Все новости
Встреча для вас
12 Января 2023, 06:47

Приспособиться к жизни или стать её творцом?

Наталья Николаевна Пустовалова – учитель музыки  Республиканского центра дистанционного образования детей-инвалидов, руководитель вокального ансамбля обучающихся  школы № 4, ученица Шалвы Амонашвили.

Приспособиться к жизни или стать её творцом?
Приспособиться к жизни или стать её творцом?

Благодаря ей и её единомышленникам в нашем городе действует родительский университет: острые вопросы воспитания детей здесь решаются бережно и сообща. Учителя спасаются от профессионального выгорания, родители учатся спокойствию.

Сегодня мы беседуем с учителем о самом волнующем. Почему душевная связь родителя и ребёнка зачастую обрывается? Каким должен быть учитель, чтобы ребёнок добывал знания с удовольствием? И, собственно, кто кого воспитывает?

– Как Вы пришли к идее создания родительского университета? 

– Гуманная педагогика – это то, что нужно образованию сегодня. Причем, учиться воспитанию современных детей нужно и учителям и родителям в равной степени. Педагогический опыт Шалвы Александровича Амонашвили составляет 70 лет. Мы, учителя, хорошо знакомы с его трудами, в которых осмыслен и обобщён опыт величайших педагогов всех времён. За годы работы заместителем директора мне пришлось применять и гуманный, и авторитарный подход: должность обязывала. А когда в 2011 году родилась моя младшая дочь, я поняла: в моей жизни появилась новая планета, которая движется по своей траектории и обрушивает все выработанные мною педагогические технологии. Этот ребёнок не подчинялся мне, не признавал моего авторитета и всё делал по-своему. Я начала искать ответы на свои материнские вопросы, и оказалось, что ответы можно найти в гуманной педагогике, в основе которой – любовь и принятие. Очень часто мы хотим научить детей приспосабливаться к жизни, а гуманная педагогика позволяет человеку самому становиться творцом своей жизни.

– Как Вы учились её основам?

– Я будто после мучительной жажды прильнула к чистому источнику: трёхмесячный дистанционный курс изучала три года – усердно, с глубоким погружением. В то время я работала заместителем директора в 12-м лицее и начала  применять  полученные знания на практике. Гуманная педагогика – это не управление людьми, а создание условий, в которых люди захотят раскрываться и демонстрировать свои лучшие способности. Мы работали с невообразимым воодушевлением и результаты радовали нас всех.  Позднее наши  идеи о развитии гуманной педагогики в городе поддержала Татьяна Валентиновна Григорьева, заместитель директора школы № 4 , ныне почетный ветеран педагогического труда и наш бессменный вдохновитель.

 – Почему нам нужна именно гуманная педагогика? Что Вас тревожит в сегодняшнем положении вещей?

– Не все дети чувствуют опору под ногами. Для некоторых реальность сродни зыбучему песку. Когда я спрашиваю ребят, почему они не радуются жизни, многие старшеклассники недоумевают: они уверены, что им предстоит отучиться там, где велят родители, найти работу (не факт что любимую), создать семью и всю жизнь выплачивать ипотеку. Такие перспективы их не вдохновляют. Ответы на вопросы, почему у школьников зачастую потухшие глаза и почему большинство ребят ни о чём не мечтают, родители ищут в общении с нами, педагогами. И мы должны обладать знаниями, чтобы семья и школа были единым полем воспитания ребёнка (и нас, взрослых, кстати, тоже: ведь мы все воспитываем друг друга всю свою жизнь). Система образования нацелена на обучение, но ведь сколько умных негодяев вокруг! Гуманизация образовательного процесса, о которой, как вы знаете, говорит сегодня и наш президент, – это необходимость нашего времени.

– Как вы работаете?

– В октябре 2021 года мы открыли республиканский центр гуманной педагогики. Это одно из  40 региональных отделений Общероссийской общественной организации «Центр гуманной педагогики", который работает  уже более 20 лет. Мы в республике не одни: в Уфе с 2018 года функционирует клуб гуманной педагогики, который работает с родителями: за 4 года проведено около 40 встреч. Мы взаимодействуем, ездим в Уфу на семинары, участвуем в совместных онлайн-встречах. В нашем центре мы   начали с  взаимодействия  с учителями школ города. При поддержке  городского отдела образования,  на базе СОШ № 4, вот уже второй год  действует творческая группа «Школа Амонашвили». Она объединяет в себе  39 членов, людей  самых разных профессий: учителей, врачей, психологов, воспитателей, предпринимателей  и др.

С ноября 2022 года мы начали работу с родителями, открыли Родительский университет.  С 26 ноября мы  собираемся еженедельно, по субботам, чтобы поделиться тем, что поможет решить насущные проблемы у родителей и детей. Сразу был очень живой отклик на наши выступления у родителей, их количество стало быстро расти. Мы получаем искреннюю благодарность и глубокое уважение к трудам учителей и психологов, которые занимаются с родителями и детьми, все это   придаёт нам силы работать и легко справляться с  повседневными делами. Сейчас в работе Родительского университета задействовано 12 педагогов, занимаются от 30 до 50 взрослых. Руководит Родительским университетом Дина Ахмадулловна Максютова, семейный психолог, ученица Амонашвили. Теплые отзывы от родителей получают Николай Александрович Лазарев, Дания Дяхьяновна Тайсина, Татьяна Валентиновна Григорьева, Гульнара Актамовна Манапова, Антонина Анатольевна Татарченко. Родители приходят на занятия с детьми: и тем, и другим здесь интересно. Невозможно дать знания, но можно вдохновить учеников на то, чтобы они их добывали.

– Каковы источники вдохновения?

– Никаких скучных лекций – только разнообразные виды деятельности, направленные на то, чтобы снять стресс и тревогу, вернуть людям ощущение устойчивости и равновесия: тренинги, консультации, интерактивные занятия,  беседы и т.д. Все это помогает людям начать слышать  себя, поверить в то, что доброта и любовь в нас  живут изначально. Ведь каждый из нас по своей природе – гуманист ( в дословном  переводе «смертный, ищущий бессмертие в себе»). А чтобы сберечь эту чистоту души в нашем непростом мире, нужны твёрдость духа и душевное равновесие. Современный мир лихорадит от перемен, и перемены нужно пережить экологично, с наименьшими потерями. Нужно  сохранить уверенность в том, что  все будет хорошо. Мы должны дать  эту уверенность нашим  детям.

– У родительского университета появилось своё помещение. Как вы в нём обустроились?

– Помощь подоспевает буквально отовсюду. Родители привезли стулья, предприниматель Лилия Рифовна Зайнетдинова  выделила материал для пошива 30 подушек детям. Пошили нам подушки цветов флага России тоже абсолютно бесплатно серебряные волонтёры – семья Тамары Яковлевны Ивановой. Мы видим, как  жители нашего  города стараются для детей – чтобы им было уютно, интересно. Это просто удивительно.

– С какими вопросами приходят в университет родители?

– Почему ребёнок не хочет учиться? Почему он вообще ничего не хочет делать? Как понять подростка и общаться с ним?..

– Как действовать взрослым, чтобы найти ответы?  

– Верить, что любовь творит чудеса. Усиливать, напитывать  ею ребёнка в семье. Помнить, что дети – наши лучшие учителя. Нам известна поговорка «В споре рождается истина», но давайте задумаемся о её смысле. Спора – это зерно. Любое зёрнышко, упавшее в землю, знает, чем ему вырасти – травой, цветком или берёзкой. И ребёнок знает о себе многое, так что нужно его не обтёсывать, а поддерживать и мудро направлять.  А для этого – учиться любить, то есть принимать его любым.

P.S. Желающие прийти в родительский университет могут обратиться по тел. 8-917-387-25-05 (Наталья Пустовалова)

Автор:Екатерина Яковлева
Читайте нас: