Не каждый день увидишь такое в нашем городе: во дворе многоквартирного дома стояли два ретроавтомобиля: мини-самосвалы «Мультикар-25» и «Мультикар-26» производства ГДР. Уже и страны такой давно нет, а машины колесят по всему миру. В своё время эти грузовички активно экспортировались не только в страны социалистического лагеря, но и в Западную Европу.
Как рассказал владелец этих машин, механик ЗАО «СП «МеКаМинефть» Марс Мулюков, один «Мультикар» 1986 года выпуска, второй – 1994-го.
Последний – наглядное свидетельство того, что компании удалось сравнительно безболезненно пережить объединение Германии. Начав свою историю в 1920 году в городе Вальтерсхаузен с механической мастерской Артура Адэ, специализирующейся на производстве сельскохозяйственной техники, прицепов, прицепных (в том числе буксирных) устройств и различных соединительных муфт, компания после Второй мировой войны оказалась на территории Восточной Германии, попавшей в зону влияния СССР. С исчезновением ГДР в октябре 1990 года предприятие оперативно и в полном объёме воспользовалось представленным шансом на кооперацию и интеграцию с сектором автомобильной промышленности Западной Германии, что позволило ему избежать издержек переходного периода без существенных потерь.
Во времена СССР, занятая вопросами глобальной индустриализации советская власть мало интересовалась производством малолитражных грузовых транспортных средств. Диковинные коммунальные машины с уникальными возможностями появились в Москве накануне Олимпиады-80. И уже в 1982 году в СССР работало более 4 тысяч автомобилей «Мультикар» производства ГДР. В основном в системе ЖКХ. А всего в СССР было экспортировано более 20 тысяч таких мини-грузовичков.
Одну из этих двух железных работяг Марс выкупил в микрорайоне Шахтау. Бывший владелец использовал её без малого двадцать лет. Вторую привёз из Чебоксар. Одну он уже «довёл до ума»: машина полностью на ходу – хоть сейчас в карьер. А со второй придётся повозиться.
Среди реанимированных им четырёхколёсных друзей есть и другие раритеты. Одно время у него была уникальная «Волга» ГАЗ-3102, специальной версии, применявшейся для работы в КГБ, правительственных кортежах, как автомобиль прикрытия, сопровождения и спецсвязи. Отличительными её особенностями были восьмицилиндровый двигатель и коробка-автомат – по тем временам вещь штучная в СССР. Практически весь багажник занимала рация с аккумуляторами. Из-за возросшей массы двигателя пружины передней подвески и лонжероны кузова были усилены, а впереди стояли тормозные диски увеличенного диаметра.
Чтобы никто не догадался, что передача автоматическая, в салоне устанавливалась бутафорская педаль сцепления. Это «чудо» отечественного автопрома Марс нашёл в пункте приёма металлолома, выкупил по цене железа.
В планах было выкупить ещё один из символов ГДР – микролитражку «Трабант» («Спутник»). Но решил повременить: машина оказалась без каких-либо документов. Уникальность этой легковушки в том, что её кузов был из искусственной смолы и пластмассы. А сама машина весила всего 620 кг – легче «Оки».
«Я с детства увлекался техникой, – признался Марс Миниварисович. – Повзрослев, из своей профессии сделал своего рода хобби. Отец иногда приносил домой старые двигатели, и мы вдвоём на кухне их перебирали. С тех пор у меня любовь к технике…».
Все мы родом из детства. Чем мы только тогда не увлекались: коллекционировали значки, марки, солдатиков. Девочки –
куклы и фантики. Но есть категория людей, которые сохраняют верность детским увлечениям. Особое место среди них занимают те, кто возвращает к жизни старые автомобили, которые уже давно сошли с конвейеров. Ведь это не просто транспортные средства. Эти старенькие авто хранят в себе дух времени.
Один из таких любителей ретроавтомобилей −Марс Мулюков. Человек, который на «ты» не только с техникой, но и со временем.