Все новости
9 мая-День Победы
8 Мая 2023, 11:00

Война – часть их судьбы

Их великий подвиг.

Война – часть их судьбы
Война – часть их судьбы

Наши деды и прадеды прошли сквозь горнило войны. И все эти годы тыл оставался нерушимой опорой фронта. И сейчас мы вспоминаем не только о фронтовиках, но и о великом подвиге тружеников тыла. Они заменили ушедших на фронт отцов и дедов, братьев. Этот их великий подвиг позволил нашей армии обратить врага вспять, выстоять и победить. Время стремительно идёт вперёд. Всё меньше остаётся рядом с нами ветеранов войны и тружеников тыла. Но пока мы будем помнить о тех, благодаря кому живём и радуемся, они будут живы в наших сердцах.

Воспоминания очевидцев тех событий являются живым свидетельством их подвига. Завершая свою педагогическую деятельность, мне хотелось бы подвести своеобразный итог работы с ветеранами своего коллектива. Мы приглашали их на праздники и различные торжественные мероприятия. Поддерживали связь с ветеранами, которые по разным обстоятельствам переехали в другие города.

Одним из важнейших направлений этой работы является участие ветеранов в патриотическом воспитании молодёжи. По предложению городского совета ветеранов мы издали «Летопись школы», посвящённую юбилею города и великой Победы. Наш труд был отмечен почётной грамотой в номинации «За научный и исторический подход» в городском конкурсе творческих работ.

Вся эта работа была бы невозможна без поддержки и активного участия директора лицея № 1 Лилии Агаевой, председателей совета ветеранов работников образования Лилии Фаттаховой, Людмилы Шестаковой, ведущего инспектора МКУ «Отдел образования» Риты Исмагиловой.

А.МУХАМЕТЗЯНОВА

 

Рассказывают очевидцы

МОЛИЛАСЬ БОГУ, СОЛНЦУ, НЕБУ, ЗВЁЗДАМ

Антонина Николаевна Мелковская:

  • Я родилась 24 ноября 1921 года в селе Сластуха Екатериновского района Саратовской области. Нас было трое детей: старший Николай, я и сестра Таисия. Волею обстоятельств нам много раз приходилось менять место жительства. В 1937 году переехали в Стерлитамак. Окончив школу № 3, поступила в Уфимский планово-экономический техникум. Когда началась война с финнами, мама забрала меня оттуда, и я перевелась на 2-й курс эко- номического отделения нефтяного техникума. Практику проходила в Ишимбае.

Я тогда дружила с парнем Сергеем Саламатиным. На 1 июля 1941 года была назначена наша свадьба. 4 июля собирались переехать в Ленинград по месту его учёбы в Академии связи. Когда по радио объявили о начале войны, он – лейтенант-связист − побежал в свою часть. Там сказали, что на фронт их отправят 11 июля. 23 июня он проводил меня в Ишимбай, и в ту же ночь они спешно выдвинулись к боевым позициям. 27 июня, в выходной, приезжаю в Стерлитамак и узнаю, что он уже воюет. Первое письмо получила из города Себежа. Потом узнала, что по дороге их эшелон разбомбили, они попали в окружение. На этом наша переписка закончилась.

Пока наши в 1943 году не освободили Орёл,

вестей о нём не было. Я молилась богу, солнцу, небу, звёздам, ветру, чтобы он остался жив. Мои молитвы были услышаны. Он вернулся, но так получилось, что судьба нас больше не свела. Я через всю жизнь пронесла свои чувства к нему. Скольким людям эта проклятая война судьбы поломала...

В годы войны школы № 4 и 14 переоборудовали под госпитали. Я окончила медицинские курсы. Однажды мне поручили сопровождать из Уфы в Баку раненого бойца. В пути помогала всем. Отовсюду слышалось: «Сестричка, пить! Помоги!». Поездом добрались до Москвы. Когда с Казанского вокзала переходили на Курский, помог молодой офицер Анатолий Мелковский. Он был родом из Ленинграда. После блокады он ехал из госпиталя домой в отпуск. Так мы случайно и познакомились. После войны он нашёл меня, и в 1946 году мы поженились.

Вернувшись в Стерлитамак, устроилась на работу секретарём-статистиком на маслозавод. Первые годы после войны были очень тяжёлыми: голодно, холодно. Спасало то, что отец работал на мельнице в Давлеканово. Мама ездила к нему и привозила немного муки. Из Ишимбая возили солёную воду, выпаривали её. Мама эту соль продавала в Давлеканово.

Победу встретила в Стерлитамаке. Услышали об этом по радио. Все плакали. Это были слёзы и радости, и горя. Скольким людям оборвала жизни эта проклятая война! Старшего брата Николая Кузенёва призвали ещё в сентябре 1939 года. Неизвестно даже, где его могила. В последнем письме писал: «...завтра в бой. Жив останусь, напишу...». Больше вестей от него не было. Моё последнее письмо, отправленное в мае, вернулось обратно в июне с вырезкой из полевой газеты. В ней было написано, что:

«он лежал на краю окопа, растянувшись во весь свой богатырский рост, с закушенной от боли губой. Рядом с ним лежали убитые товарищи…».

Погибли и мамины братья Степан и Михаил. Свекровь умерла 14 марта 1942 года в блокадном Ленинграде. Подруга Тамара бросила техникум и ушла на фронт. В мае 1942-го я её проводила с первым эшелоном девушек. Все они попали под Сталинград. Тамара погибла 15 сентября 1942 года.

НИЗКО ПИКИРУЯ, ОНИ РАССТРЕЛИВАЛИ ЛЮДЕЙ

Александра Николаевна Маркина:

– Я родилась в деревне Труфаново Барятинского района Смоленской области. Оттуда мы переехали в подмосковное Рублёво, где я окончила 7 классов. Отец работал врачом в детской инфекционной больнице. В 1938 году наша семья вернулась в Смоленскую область, где я окончила десятилетку. Радость выпускного была омрачена начавшейся войной. Я стала работать в школе учительницей 

начальных классов в деревне Волое. 1 октября туда подошли немцы. Началась бомбёжка. Над головами с воем пролетали самолёты с чёрными крестами. Казалось, ещё чуть-чуть и свалятся нам на голову. Мы спрятались на огороде среди картофеля. Недалеко от речки находился блиндаж. Побежали туда. Там было полно народу. Просидели до вечера, пока не закончилась бомбёжка. Вечером зашёл военком за сестрой (она была военнообязанной). Её забрали на фронт. Он же предупредил, что скоро здесь будут немцы, и нам лучше уехать. Так и сказал отцу: «Берите семью и уезжайте». 45-летнего отца не призвали, он был серьёзно болен. В пути опять над нами закружились самолёты. Расстреливали людей из пулемётов. Нам повезло: мы спрятались под телегами и нас не задело. Через две недели добрались до деревни Аксиньино Тульской области. Я устроилась на работу в школу, отец − в местную больницу. Там же вскоре он и умер.

Когда немцев разбили под Москвой, они отступили до нашей деревни и расположились в домах местных жителей. Соседскую женщину заставили готовить им еду. Помню, как одна из соседок выпрашивала у отца отраву. Её остановили: «Из-за одного-двух немцев всю деревню сожгут».

Дней через 5-6 немцы ночью ушли. Утром просыпаемся – никого. В тот же день конники генерала Белова вошли в нашу деревню. Все в хороших полушубках, валенках. Говорят, догнали немцев и уничтожили.

В годы войны многие дети осиротели. В Мордвеске был создан детский дом, куда меня назначили директором. В 1944 году его рас- формировали, детей развезли в другие детские дома Тульской области.

ПОБЕДА ДОСТАЛАСЬ ДОРОГОЙ ЦЕНОЙ

Валентина Фёдоровна Захарова:

  • В школе я начала работать с 17 лет и 42 года отдала воспитанию и обучению детей. Очень трудными были военные годы. Учителя вместе с учениками ездили на заготовку дров. Одна буханка хлеба делилась на 30 человек. Чернила в чернильницах отогревали руками. Писали на газетах. Несмотря на трудности, полуголодные дети учились прилежно.

 

радуемся, они будут живы в наших сердцах. Воспоминания очевидцев тех событий являются живым свидетельством их подвига. Завершая свою педагогическую деятельность, мне хотелось бы подвести своеобразный итог работы с ветеранами своего коллектива. Мы приглашали их на праздники и различные торжественные мероприятия. Поддерживали связь с ветеранами, которые по разным обстоятельствам переехали в

другие города.

