Все новости

Белорусские мотивы в работах стерлитамакской мастерицы

В Стерлитамаке чтут и поддерживают национальные традиции белорусского народа.

Белорусские мотивы в работах стерлитамакской мастерицы
Белорусские мотивы в работах стерлитамакской мастерицы

Мы уже рассказывали на страницах нашего  издания о местной национально-культурной автономии белорусов Стерлитамака «Спадчына» (Наследие). Председатель «Спадчыны» Виктория Николаевна Шкарупа не только руководит   деятельностью организации, но и занимается  рукоделием. Виктория выполняет работы в стиле старинной белорусской вышивки в техниках «крест» и  «золотно-лицевое шитьё». Национальные женские головные  уборы, фартуки, мужские вышиванки, рушники, вышитые золотом иконы и картины – всё это творения рук мастерицы.

Визитная карточка

Виктория Николаевна Шкарупа. Творческий псевдоним Виктория Пивоварцева. Поэт-песенник, автор-исполнитель. Родилась в Стерлитамаке. В начале 1970-х её родители переехали из Ленинграда в  Стерлитамак, в воинскую часть 28949 по месту службы отца Николая Викторовича Бурдыко. Творческие способности в семье Бурдыко переходят из поколения в поколение.  Писательским талантом обладал родственник по линии отца Виктории Николай Ефимович Бурдыко - Почетный гражданин Куйбышевского района. Он автор произведений - "Противостояние", «Сказание о хлеборобах», «О малой родине, о жизни, о работе», «Жила-была деревня», «По следам банды Грома».  Художественный, поэтический и вокальный дары были у  отца - Николая Бурдыко. Его стихи: «Милый город», «Башкирский БАМ», «Ревизор», «Память», «Обратный билет» и т. д. часто звучали на городских концертах.  Родственники по линии мамы были также одарёнными. Например, дядя Алесь -  Александр Леонтьевич Матусевич (1902 г.р.) был журналистом, долгие годы входил в Союз журналистов Беларуси. Дядя Алесь стал настоящим учителем для нескольких поколений работников пера.  Творческие способности Виктории проявились ещё в школьные годы, многие стихи рождались вместе с мелодиями, которые она исполняла под гитару. Помимо песен и стихов, председатель  «Спадчыны»  рисует и вышивает.

-Виктория Николаевна, где и когда Вы научились такой красоте?

- Любовь к вышивке началась с детских лет, когда я приезжала в Белоруссию. В деревнях Дофаренция Минского района и Нежица Борисовского района жили мои бабушки и дедушки. Яркие вышитые убранства в хате оставили впечатление на долгие годы. Например, красотой белорусского свадебного рушника можно любоваться бесконечно. Посмотрите, здесь веточки калины (женское начало) сплетаются с веточками дуба (мужское начало). Учиться рукоделию я начала с первого класса, когда мама записала в кружок «Рукодельница» Дворца пионеров и школьников. Первая большая вышитая работа была выполнена в 10 классе. А вот кружева я вязала с 4 класса, часто это происходило в поезде, когда ездили погостить в Белоруссию летом. 

 -Сколько  времени уходит на изготовление одной работы в этно-стиле?

- Над фартуком, например, я трудилась полтора года, так как старалась выполнить изделие без применения швейной машинки.  Как делали в старину - элементы вышивки вручную соединяла с кружевом, связанным крючком. Обработка края и соединение пояса также были выполнены руками. Самое главное, что с обратной стороны изделия не должно быть узелков, все узелки на лицевой стороне, как говорили вышивальщицы в старину «изнанка для Бога, а лицо для народа».

  -О технике золотно-лицевого шитья подробнее расскажите, пожалуйста.

-В период конца XIX – начала XX веков в некоторых храмах Гродненской епархии были распространены предметы декоративно-прикладного искусства ручной работы. Памятники орнаментального золотного шитья, большинство из которых хранится в фондах раздела «Ткани» Гродненского государственного музея истории религии, представлены  ризами священников, воздухами и покровцами (храмовое убранство).

  -На мой взгляд, вышивка икон – очень кропотливая работа.  

 – Лицевое шитье – вышивание лика – самое сложное и ответственное в работе над иконой, но для меня это стало своеобразным  толчком. Трудно? А я попробую. Работа над иконой инокини и первой белорусской просветительницы Евфросинии Полоцкой в технике золотно-лицевого шитья заняла целый год.

-Как используются выполненные работы?

В костюмах выступают взрослые и дети  на праздничных мероприятиях. Продавать изделия я пока не планирую. Часть работ идёт на благотворительность. Например, мини-иконы «Спасителя» и «Ангела Хранителя» были переданы бойцам в зону специальной военной операции. Радует, что моё умение перенимает юная рукодельница - Евдокия Левадная, её иконки также в прошлом году передали на передовую. С января этого года НКА «Спадчына» (Наследие) реализует проект «Передача участникам СВО шевронов «Спас Нерукотворный» на средства гранта Главы города Стерлитамак. При поддержке администрации ГО города Стерлитамак вышитые шевроны с религиозной символикой – православной и мусульманской передаются Стерлитамакским бойцам в зону проведения специальной военной операции. Благодаря приобретённой  на средства гранта компьютеризированной вышивальной машинке процесс вышивки  идёт намного быстрее.


В настоящее время (с 4 ноября 2023 года по 8 июля 2024 года.) в Москве на ВДНХ проходит Международная выставка-форум "Россия". 27 февраля на стенде Башкирии  прошёл День  Беларуси в Республике Башкортостан. Виктория Николаевна была включена в делегацию РБ от города Стерлитамака. Она представила свои ручные работы и провела мастер-класс по изготовлению авторских значков, вышитых белорусским национальным орнаментом. В процессе вышивания мастерица пела белорусскую народную песню «Купалинка». Так, как это происходило в старину на «вячорках» - вышивали и пели.

По словам Виктории Николаевны, все  присутствующие подпевали, в том числе стоящие рядом министр экономического развития и инвестиционной политики РБ Рустам Муратов и чрезвычайный и полномочный посол Республики Беларусь в РФ Дмитрий Крутой, который позже в беседе с журналистами очень высоко оценил и  выставку  и  мастер-класс.

 

Автор:Ирина Петрова
Читайте нас: