Все новости

Костюм − визитная карточка народа

Глобализация и формирование общечеловеческой культуры стремительно ведёт к стиранию самобытности различных народов и наций. На смену народным песням приходит современная «интернациональная» музыка без чётких этнических границ.

Костюм − визитная карточка народа
Костюм − визитная карточка народа

 Стираются грани национальных блюд. Не являются исключением и костюмы. Всё реже пытливым этнографам удаётся обнаружить в глухих деревнях затерявшиеся в сундуках «сокровища» из гардероба наших прабабушек и прадедушек.

И хотя национальные костюмы давно прописались в основном в костюмерных театров и прочих учреждений культуры, они по-прежнему остаются ярким элементом культуры каждого народа. Об особенностях изготовления национальных костюмов и об элементах их декора мы решили побеседовать с теми, кто занимается этим профессионально.

Наш первый собеседник – заведующая швейным цехом Стерлитамакского театрально-концертного объединения Татьяна Куликова.

– Татьяна Николаевна, как часто вашему цеху приходится обращаться к теме национального костюма?

– Каждый раз, когда драматический театр ставит спектакли, в которых используются национальные костюмы. Например, для спектакля «Ашкадар», в котором действие происходит в прошлые века, мы сшили немало новых костюмов. Или когда филармония театрально-концертного объединения берётся за постановку национальных номеров: башкирского, татарского, удмуртского танцев. Недавно для чувашского эстрадно-фольклорного ансамбля «Сарби» сшили костюмы с элементами национального декора. Художники по костюмам рисуют эскизы, которые утверждает худсовет. Если речь идёт о танце, то костюм утверждает хореограф. Если о спектакле – режиссёр. Мы только шьём. Самое большее – по согласованию с режиссёром или хореографом, можем предложить некоторые элементы пошива для удобства артистов.

И ещё одна немаловажная деталь: костюм должен смотреться со сцены. Тут уже в дело вступают осветители, работники сцены.

– Национальные костюмы (например, башкирский) изобилуют элементами из меха и кожи. Это тоже ваша работа?

– Нет, с мехом работает Уфа. Там используется другая технология, другие инструменты. Это очень сложная работа. Нужны специальные колодки для обсушки меха, скорняжные инструменты, машинки, лекала… Мы же можем их только обновить. Например, снять бархатный колпачок с шапки и пришить новый.

– В чём главное отличие сценического костюма от настоящего национального?

– Основное требование к сценическому костюму – он должен быть лёгким, удобным. Поэтому используются другие ткани, более лёгкие, воздушные. Костюмы шьются индивидуально, по фигуре, но с припуском, чтобы можно было ушить или наоборот распустить. Например, в случае замены артиста. Бывает, артист, на которого сшит костюм, со временем теряет или набирает вес.

То же самое с элементами национальных украшений. Например, под монеты используются специальные заготовки из лёгкого и в то же время яркого сплава. Но главное – сценический костюм должен соответствовать стилю танца, национальной самобытности. Ведь, как верно подметил Глава нашей республики Радий Хабиров, национальный костюм – визитная карточка народа, с его историей, самобытностью и душой.

Гульсум Ишмухаметову часто можно увидеть на выставках изделий самозанятых, приуроченных к различным творческим мероприятиям. Главное направление её деятельности – изготовление головных уборов, нагрудных и налобных украшений к национальным костюмам.

–  Это увлечение я переняла от бабушки, – рассказывает она. – Со временем хобби переросло в профессию.

Гульсум делает украшения на различные национальные костюмы: башкирский, татарский, чувашский, удмуртский… Работает как по заказу, так и для души. Украшения пользуются большим спросом. С некоторых пор они – ремесленники города − создали свой сайт, объединивший костюмеров, изготовителей украшений, кукол, цветов, мыла, пряников… Если кого-то приглашают на выставку или какое-либо культурно-массовое мероприятие, то они дружно приходят вместе. 

Каждое её изделие – ручной работы, требует большой усидчивости и времени. Если налобник может занять пару дней, то на нагрудник могут уйти месяцы. Особенность таких изделий − использование бисера, кораллов, монет. В ход идут как настоящие серебряные монеты, так и искусно изготовленные поделки. В первом случае она скупает их в антикварных лавках. Дело в том, что монеты с дырками у антикваров оцениваются по стоимости металла и никакой ценности не представляют. Во втором случае помогает муж – артист стерлитамакского русского театра, заслуженный артист РБ Артур Ишмухаметов. Такой своего рода семейный подряд получается.

Фото из домашнего архива Ишмухаметовых.

Автор:Фаяз Юмагузин
Читайте нас: