Все новости
Увлечённые люди
19 Ноября 2022, 11:00

Про жизнь на Марсе, копеечную свечу и «пожарный макияж»

О службе Оскара Гайнуллина.

Про жизнь на Марсе, копеечную свечу и «пожарный макияж»
Про жизнь на Марсе, копеечную свечу и «пожарный макияж»

Биография майора внутренней службы в отставке Оскара Амировича Гайнуллина – типичная для огнеборцев. В 1993 году после армии пошёл устраиваться в пожарную часть. Будущую профессию определили два обстоятельства. На дворе стояли «лихие» девяностые: особого выбора не было. И пошёл по стопам родителей. Отец работал в штабе оперативным дежурным, мать – диспетчером.

Начинал пожарным, потом старшим пожарным. Отучился в Казани на командира отделения. Заочно окончил Екатеринбургское пожарно-техническое училище (ныне Академия МЧС РФ), потом Московскую академию МЧС. Работал помощником начальника караула, начальником караула, начальником пожарной части №40. В 2018 году вышел на пенсию. Но профессию огнеборца не оставил. Работает в пожарно-газоспасательной службе АО «БСК».

О работе рассказывает обыденно: шестнадцать лет тушил пожары. Бывало всякое.

– Иной раз взламываешь дверь в горящей квартире, а там храпит какой-нибудь работяга. Пришёл со смены, поставил разогревать обед, уснул. Глаза открыл, а перед ним «космонавт в скафандре». У нас ведь экипировка – под стать им. Чаще в таких случаях они бывают нетрезвыми. Был случай, когда горел балкон в многоквартирном доме. Мы поднялись туда, а на кухне весёлая компания распивает, в крик ведут «научные диспуты», типа, есть ли жизнь на Марсе. И тут мы появляемся в «космической» экипировке: «Диспут окончен! Выходите все, пока не сгорели!».

– Первый пожар свой помните?

– Я тогда был стажёром. Горел битумный котёл. Строители заливали крышу, вот у них гудрон и загорелся. Если залить раскалённый котёл водой, он может взорваться. И тогда всех окатит расплавленным битумом. Ребята решили проблему просто: накрыли котёл крышкой, и он сам собой потух.

Кстати, о битуме. Однажды мы заливали крышу части. Тут тревога: горит мусор. Выехали, потушили, заливаем дальше. Смотрим, вдалеке снова чёрный дым. Не иначе кто-то крышу заливал – вот и загорелось. Стоим, ждём, когда же вызов придёт. Горит, а вызова всё нет. Ну, думаем, другую часть отправили. И тут тревога: пожар на складе готовой продукции одного из предприятий города! Приезжаем, а там такой «битум» – мама, не горюй! Практически все части туда съехались. Нас даже потом премировали за оперативное тушение этого пожара.

Первый практический урок, полученный от старших товарищей, был из серии «проза жизни». Мой наставник, командир отделения в первый же день поинтересовался: «Подменку принёс?». Речь шла о сменном белье. Я не понял зачем. Вскоре (дело было глубокой осенью) выехали на тушение садового домика. Возвращаемся, он идёт в бытовку, переодевается. «А ты почему не переоделся? Я же тебя предупреждал! – И протягивает сменное трико и олимпийку. – Чтоб завтра принёс подменку».

С тех пор на работе держу сменную пару белья, от трико до носков. Без этого никак. Это сейчас «бойцовки» качественные. А тогда были брезентовые накидки и штормовки, причём все изношенные, рваные, штопаные. Хочешь не хочешь, а водой окатит. Даже если не окатит, вернёшься весь в мыле. Пока тушишь – жарко (даже зимой). Но после тушения начинает мороз пробирать.

В разговоре мы не обошли трагические случаи, которых в работе огнеборцев – хоть отбавляй. Достаточно сказать, что когда вся страна встречает Новый год с фонтанирующими бутылками шампанского, огнеборцам нередко приходится встречать праздник с фонтанирующими брандспойтами в руках. Как в тот раз, когда без пяти двенадцать прозвенела тревога: на улице Халтурина горел магазинчик. На первый взгляд, ничего особенного: дыма мало, а зашли внутрь – там всё в огне. И два трупа: охранник с другом отмечали Новый год. И наотмечались до того, что этот Новый год стал для них последним.

Или когда двое подростков решили прогулять школу. Пришли в гараж и стали чинить мопед. Кто-то из взрослых «заботливо» запер их снаружи. Они разобрали двигатель, промыли бензином, завели, а он и вспыхнул от искры. К счастью, тогда обошлось. Мальчишек удалось спасти и передать работникам «скорой», но этот прогул они запомнили на всю жизнь: прокоптились и надышались вдоволь.

Рассказал Оскар Амирович и о курьёзах. Однажды они выехали на возгорание в одном из частных домов. К приезду пожарных огонь был потушен водителем поливальной машины РСУ ДОР. Проезжал мимо, увидел, что из окон валит дым, не растерялся, подогнал машину и через в окно залил огонь.

Как потом выяснилось, загорелось от церковной свечи. Бабуля зачем-то зажгла её и ушла по своим делам. Вернувшись, застала наполовину выгоревший изнутри и залитый водой дом. И это ещё легко отделалась. Если бы не находчивый коммунальщик, лишилась бы всего.

Как-то раз Оскар Амирович ехал со смены домой. И тут заметил, что в троллейбусе все на него как-то странно смотрят. А девушки и вовсе загадочно улыбаются и строят глазки. Оскар Амирович растерянно улыбался им в ответ. И только дома, взглянув в зеркало, понял причину повышенного внимания к себе. Оказалось, после смены в душе он не так тщательно промыл лицо. Копоть осталась на бровях и ресницах. С таким «макияжем» и проехался по всему городу.

Восемь последних лет Оскар Амирович работает в газоспасательной службе. Как  шутят сами газоспасатели, их работа – «два в одном»: они занимаются и тушением, и газоспасательными работами. К счастью, крупных возгораний на предприятиях не было. А те, что случались, удавалось вовремя ликвидировать.

В конце беседы Оскар Амирович затронул ещё одну актуальную тему. В советские времена рекламировать особо было нечего. И без рекламы сметали всё с прилавков. Но три вида баннеров всё же можно было встретить практически в каждом городе: «Летайте самолётами аэрофлота!» (пикантность ситуации была в том, что других авиакомпаний в СССР всё равно не было); «Храните деньги в сберегательной кассе!» (здесь то же самое: альтернативой сбербанку была только трёхлитровая банка); И третья «реклама» звучала так: «При пожаре звоните 01».

Из них сегодня не потерял свою актуальность только третий призыв. Как ни странно, в эпоху сотовых телефонов, айфонов, андроидов сообщения о возгораниях от граждан не стали поступать оперативней. А всё потому, что многие предпочитают сначала поснимать и только потом звонить. А потом ещё и возмущаются: «Почему так долго ехали!».

– Увидел возгорание – сначала позвони, а уж потом снимай! – призывает Оскар Амирович. – Ничего страшного, если даже ты будешь не первый, кто сообщил о пожаре. Никакой пост в твоём аккаунте не стоит человеческих жизней, которые может унести огонь.

 

Фото Динары Исхаковой 

Автор:Фаяз Юмагузин
Читайте нас: