Как известно, журналист печатных СМИ освещает проблемы и успехи людей, оставаясь при этом в тени: его имя написано лишь под текстом, а текст всегда посвящён другим. Эта мудрая скромность отличает журналиста от блогера. В этом суть профессионального служения.
Как вырастить новое поколение журналистов в обществе потребления? Сегодня будто не принято стало мечтать о том, чтобы заниматься любимым делом и помогать людям. С экранов гаджетов детям транслируют, что надо любоваться собою в соцсетях и искать, какими развлечениями заполнить время своей жизни. А дети верят.
К счастью, журналистика как сфера деятельности, заточенная на поиски смысла, на взаимовыручку и человеческое счастье, в любые времена привлекает умных и талантливых людей. Школьники, студенты и их наставники со всей республики съехались в Стерлитамакский филиал на фестиваль «Юный журналист».
САМЫЙ БОЛЬШОЙ КАПИТАЛ – ДЕТЯМ
О том, почему важно приобщать к журналистике школьников и студентов, говорит кандидат филологических наук, доцент, заместитель декана по воспитательной работе факультета башкирской и тюркской филологии СФ УУНиТ Миляуша Сынбулатовна Арсланова:
– С 2017 года мы проводим конкурс «Молодой журналист», каждый год в нём участвуют от 300 до 500 учащихся школ, колледжей и вузов городов и районов Башкортостана. У нас на факультете изучаются три языка – башкирский, татарский и чувашский, и этот конкурс национальной журналистики для республики – уникальный. Таким образом мы работаем с юными дарованиями и нашими будущими абитуриентами. Мы, преподаватели и студенты-филологи, много читаем и понимаем, что чтение с помощью электронных устройств несравнимо с «живым» чтением: когда берёшь в руки настоящую, бумажную газету, это развивает намного лучше. Ещё лучше, если газету ребята делают сами. В век информационных технологий и высоких скоростей достоверная, надёжная информация – это самый большой капитал.
ПОНАРОШКУ И ВСЕРЬЁЗ
Современные дети катастрофически мало играют. Семейные вечера с лото, домино, интеллектуальными викторинами не выдерживают конкуренции с компьютерными «стрелялками». Почему мы, взрослые, сдаёмся? Нам так удобнее?
Любимая с детства игра «Глухой телефон» проходит живо, с неожиданным результатом: от фразы «Кроты на грядке играют в прятки» остались одни грядки, а шуточная новость «Лиса в Париже купила лыжи» превратилась в «Скубиду-стручок».
«Глухой телефон» – удачная метафора жизни тех, кто черпает информацию из интернета и мессенджеров и не задумывается, можно ли доверять тому или иному источнику информации. А всем известная карточная игра «Крокодил» стала маркером того, с каким трудом мы понимаем значения слов, а значит, в итоге и друг друга.
Как объяснить одним предложением, кто такой доктор? Чем исправный бинокль отличается от подзорной трубы? Это знают те, кто читает. А тем, кто чтению предпочитает картинки и ролики из телефона, однажды просто нечем будет думать: если предметы и явления не названы, мозг их не распознаёт.
«Лотерея радости» подарила ребятам встречу с самим собой: школьники и студенты отвечали на неожиданные вопросы и задавали их другим – пробовали себя в роли журналиста. А педагоги лучше узнавали своих ребят. Так, если юноша на вопрос «Кем ты хочешь стать?» отвечает «Хорошим человеком – это ведь главное, правда?», учитель может мысленно поставить себе пятёрку, так ведь? А если ребята уже поступили в учебное заведение, но не знают, какие профессии их привлекают? Это означает, что нужно научить их мечтать.
ПУШКИНСКИЙ БАЛ И СТОЛ ПОЭТА
Мечтать, быть пытливыми в поисках правды, понимать людей и жизнь – всему этому учат ребят педагоги-словесники.
– Любовь к чтению я прививаю детям с малых лет: это реально, если связывать творчество с жизнью, – делится опытом Язиля Рафаиловна Латыпова, учитель русского языка и литературы с 15-летним стажем многопрофильной полилингвальной школы № 3 села Акьяр Хайбуллинского района. – Мы ведём читательские дневники, проводим литературные вечера и Пушкинские балы, возим ребят смотреть театральные постановки по литературным произведениям. Моя ученица, семиклассница Гульфия Кудабаева заняла третье место в конкурсе «Юный журналист» в номинации «Текст»: мы с ней написали о семье и семейных ценностях.
– Почему Вам интересно участвовать в конкурсе журналистов?
– Я считаю, что учитель должен идти в ногу со временем. Покупаю современную литературу, выписываю республиканские журналы «Бельские просторы», «Шонкар», «Агидель» и газету «Йэшлек». Читаем эти издания мы вместе с ребятами. На республиканскую прессу я не жалею ни средств, ни времени: по ФГОС третьего поколения мы, учителя, должны заниматься не только обучением, но и воспитанием детей. А журналистика воспитывает правдивым словом. Кстати, я считаю, что воспитывает и культурно-образовательное пространство. Поэтому школьный кабинет русского языка и литературы я постаралась оборудовать так, чтобы дети любили художественное слово, книги и творчество: кабинет украшают эскиз Исаакиевского собора на стене, пословицы на трёх языках, портреты, бюсты и цитаты классиков, отрывки из произведений. У нас есть стол поэта, он оформлен в стиле барокко. Ребята могут сесть за него и сами писать стихи. Слово имеет великую силу: словом можно убить, а можно поддержать, поднять до небес. Уверена: если люди хотят быть счастливыми, они должны уделять чуткое внимание именно гуманитарным наукам.
«БУДЬТЕ НЕ ПОДМАСТЕРЬЕМ, А МАСТЕРОМ»
Лариса Гаязовна Рахимова – воспитатель Красноусольской башкирской гимназии-интерната имени Н. А. Мажитова.
– Пять лет назад, вдохновившись поездкой на детско-юношеский телеканал "Тамыр", ученики решили создать свою школьную телестудию, – рассказывает педагог. – И в 2023 году их мечта воплотилась в жизнь. Проект НөктәTV (ТочкаTV) стал победителем конкурса инициативного бюджетирования школьников РБ, получив собственное пространство для съемок и монтажа. Мы с ребятами много ездим по республике, учимся, успешно участвуем в конкурсах и фестивалях.
Воспитанницы телестудии Гульнур Басырова, Анелия Рафикова и Алсу Галимова заняли все призовые места в своей номинации конкурса «Юный журналист». Они сами снимают сюжеты – преимущественно на башкирском языке:
– Мы занимаемся журналистикой для своего развития, чтобы уметь не только держаться перед камерой и вести телесъёмку, но и правильно говорить, общаться с людьми. Большинство наших сюжетов – про наши школьные мероприятия. Мы – патриоты своей школы.
Редактор сибайской газеты «Атайсал» Хайдар Нигаматович Тапаков, награждая победителей и призёров конкурса, дал ребятам напутствие:
– Журналист должен владеть всеми профессиями, вникать в то, о чём он пишет. Если вы журналист, то одновременно – и учитель, и медработник, и водитель… Я хочу вам пожелать: будьте мастером своего дела. Не подмастерьем, а мастером. У вас должен быть свой почерк. Вы никогда не должны терять своё лицо. Всегда оставайтесь журналистом с большой буквы. Если такие ребята, как вы, будут работать в наших газетах и журналах, то они будут жить долгие годы. Здоровья вам и творческих успехов!