Все новости
Встреча для вас
5 Февраля 2023, 09:17

Учитель-перфекционист из Стерлитамака

Бободжон Рустамович Хакимов – преподаватель иностранных языков в полилингвальной школе № 23.

Учитель-перфекционист из Стерлитамака
Учитель-перфекционист из Стерлитамака

У молодого педагога уже солидный образовательный список. Он прошёл языковой курс в Германии, бакалавриат в Рос-сийско-таджикском (славянском) университете, магистратуру в Башкирском государственном педагогическом университете. Имеет награды и грамоты как за учёбу, так и за преподавание.

«Кто хочет – тот добьётся! Кто ищет – тот всегда найдёт!»

УРА! ИДЁМ НА АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК


Сейчас как заклинание повторяют выражение о ленивых подростках, которых, кроме гаджетов, ничего не волнует. Как же я удивилась, когда на крыльце полилингвальной школы услышала:
– Ура! Идём на урок английского.
Не утерпела и завела разговор с ребятами, которые так стремились учиться:
– Объясните, пожалуйста, чему вы так радуетесь? Вам нравится изучать английский язык?
– Сначала нам понравился учитель Бободжон Рустамович.
– Чем?
– Он интересно рассказывает.
– Всегда внимательно выслушивает, никогда не перебивает.
– У него на уроках изучаешь и язык, и культуру Англии.
– Самое главное, когда общаешься с Бободжоном Рустамовичем, чувствуешь себя человеком. Для него мы не просто ученики, а люди, которых он уважает.
Высказавшись, подростки отправились на урок.


В КАБИНЕТЕ ДИРЕКТОРА


Полилингвальная школа № 23 – образцовое современное учебное заведение с удобными просторными рекреациями, прекрасным, хорошо оборудованным актовым залом, акус-
тике которого позавидовал бы любой профессиональный театр, спортивными залами, мастерскими, учебными кабинетами.
Мы беседуем с директором О.В.Самойловой:
– Оксана Васильевна, ученики и их родители ценят школу за умело подобранный педагогический коллектив и обучение в комфортных условиях. И что для них немаловажно – занятия проводятся только в первую смену.
– Организовать занятия в первую смену было далеко не просто. Ведь в нашей школе 2300 учеников и более 100 педагогических работников.
– Известно, что ваши учителя регулярно участвуют в различных профессиональных конкурсах, становясь победителями и призёрами. Этот год не стал исключением?
– В традиционном конкурсе «Педагог года – 2023» участвовали В.В.Кузьмина, И.И.Фокина и Б.Р.Хакимов.
– Дети с большой теплотой отзываются о Бободжоне Рустамовиче Хакимове.
– Бободжон Рустамович – отличный педагог и профессионал, имеющий дипломы бакалавра и магистра, знающий несколько языков. Он доводит до совершенства любое дело. Одним словом, это настоящий перфекционист. Детям нравятся его уроки, богатая эрудиция и доб-
рое отношение.