Одним из важнейших направлений этой работы является участие ветеранов в пат-

 

Невозможно передать словами наши чувства, когда объявляли о Победе. Ликовала вся школа, радовались все – и взрослые, и дети. Не до уроков стало: радость захлёстывала всех. Люди смеялись, обнимали друг друга, плакали, пели песни. Победа досталась нашей стране дорогой ценой.

МНОГИЕ СЕМЬИ ОСТАЛИСЬ БЕЗ КОРМИЛЬЦЕВ

Анна Семёновна Пономарёва:

  • В годы войны я жила и преподавала в начальных классах деревни Бугуруслановки Стерлитамакского района. На уроках дети не снимали пальто и валенки. Для отопления школы родители учеников готовили из навоза кизяк. Зимой было очень холодно. Летом с учениками работали на поле, осенью помогали убирать урожай. После уборки с детьми собирали колосья, чтобы ни один не пропал. Когда пекли хлеб, для экономии в муку добавляли тёртый картофель.

Нелегко приходилось и в первые послевоенные годы. Многие семьи остались без кормильцев. Не вернулся и мой родной брат Алексей Семенович Никифоров. До Победы он не дожил совсем немного: погиб 17 апреля 1945 года.

ЗЕЛЁНЫЕ ЛЕПЁШКИ, ЗАЛИВ, САНДАЛИИ

Татьяна Ивановна Жмур:

  • После десятилетки я поступила в Ташкентский педагогический институт, где и застала меня война. Отца призвали 26 июня. Содержать меня стало некому, и я вернулась в Башкирию, в посёлок Ермолаево Кумертауского района. Год проработала начальником радиостанции, два – секретарём Куюргазинского райкома. Полгода отучилась на курсах руководящих работников в Свердловске и была назначена инструктором СНК Башкирии. Инспектировала работу органов районных властей. Потом работала секретарём райисполкома. Всюду – самоотверженный труд во имя Победы. Для повышения производительности труда полуголодные люди организовывали соревнования. Во время уборки урожая со- ревновались по связке снопов. Запомнилась одна вязальщица: за день она могла сделать их 1000 при норме в Косари-мужчины не поспевали за ней. Поэтому специально выезжали на поле намного раньше. Работали в основном пожилые люди, раненые, пришедшие с войны, подростки 12-17 лет. Девочки готовили свясло (верёвочки из стебельков соломы, чтобы связывать снопы). Старикам привозили стебельки – работу на дом.

Учебный год в школах начинался с октября, после уборочной. Не хватало тетрадей, учебников, ручек, карандашей. Учебниками можно было пользоваться только в школе.

Отец с войны писал нечасто: раз в два месяца. А иногда треугольники приходили раз в полгода. Был ранен на Курской дуге. Отлежавшись в госпитале, служил начальником санитарного поезда, возил раненых с фронта, а на фронт – продукты. Вернулся в 1946-м.

Со стороны мамы погибли оба её брата. Один в первые дни войны в Люблино, второй под Ленинградом. В последнем письме он написал:

«Вижу окрестности Ленинграда, доезжаем, смогу ли я вам написать ещё письма – не знаю...». Оба посмертно награждены орденом Красной Звезды.

Помню, как мы ждали Победу, так как Берлин взяли ещё 2 мая. Все, у кого был дома радиоприёмник, не спали в ночь с 8 на 9 мая. В 6 часов утра пришла долгожданная весть: Победа! Радость была неописуемая.

Хлеба не хватало. Летом выручали съедобные травы, ягоды. Пекли зелёные лепёшки. Хорошенько промывали листья лебеды, крапивы, щавеля, расстилали на тряпочку, сушили, пропускали через мясорубку. К отрубям добавляли чуть-чуть муки (потому что её было очень мало), пекли на улице, на таганке и сковороде. Какими вкусными нам казались эти лепёшки!

Летом ходили на речку. С крутого берега любовались красотой природы, наблюдали за крупными рыбами, вода была очень чистая. Мелких рыбёшек ловили подолами (в основном пескарей). Там же чистили, приносили домой уже готовых по полведра. Жарили на таганке. Бабушка нас, детей, хвалила, чтобы на следующий день мы опять пошли на рыбалку, всё-таки какая-никакая, а это была еда.

Первый раз я обулась в сандалии, когда пошла в школу. Лапти у нас были вместо тапочек. В них ходили в лес, а так – босиком.

Автор:Виктория  Овчинникова  
Читайте нас: