Ещё в феврале 2025 года в рамках добровольческого проекта партии «Единая Россия» был создан лагерь «Черноморский рубеж» по очистке черноморского побережья от разлившейся нефти. В мае волонтёры «Прибайкальского рубежа» спасали леса страны от пожаров. Затем в рамках лагеря «Курский рубеж» сотни человек со всей страны поехали устранять последствия обстрелов. Благодаря их усилиям в общей сложности удалось восстановить свыше 80 домов и 2,5 тысячи квадратных метров повреждённой кровли.
На днях из такого лагеря вернулся депутат Совета ГО город Стерлитамак, член палаты молодых законодателей при Совете Федерации РФ Артур Резяпов. Мы попросили рассказать Артура Айратовича об этой поездке.
– Когда меня пригласили в волонтёрскую смену «Курский рубеж», я понимал, что еду не просто помогать, а становлюсь частью большой общероссийской инициативы. Мы работали в Курском приграничье. Помогали людям, чьи дома пострадали от атак ВСУ.
– Сколько вы там были? И за чей счёт была поездка?
– За свой, конечно. Взял отпуск и поехал. Добрался до Казани на попутке. Там коллега из Удмуртии – тоже из палаты молодых законодателей – взял меня с собой. Смена – две недели. Проживание, питание организует партия. Условия хорошие.
– Работы вам там хватало?
– Работы было много. Однажды ночью по городу Рыльску прилетело сразу четыре беспилотника самолётного типа. Взрывной волной выбило стёкла в нескольких домах. Уже с самого утра мы выехали на место – закрывали тепловые контуры окон, ставили плёнки и щиты, ведь тогда температура опускалась до –27 градусов. Люди благодарили, просто обнимали, а мы понимали: сделали важное дело. Разбирали завалы, восстанавливали разрушенные здания, помогали пожилым и семьям с детьми перестроить быт. Иногда просто слушали и поддерживали словом. Кому-то надо было выговориться, поделиться своим горем, проблемами. Ведь иногда самое ценное – это вселить в человека веру в то, что он не остался наедине с бедой.
– Вы кто по образованию? Ведь там, наверное, нужно уметь работать руками. Я имею в виду плотницкие, кровельные работы, кирпичная кладка…
– По образованию я юрист. Но родился в деревне. Кое-что умею. Остальному научился на месте. Главное – помочь людям. В дом женщины, которая жила с сыном, попал беспилотник. Снёс всю кровлю, пробил потолок и влетел внутрь, побил все окна, стены в осколках. Жильцы чудом не пострадали, но фактически остались на улице. Кто-то ей дал телефон «Рубежа». Вечером поинтересовался: «Позвонила?» Она всё это не восприняла всерьёз. Мол, кому это надо… Её чуть ли не заставили позвонить. И уже наутро волонтёры приступили к ремонту.
– А были случаи, связанные с угрозой для жизни?
– В Курской области чувствуется, что это настоящая прифронтовая территория. В небе иногда слышны беспилотники, залпы артиллерии и работа ПВО, рядом сбивают дроны. Пролетают самолёты, вертолёты. Однажды, когда у меня брали интервью, раздался громкий взрыв совсем рядом. Мы подняли головы и увидели в небе следы от работы ПВО и падающие горящие обломки. Оказалось, что военные сбили вражеский дрон. Это слышно на записи. Несмотря на всё это, в лагере царила удивительная атмосфера дружбы, поддержки, уважения друг к другу. При этом соблюдалась строгая дисциплина, почти военная. Там всё держится на взаимовыручке.
Мы также выезжали в Белгородскую область, где тогда только готовили площадку под новый «Белгородский рубеж». Там обстановка ещё тяжелее. Ехали быстро, соблюдая большую дистанцию между машинами. Все были в полной экипировке. Там оптоволоконные остатки дронов даже видны, словно паутина. Если в Курскую область сейчас в основном долетают беспилотники самолётного типа, то в Белгородскую – ракеты. От Белгорода до Харькова по прямой примерно 60 км. Там уже работает первая смена – и это значит, что доброе дело продолжается.
– Кроме вас кто-то ещё был из Стерлитамака?
– В этой смене я был один из Башкирии. В одной из смен до меня работали уфимские молодогвардейцы.
За время существования «Курского рубежа» в нём поучаствовали более двух тысяч волонтёров из более чем шестидесяти регионов России. Среди них нет деления по вероисповеданию, национальности, политическим взглядам. Плечом к плечу работали добровольцы из Удмуртии, Башкирии, Бурятии, Воронежской области… Здесь были сторонники различных партий, не только «Единой России». Важно одно – желание помочь людям. Я снова убедился: сила нашей страны – в единстве её многонационального народа. Пока мы вместе, нас не победить. И каждый, кто хотя бы раз побывал на «Рубеже», сумел прочувствовать, что это не просто добровольческая смена, это школа мужества, человечности и любви к своей Родине. Стоит отметить, что многие возвращаются сюда. У меня тоже есть такое желание. Хочу поблагодарить всех организаторов, координаторов и участников «Рубежей» за их труд, доброту, за то, что в самых трудных обстоятельствах мы остаёмся людьми.
– Расскажите о вашей поисковой работе.
– Да, поисковое направление занимает особое место в моей жизни. Мы выезжаем в экспедиции дважды в год – весной и осенью. Сейчас идёт активная подготовка к весеннему выезду. В апреле традиционно отправимся в Псковскую область – по следам Стерлитамакской 170-й стрелковой дивизии. Будем работать в Великолукском районе, где в годы Великой Отечественной войны погиб генерал-майор Т.К.Силкин, а также в Невельском районе.
Ведётся активная работа на интернет-портале «Память народа». Появляются новые документы. Общими усилиями мы определили район гибели командира нашей 170-й дивизии Тихона Константиновича Силкина. По документам, он погиб 26 августа в районе деревни Детково. Недалеко от этого места с разницей в несколько дней погиб ещё один генерал – командир 62-го стрелкового корпуса И.П.Кармаков. По мемуарам немецких военачальников, он был похоронен с почестями. Территория поиска немалая – 10 кв. км. Но наша главная цель не только генералы. В районе деревень Свинкино и Детково в ночь с 24 на 25 августа 1941 года при попытке прорыва погибли около трёх тысяч наших бойцов. Немцы назвали этот прорыв «ночь длинных ножей».
Для нас это не просто поисковая работа. Это живая память, благодарность и долг перед теми, кто отдал жизнь за Родину. Мы возвращаем из небытия имена и судьбы, чтобы ни один солдат не остался неизвестным.
Поддержка и развитие волонтёрского движения являются частью народной программы партии «Единая Россия».
Фаяз ЮМАГУЗИН
Фото из архива А.Резяпова