ОТЕЦ ПРИВЁЛ МЕНЯ В РУССКУЮ ШКОЛУ


Наша беседа с Бободжоном Рустамовичем началась с вопроса об изучении языков.
– Мне сказали, что вы знаете не один, не два, а несколько языков. Как это получилось?
– Я родился на севере Таджикистана. В прекрасном городе Истаравшане.
– Это город с богатой историей. Если я не ошибаюсь, ему около 2500 лет.
– Не ошибаетесь. Истаравшан – одно из наиболее древних поселений в Центральной Азии. Это настоящий музей под открытым небом. Здесь побывал сам Александр Македонский, который женился на местной царевне Роксолане.
– Вам повезло с родным городом.
– Согласен. Второй раз мне повезло, когда отец отвёл меня в русскую школу. Моя первая учительница Елена Александровна строго с нас спрашивала. Были неуспевающие, которым пришлось уйти. Но я учился хорошо и начальную школу окончил с отличием.
Поступил в лицей, где было шесть основных предметов: математика, физика, химия, таджикский как родной, русский и турецкий. Учился я там с 7 по 9 класс. С 10 по 11 – в гимназии № 1. Окончил и её с отличием.
Выдержал вступительные экзамены в Российско-таджикский (славянский) университет. В этом вузе дополнительно изучал немецкий язык. В 2015 году выиграл грант, и меня отправили в город Мангейм (Германия) в языковую летнюю школу.
– Что вы можете сказать об этом городе?
– Мангейм – университетский город. Он знаменит учебными заведениями и насыщенной культурной жизнью. Более 50 лет в Мангейме проводится знаменитый кинематографический фестиваль. А в городской капелле играет один из лучших в Германии симфонических оркестров.
Жилось иностранным студентам нормально. В летней языковой школе к нам относились очень хорошо.
– Вы везучий! Когда вам ещё везло?
– Когда мы с отцом приехали в гости буквально на три дня в Башкортостан, нам всё очень понравилось. Но особенно привлекало, что здесь сложилась многонациональная культура. Каждый проживающий в респуб-
лике народ может изучать родные язык, историю, культуру.
– Вы изучали языки. А когда занялись педагогикой?
– Мы решили остаться в Башкортостане. Начали собирать документы для оформления гражданства. Собрали. Осталось сдать экзамен.
– Какие вопросы задают будущему гражданину России?
– По русскому языку дали задание рассказать о деепричастных оборотах. Были вопросы по истории России, по государственной символике. Я ответил на всё. И на меня обратил внимание один из экзаменаторов –
О.А.Шабанов. Как оказалось, он заведовал кафедрой БГПУ (Башкирский государственный педагогический университет). Олег Александрович предложил мне поступить в магистратуру педагогического университета.


У МЕНЯ СЕКРЕТОВ НЕТ


– Ученики вас обожают, и вы с ними прекрасно ладите. Расскажите, каким педагогическим секретом владеете?
– Никаких секретов. Всё дело в том, что я рос в очень большой семье и чувствовал ответственность за младших братишек. Теперь вместо братьев – мои ученики.
– Какие педагогические методики у вас в приоритете?
– Участвуя в дистанционном туре «Молодой учитель года», я описал, как используют элементы Сингапурской педагогической системы на уроках иностранного языка. К этому добавил ещё один метод. Назвал его «Забота».
– Суть этой педагогики?
– Она сводится к четырём «К». 4 «К» – это креативность, коммуникативность, сотрудничество и критическое мышление.
– Как развивать перечисленные качества?
– Есть три метода. Пассивный – учитель вещает, ученик внимает. Но ведь дело в том, что учитель не тот, кто учит, а тот, у которого учишься.
Для этого лучше всего подходят активный и интерактивный методы.
– Пожалуйста, охарактеризуйте их.
Активный метод – ученики и учитель во время занятия взаимодействуют друг с другом. Здесь нет пассивных слушателей, а есть активные участники.
Интерактивный метод – беседа. Ученики общаются по заданной теме не только с преподавателем, но и друг с другом.
Каждый ученик периодически входит в роль учителя, объясняя соседу суть вопроса. В это время дети учатся сотрудничать, критиковать и воспринимать критику. Любой урок становится похож на увлекательную, даже немного азартную, игру и несёт в себе положительные эмоции.
– Роль учителя?
– Он оценивает, корректирует, помогает и, когда это необходимо, направляет.
– Всё это напоминает мне педагогические методы Льва Выгодского.
– В сингапурскую технологию входят многие идеи Льва Выгодского.
– Например?
– Выгодский писал, что только личная деятельность ребёнка может стать основой воспитания. Педагог должен быть наблюдателем, корректно направлять и в нужные моменты регулировать самостоятельную деятельность ребёнка.
– Есть плюсы у этой технологии?
– Есть. Во-первых, дети на уроке учатся говорить и слушать, исправляя чужие ошибки, таким образом закрепляя, корректируя и дополняя свой запас знаний.
Во-вторых, резко возрастает активность каждого ученика, особенно, когда он «становится учителем». В-третьих, обучение получается интересным и результативным. В-четвёртых, развиваются коммуникативные качества, креативное мышление.
– Ваши планы?
– В сингапурской педагогике есть разные технологии и методы. Очень результативные. Хочу пройти онлайн-курс по этой теме.

Автор:Евгения Дьяконова
Читайте нас: