Все новости
Встреча для вас
8 Февраля 2022, 14:26

Пожарный волею судьбы

Фронт и тыл Евгения Топлина

Пожарный волею судьбы
Пожарный волею судьбы

«ЗВОНКИ ШЛИ ОДИН ЗА ДРУГИМ»


18 апреля 2018 года в 8.52 оперативно-дежурная смена управления МЧС Стерлитамака получила сообщение о возгорании на втором этаже одной из школ города. Уже через минуту спасатели выезжали к месту пожара.
– Звонки шли один за другим, – вспоминает майор внутренней службы в отставке Е.Н.Топлин. – Обычно по их количеству можно судить, насколько всё серьёзно. Одно дело – звонок, другое – когда телефон разрывается от сообщений из разных инстанций.
Вскоре к школе, завывая сиренами, съехались пожарные машины, автомобили «скорой помощи» и полиции. Прохожие поначалу решили, что идут учения. Но действительность оказалась куда серьёзней.
– Наш расчёт приехал раньше дежурного караула, – продолжает Евгений Николаевич. – Караул не успел принять дежурство. Первое, что бросилось в глаза, – парнишка с ножевым ранением под лестницей, лужицы крови в коридоре. Мы вывели детей и быстро потушили пожар. Остальное было за полицией и медиками.
В тот день девятиклассник коррекционного класса прямо на уроке устроил резню, разлил горючую жидкость, которую заранее принёс с собой и поджёг класс. Потом будут говорить, что он был тихим, что его гнобили… Как бы там ни было, преступная выходка подростка окончилась пожаром и госпитализацией нескольких человек. В том числе и учительницы, которая пыталась спасти детей. К счастью, обошлось без летальных исходов.
В работе пожарного спасение людей – чуть ли не ежедневные будни. Но случаи, подобные этому, – большая редкость в практике даже опытных огнеборцев. За этот выезд их представили к медали «За отвагу на пожаре».


«ТАКАЯ РАБОТА»


Как и многие его коллеги, Евгений Николаевич стал пожарным волею судьбы. После школы окончил профтехучилище, три месяца проработал на «Авангарде», отслужил в морфлоте на Камчатке, несколько раз на подводном ракетоносце ходил в походы. После демобилизации встал вопрос с трудоустройством. На дворе стояли девяностые, найти более-менее приличную работу было сложно. Помог друг отца. Так он стал огнеборцем.
– Помните свой первый пожар?
– Конечно, помню. Ничего необычного, если не считать, что это был мой первый выезд. На заводе загорелась большая куча мусора. Пока я копался, дежурный караул уже в полной боевой готовности ждал меня в машине. А караул – это два отделения: начальник, водитель и четверо бойцов. Я на бегу надеваю «боёвку», впрыгиваю в машину… Приезжаем на возгорание, я не знаю, что делать. Тут мой наставник Сергей Кузьмич Петров говорит: «Никуда не лезь». Допуска к самостоятельной работе у меня ещё не было. Ну, я и помогал по принципу: «Принеси, подай, отойди – не мешай…». Помню, понравилось мне, как ребята слаженно действовали, без суеты. Каждый знал своё место. Потом в учебном классе, как положено, провели анализ действий. Начальник караула говорил, где и как можно было бы работать лучше, какая была обстановка на пожаре.
– Как часто приходилось спасать людей из огня?
– Работа такая. Однажды в «гостинке» по ул.Шаймуратова спасли более шестидесяти человек. Из них трое грудных детей. Горело на первом этаже, но задымление было такое (дым по коридору как по вентиляционной трубе быстро расходится), что люди начали бросаться из окон. При мне женщина выпрыгнула с четвёртого этажа. Хорошо, что внизу мужчины подстраховали её: что-то там успели натянуть. Так она в состоянии аффекта вскочила и убежала куда-то (потом её нашли, доставили обратно).
В тот раз мы применили крайний – комбинированный – метод спасения, который применяется очень редко. У некоторых пожарных за всю жизнь не выпадает такого случая. Так вот, трёхколенная лестница недоставала до четвёртого этажа. Пришлось к ней дополнительно подвешивать штурмовую лестницу.
– А как же женщины с грудными детьми?
– Их спасали по автолестнице. Но её на всех не хватало. Пока машина от одного окна двигается до другого, остальные погорельцы могут угореть. Поэтому автолестницу бросили в первую очередь для спасения самых беззащитных…


НЕ ТЕРЯЯ ОПТИМИЗМА


Парадный китель майора внутренней службы в отставке Евгения Топлина украшают девять медалей и один нагрудный знак. Но и на пенсии Евгений Николаевич не оставил службу. В настоящее время он возглавляет караул пожарной газоспасательной службы АО «БСК». Не чурается и общественной работы. Занимается с детьми пожарно-прикладным спортом. Ведёт секцию при совете ветеранов пожарной охраны на базе ПЧ-40. При поддержке БСК закупили оборудование, спортивную форму. Создал свою команду и даже планировал поучаствовать с ребятишками в республиканских соревнованиях. Но вмешалась пандемия: второй год, как отменили соревнования среди детей. Но он не теряет оптимизма. Продолжает заниматься со своими юными подопечными. «В лицее № 1, а также в Наумовке и Большом Куганаке есть кадетские классы будущих пожарных, – говорит Евгений Николаевич. – Так что есть кому передавать опыт. Ведь это спорт настоящих мужчин». Впрочем, среди его воспитанников немало и девочек.
В 2000 году Евгений Николаевич отучился на курсах повышения квалификации в Самаре, получил погоны младшего лейтенанта. Пятнадцать лет работал на «Авангарде». Затем с должности начальника караула ПЧ-16 перевёлся в городскую пожарную часть № 40. Оттуда в должности начальника караула перевёлся в службу пожаротушения Стерлитамакского гарнизона пожарной охраны, где и прослужил начальником смены службы пожаротушения вплоть до выхода на пенсию в 2020 году.
Все эти годы его надёжным тылом остаётся супруга Наталия, с которой они растят двоих детей: дочь Полину и сына Егора. Сын проявляет интерес к профессии отца: активно занимается в секции пожарно-прикладного спорта. Кто знает, может, в городе зарождается ещё одна династия огнеборцев.

Автор:Фаяз Юмагузин
Читайте нас: