Все новости
Психология
4 Сентября 2022, 13:59

Советы психолога для родителей первоклассников

Как психологически подготовить ребёнка к школе.

Советы психолога для родителей первоклассников
Советы психолога для родителей первоклассников

Если ваш ребёнок пошёл в первый класс, а учёба что-то не задалась, скорее всего, это адаптация. Новое окружение, которое состоит из учителей и одноклассников, школьная форма, уроки и новые знания, конечно же, будут усиливать стресс. Педагог-психолог высшей категории Мария Самойлова рассказала нам о некоторых приёмах, которые помогут спокойно и быстро адаптироваться первокласснику в школе. 

– Очень часто приходится слышать фразу: «Ребенок должен быть психологически готов к школе»… Что следует подразумевать родителям под этой фразой, и можно ли подготовить первоклассника к школе?

– Фраза «психологическая готовность к школе» или «школьная зрелость» подразумевает необходимый уровень психологического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения  в группе сверстников. У ребёнка психологическая готовность к школе формируется постепенно в играх, в общении с другими детьми и взрослыми, в образовательной деятельности. Детей нужно обязательно готовить к школе. Здесь я хочу обратиться к словам известного детского психолога Леонида Венгера, который сказал: «Быть готовым к школе –  не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Поэтому психологическая подготовка к школе включает в себя разные виды готовности: мотивационная готовность (формирование положительного отношения к школе, к учителю, к учебной деятельности); эмоционально-волевая готовность (ребёнок умеет контролировать свои эмоции, умеет прилагать усилия и способен к концентрации внимания); интеллектуальная готовность (сформирован кругозор, ребёнок может рассказать о себе важные сведения, поддержать общие темы в разговоре, умеет делать простые выводы и анализировать, а также развиты память, внимание и мелкую моторику); социальная готовность (готовность к общению со сверстниками и  взрослыми).

На примере мотивационной готовности я хочу объяснить, как можно развивать положительное отношение ребёнка к школе и учебной деятельности. Когда ваши сын или дочь только ходят в детский садик, обязательно нужно рассказывать о своих школьных годах, вместе читать детские книги и смотреть фильмы на школьную тематику. Можно провести экскурсию в будущую школу, при возможности посидеть на каком-нибудь уроке. Самое главное показывать важность учёбы и знаний, поощрять интерес ко всему новому, развивать самостоятельность и учить доводить какие-то дела до конца. Желательно, чтобы ваш ребёнок посещал кружки или секции.

С какими проблемами и трудностями с психологической точки зрения сталкиваются первоклассники в школе?

Первая сложность – психологическая незрелость ученика, когда ребёнок не осознаёт важность обучения, у него нет учебной мотивации, он не самостоятелен, не слышит учителя и не умеет выполнять его требования. Вторая трудность – у ребёнка сложности с концентрацией внимания, он рассеян, не усидчив и у него низкая работоспособность. Третья трудность – ребёнок не умеет подчинить своё поведение правилам коллектива и решать конфликты приемлемым способом. 

Можете перечислить простые приёмы для адаптации к началу учебного года в школе?

– Процесс адаптации у каждого ребёнка протекает по-разному. В норме этот процесс занимает от 4 недель до 6 месяцев. Ребёнку помогут адаптироваться к школе доброжелательная атмосфера дома и в школе, родительская заинтересованность не только учебной деятельностью ребёнка, но и его жизнью. Не ленитесь задавать вашему первокласснику вопросы: «Что ты делал сегодня на перемене?», «Как поживают ребята?», « Что сегодня было интересного?». Нужно хвалить и поощрять ребёнка, использовать умеренный контроль. Родитель должен спокойно реагировать на ошибки ребёнка, формировать адекватную самооценку, замечать любые маленькие успехи. В начале года важно фиксировать внимание именно на положительных проявлениях ребёнка. Ограничьте себя в замечаниях, потому что он только учится быть учеником.

– Какая оптимальная нагрузка должна быть у первоклассника?

– Она должна быть равномерно распределена в течение недели, и объём максимально допустимой нагрузки не должен превышать 4 урока. Конечно, в каждой школе есть свой индивидуальный план, который может меняться. Главное, чтобы не было переутомления. Нужно чередовать учёбу и отдых.

– Как правильно выстроить режим дня школьника, чтобы ему было комфортно переносить новые нагрузки?

Режим для первоклассника – это основа основ. Правильное распределение нагрузки поможет ему лучше усваивать материал и всё успевать. При составлении режима дня нужно учитывать особенности ребёнка и время его пиковой активности. Пробуйте совместно обсуждать его  график дня, чтобы  ваш ребёнок чувствовал причастность к делу. Необходимо проговаривать все важные дела, которые ему нужно сделать за день. Для привыкания к режиму  может потребоваться от пары недель до нескольких месяцев. Главное хвалить ребёнка, если он справляется со своим графиком, обсуждать его успехи, планировать новые дела.  Если говорить про сон, то подъём должен быть не позже, чем за час до начала занятия, а продолжительность сна не меньше 10 часов. Старайтесь ложиться каждый день в одно и то же время. Добавлю, что полезна будет любая физическая активность: прогулки на свежем воздухе, зарядка или спортивные секции. Помогайте ребёнку чередовать умственные и физические нагрузки, не перезагружайте его кружками. Всё в меру. При составлении дня важно помнить, что ребёнку нужно оставить время и для собственных дел. 

– Какие установки необходимо доносить до ребенка, который идет в первый класс?

Интересный вопрос на самом деле, потому что установок много. Я выделю основные правила. Первая установка – объяснять нормы, которым нужно следовать в школе. Помочь ребёнку их усвоить. Для этого используйте многократное проговаривание. Вторая установка – это уважение к учителю. Родителю нужно поддерживать авторитет педагога и в присутствии ребёнка не допускать никакой критики учителей, школы и программного обучения. Третья установка – ценность обучения. Например, мы можем говорить ребёнку: «Если ты будешь учиться, то станешь таким же умным, как папа», «Если ты много будешь знать, то с тобой будут общаться много друзей». Четвёртая установка – научить понимать ребёнка, что есть не только понятие «хочу», но и «надо». Этой установкой мы учим детей слушать материал учителя и спокойно сидеть на уроках. Пятая установка – «Ошибаться – это нормально. На ошибках мы учимся». Шестая установка – не нужно сразу ждать от ребёнка красивой буквы или верного примера. С первого раза не получится, значит, с третьей или пятой попытки выйдет результат. Мне нравится установка, которая утверждает, что за свои действия мы должны нести ответственность. Если ребёнок толкнул одноклассника, то он должен извиниться. Это как раз про психологическую зрелость. Сами родители должны транслировать правильное поведение. Установку можно практиковать не только словами, но и личным примером. Если ваши дети  видят, что вы сдерживаете свои обещания или спокойно реагируете в конфликтных ситуациях, то они в качестве лакмусовой бумажки будут подобное поведение впитывать.

Некоторые дети, походив немного в школу говорят – не хочу, не пойду, не интересно…Что ответить?

– Нежелание идти в школу – это следствие. Нужно найти причину, почему ребёнок так себя чувствует. Причины могут быть разными: страх перед педагогом, неуспехи в учёбе, отсутствие друзей или из одноклассников кто-то обижает. В подобной ситуации нужно подключить всех: педагога, родителя и психолога. Важно сказать ребёнку в таком положении: «Я рядом. Я смогу тебе помочь».

Как помочь ребёнку сосредоточиться на занятиях?

–  Сосредоточиться – это умение концентрировать внимание. Это важный психический процесс, который нужно развивать. В Интернете много упражнений, которые родители могут найти и систематически повторять их с ребёнком. Периодически обращайтесь к ребёнку по имени, спрашивайте о его делах. Есть такой хороший приём, который подразумевает задавать ребёнку вопросы о том, что происходит здесь и сейчас. Каждый раз ребёнок может себя спрашивать: «Что мне сейчас нужно сделать?», «Какое задание мне дала учительница?». Это помогает возвращать ребёнка в реальность.

– Нужно ли помогать ребенку с уроками?

– В 1-2 классах необходимо максимально помогать ребёнку. Мне хочется привести в пример цитату из восточной притчи, которая гласит: «Не стоит давать голодному ребёнку рыбу, а нужно научить его ловить эту рыбу самому». Поэтому помогать ребёнку с уроками ещё не значит делать эти уроки вместо него. Помогать, то есть, направлять, объяснять, проверять и поощрять. Чем старше ребёнок становится, тем больше ответственности за учёбу перекладывается на него. К окончанию начальной школы ребёнок должен большую часть уроков делать самостоятельно. Родителю не стоит стоять над душой, а просто быть где-то рядом.

– Обязательно ли выдирать тетрадные листки, если ребёнок сделал ошибку?

– Конечно же, так делать не нужно. Это проблема не детей, а родителей, с которой они должны работать. Если со стороны родителя такая «практика» повторяется неоднократно, то у ребёнка может развиться невроз. Ребёнок боится ошибок и допускает их ещё больше, и тем самым начинает много волноваться и переживать. Мы учим ребёнка, что каждый имеет право на ошибки и что их можно аккуратно исправить. Реагируйте спокойно на ошибки своего ребёнка и не ругайтесь с ним. Если видите, что ребёнок делает много ошибок, то отвлекайте его от этого занятия и дайте отдохнуть (он может попить чай, заняться другим делом). Как правило, после  передышки ошибок потом меньше.  

– Как родителю справиться с собственным раздражением?

Родителям необходимо понять, что является источником их раздражения, потому что причиной родительского раздражения могут быть не дети, а личные проблемы. Например, банальная усталость, проблемы на работе или со здоровьем. Отсюда следует, что родитель срывается на ребёнка. Нужно стараться улавливать момент, когда раздражение только начинается, и прервать ненадолго контакт с ребёнком. Вы можете выйти из комнаты, умыться прохладной водой. Также самый хороший способ – глубокое дыхание. На вдохе мы говорим слог «па», а на выдохе «кой». Можно дышать глубоко и считать до 5-10. Один из способов – проговаривать свои чувства в концепции «Я». Например, «Я сейчас раздражена и прошу тебя, Саша, вести себя тише. Когда я отдохну, мы поиграем с тобой вместе». Если родитель всё-таки продолжает срываться на ребёнка, то необходимо обратиться за консультацией к специалисту, чтобы более подробно разобраться в вопросе.

Поделитесь своим родительским опытом. Какие факторы, техники или знания помогли вам психологически подготовить собственного ребёнка к школе?

– Всё, что я описывала выше, то и применяла в формировании психологической готовности собственного ребёнка. Просто напомню тезисно, что необходимо формировать компонент не только «хочу, но и «надо». Должна быть система и регулярность. Например, ребёнок чистит зубы, убирает свои игрушки или моет свою кружку не просто иногда, а постоянно. В будущем он делает уроки, у него появляются поручения, за которые он отвечает (поливает цветы, делает уборку по дому).  Такие самостоятельные и регулярные действия помогают формировать в нём психологическую зрелость. Повторю, что важна совместная деятельность: общение, прогулки, обучение. Один из важных тезисов – сравнивать ребёнка с самим собой, а не с другими детьми. Любите его и принимайте таким, какой он есть.

Некоторые родители отдают ребёнка в школу на год раньше (6 лет). По вашему экспертному мнению, это верное решение?

На мой взгляд, лучше отдавать ребёнка в школу с 7 лет, так как у большинства шестилеток низкий уровень физической, мотивационной, эмоциональной и психологической готовности к обучению. Поведение детей 6 лет не всегда произвольное. Они часто руководствуются сиюминутными желаниями и предпочитают играть, чем слушать учителя. В редких случаях встречаются шестилетки, готовые к школе. Прежде чем отдать их в школу, я рекомендую обязательно пройти тестирование у психолога, чтобы посмотреть уровень психологической и интеллектуальной готовности. Лучше дать детям продлить им своё детство, помочь психологически дозреть, и уже в 7 лет идти в школу.

Регина ШАНГАРЕЕВА

Фото М. Самойловой 

Автор:Регина Шангареева
Читайте нас: