выбор огромный, все игры – очень интересные. Порой мероприятия проходили параллельно. И тогда возникала дилемма, на какое из них пойти. Но программа была составлена таким образом, что если ты пропускал одну лекцию, на следующий день спикер выдавал краткий экскурс в предыдущую тему. Причём всё это давалось настолько доступным языком, что было понятно и интересно всем.
– Несмотря на то, что возраст детей не превышал восемнадцати лет (Алисе, например, всего четырнадцать), на ледоколе царила атмосфера такой открытости и доброжелательности, что дети запросто могли обращаться к взрослым по имени (без отчества), но на «вы», – продолжает Лидия Владимировна. – Каждый вечер ребята собирались на «свечки», обсуждали лекции, делились своими впечатлениями.
Для детей была организована экскурсия по ледоколу. Они побывали в машинном отделении, а мне «бонусом» даже позволили посидеть за штурвалом.
– Как вы общались с ребятами из других стран? На английском?
– Участники из бывших республик СССР: Казахстана, Киргизии, Армении – прекрасно знают русский, – поясняет Алиса. –
С другими при необходимости переходили на английский. При этом лекции были довольно понятны, несмотря на то, что шли на английском языке. К тому же на ледоколе был переводчик.
На второй день экспедиции участники представляли свои страны. Играли на музыкальных инструментах, пели, танцевали. Мальчик из Армении, например, мастерски сыграл на дудуке – национальном армянском инструменте. Угощали друг друга национальными блюдами, каждый рассказывал о себе, своей стране.
Было много любопытных моментов. Например, у одного из ребят очень длинное отчество. Мальчик из Венгрии представил книгу, которую написал его отец. Кто-то привёз мягкие игрушки и рассказал истории, связанные с ними. Чувствовалось, что многие из зарубежных гостей волновались, потому что не у всех получалось хорошо говорить по-русски. Но атмосфера была настолько дружественной, что все волнения вскоре улетучились.
ТРЕСК ПОД ДНИЩЕМ
– Алиса, а бытовые условия были не слишком спартанские? Ведь вы шли к Северному полюсу. Кстати, как насчёт морской болезни?
– Если вы имеете в виду питание – оно было безупречным. Да и в целом условия на ледоколе были комфортные. Морской болезнью практически никто не страдал. А если возникали проблемы со здоровьем, то медицинский работник давала таблетки и советы. Например, есть побольше овощей.
Когда достигли Баренцева моря, в радиорубке прозвучало: «Внимание! Ледокол входит в зону ледового покрытия». Это было сделано специально, чтобы никто не испугался, что ледокол замедлил ход и послышался треск под днищем. Дело в том, что ледокол не режет лёд, а давит его. Наезжает на льдину и продавливает своим весом. Отсюда и треск.
Через несколько дней путешественники достигли Земли Франца-Иосифа. Это архипелаг в Северном Ледовитом океане. В 2012 году он насчитывал 192 островов. Но в связи с потеплением климата и уменьшением ледяного покрова, в последнее время высвобождаются изо льда новые острова. Судно лавировало между ними, чтобы пассажиры могли полюбоваться на нетронутую цивилизацией природу: красивые скалы со множеством обитателей: птиц, моржей, тюленей, дельфинов. Лекции про морских млекопитающих и птиц дополнялись наглядными пособиями за бортом. Если случалось двигаться мимо чего-то интересного, капитан по радиорубке объявлял об этом. И дети с биноклями выбегали на палубу. А ещё ребятам довелось увидеть китов. Правда, издалека. Но фонтанчики хорошо разглядели.
Увы, как ни старалась команда ледокола, из-за тумана так и не удалось увидеть белых медведей. Пожалуй, экипаж переживал это даже больше, чем пассажиры. Ситуацию «спасли» моржи. Они совсем не боятся ни людей, ни кораблей. Однажды ледокол долго стоял невдалеке от моржихи с детёнышем. Малышу всё время хотелось играть. Он постоянно теребил мамашу, а та лениво отмахивалась от него, нежась на полярном солнце. Когда они, наконец, нырнули в воду, ледокол снова тронулся в путь.
17 августа экспедиция достигла Северного полюса. По рассказам наших собеседников, ощущение было как в новогоднюю ночь. И вот они на полюсе. До этого все представляли его как некую снежную пустыню. Но их ожидал ледяной пласт. Несмотря на то, что толщина льда была в полтора метра, от следов оставались проталины…
ХОРОВОД СКВОЗЬ ВСЕ МЕРИДИАНЫ
– Лидия Владимировна, как среди этого царства льда вы поняли, что действительно находитесь на Северном полюсе?
– Когда вышли от Мурманска, ещё два часа работал интернет. Потом десять дней мы были без связи. Зато в каждой каюте были телевизоры, по которым показывали три канала в реальном времени. На первом – вид с носа ледокола, на втором – с кормы. Третий канал демонстрировал карту местонахождения ледокола. Любой ребёнок мог проследить маршрут в реальном времени. И в один прекрасный момент все приборы на капитанском мостике показали точку 90 градусов – высшую точку нашей планеты.
Есть такая шутка: где находится дом, в котором все окна выходят на юг? Ответ: на Северном полюсе.
А дальше стартовали традиционные церемонии «покорения». Взрослые смогли искупаться в специально прорубленной для этого в Ледовитом океане проруби. Естественно, со страховкой: желающих обвязывали верёвкой. Лидия Владимировна воспользовалась такой возможностью. «Если бы мне сказали, что подо мной четыре тысячи метров, возможно, это меня остановило бы, – призналась она потом. – А тогда я дважды испытала этот адреналин. В первый раз, когда только окунулась. Но тут мне сказали, что по сложившейся традиции мне нужно будет доплыть до ледокола и дотронуться рукой до борта».
– И каковы ощущения? Не холодно?
– Вы знаете, нет. Я хоть и не морж, но вполне спокойно перенесла этот заплыв. Дотронулась до борта и приплыла обратно. В это время года температура воздуха там была минус 5 градусов. Терпимо, несмотря на влажность и ветер.
– А мы успели поиграть в снежки, – добавляет Алиса. – А потом фотографировались на Северном полюсе и вместе водили хоровод. Не каждый может похвастаться тем, что за один круг побывал на всех меридианах Земли. Это самая быстрая кругосветка.
Ещё в Мурманске нас предупредили, чтобы мы заранее по интернету узнали, сколько километров от нашего дома до Северного полюса. Здесь нам раздали таблички, чтобы мы могли написать на них это расстояние. Так на Северном полюсе появилась табличка с надписью «До Стерлитамака 4 476 км».
– А если бы в это время рядом появились столь желанные белые медведи?
– Инспекторы национального парка «Русская Арктика» нас охраняли. Вернее, нас от медведей, а медведей от людей.
Самой торжественной и красивой стала церемония на вертолётной площадке корабля, когда все участники экспедиции развернули российский триколор. Лидия Владимировна с Алисой установили на Северном полюсе флаг Стерлитамака.
На обратном пути, когда вблизи Мурманска вновь заработал интернет и все вернулись к благам цивилизации, исчезла та самая атмосфера живого общения. Каждый уткнулся в свой телефон, посылая сообщения знакомым и близким по всему свету. И всем вдруг стало грустно. Каждый понял, что сказка под названием «Путешествие к Северному полюсу» заканчивается и через час им всем предстоит расстаться.
Фото Л. Селивёрстовой.