Все новости

Марс Мулюков из Стерлитамака коллекционирует и ремонтирует ретроавтомобили

На «ты» со временем.

Марс Мулюков из Стерлитамака  коллекционирует и ремонтирует ретроавтомобили
Марс Мулюков из Стерлитамака коллекционирует и ремонтирует ретроавтомобили

Не каждый день увидишь такое в нашем городе: во дворе многоквартирного дома стояли два ретроавтомобиля: мини-самосвалы «Мультикар-25» и «Мультикар-26» производства ГДР. Уже и страны такой давно нет, а машины колесят по всему миру. В своё время эти грузовички активно экспортировались не только в страны социалистического лагеря, но и в Западную Европу.


Как рассказал владелец этих машин, механик ЗАО «СП «МеКаМинефть» Марс Мулюков, один «Мультикар» 1986 года выпуска, второй – 1994-го.
Последний – наглядное свидетельство того, что компании удалось сравнительно безболезненно пережить объединение Германии. Начав свою историю в 1920 году в городе Вальтерсхаузен с механической мастерской Артура Адэ, специализирующейся на производстве сельскохозяйственной техники, прицепов, прицепных (в том числе буксирных) устройств и различных соединительных муфт, компания после Второй мировой войны оказалась на территории Восточной Германии, попавшей в зону влияния СССР. С исчезновением ГДР в октябре 1990 года предприятие оперативно и в полном объёме воспользовалось представленным шансом на кооперацию и интеграцию с сектором автомобильной промышленности Западной Германии, что позволило ему избежать издержек переходного периода без существенных потерь.


Во времена СССР, занятая вопросами глобальной индустриализации советская власть мало интересовалась производством малолит­ражных грузовых транспортных средств. Диковинные коммунальные машины с уникальными возможностями появились в Москве накануне Олимпиады-80. И уже в 1982 году в СССР работало более 4 тысяч автомобилей «Мультикар» производства ГДР. В основном в системе ЖКХ. А всего в СССР было экспортировано более 20 тысяч таких мини-грузовичков.


Одну из этих двух железных работяг Марс выкупил в микрорайоне Шахтау. Бывший владелец использовал её без малого двадцать лет. Вторую привёз из Чебоксар. Одну он уже «довёл до ума»: машина полностью на ходу – хоть сейчас в карьер. А со второй придётся повозиться.
Среди реанимированных им четырёхколёсных друзей есть и другие раритеты. Одно время у него была уникальная «Волга» ГАЗ-3102, специальной версии, применявшейся для работы в КГБ, правительственных кортежах, как автомобиль прикрытия, сопровождения и спецсвязи. Отличительными её особенностями были восьмицилиндровый двигатель и коробка-автомат – по тем временам вещь штучная в СССР. Практически весь багажник занимала рация с аккумуляторами. Из-за возросшей массы двигателя пружины передней подвески и лонжероны кузова были усилены, а впереди стоя­ли тормозные диски увеличенного диаметра.


Чтобы никто не догадался, что передача автоматическая, в салоне устанавливалась бутафорская педаль сцепления. Это «чудо» отечественного автопрома Марс нашёл в пункте приёма металлолома, выкупил по цене железа.
В планах было выкупить ещё один из символов ГДР – микролитражку «Трабант» («Спутник»). Но решил повременить: машина оказалась без каких-либо документов. Уникальность этой легковушки в том, что её кузов был из искусственной смолы и пластмассы. А сама машина весила всего 620 кг – легче «Оки».


«Я с детства увлекался техникой, – признался Марс Миниварисович. – Повзрослев, из своей профессии сделал своего рода хобби. Отец иногда приносил домой старые двигатели, и мы вдвоём на кухне их перебирали. С тех пор у меня любовь к технике…».
Все мы родом из детства. Чем мы только тогда не увлекались: коллекционировали значки, марки, солдатиков. Девочки –
куклы и фантики. Но есть категория людей, которые сохраняют верность детским увлечениям. Особое место среди них занимают те, кто возвращает к жизни старые автомобили, которые уже давно сошли с конвейеров. Ведь это не просто транспортные средства. Эти старенькие авто хранят в себе дух времени.
Один из таких любителей ретроавтомобилей −Марс Мулюков. Человек, который на «ты» не только с техникой, но и со временем.

Автор:Фаяз Юмагузин
Читайте нас: