Все новости
Духовность
11 Марта 2023, 14:00

Грех или подвиг?

О спектакле салаватского театра «Верность».

Грех или подвиг?
Грех или подвиг?

Башкирский писатель, журналист и общественный деятель Мунир Кунафин опубликовал в журнале «Бельские просторы» рассказ «Верность» – произведение неоднозначное и спорное. Оно заставило задуматься о долге, верности, эгоизме и альтруизме. Его главный мотив, пронизанный трагическими нотами, – обездоленность женщины, которая всеми силами души и сердца хочет иметь ребёнка.


В салаватском театре рассказ превратили в спектакль. И не случайно это сделал чисто женский коллектив. Автор инсценировки – лауреат Государственной республиканской премии им. Ш.Бабича Зухра Буракаева, режиссёр-постановщик – Лиана Нигматуллина, художник-постановщик – Юлия Сиражитдинова, композиторы – Диляра Габитова, Лариса Субботина (Москва), хореограф – Ольга Даукаева (Уфа).
Чисто мужское понимание женского греха перелицевали в олицетворение подвига женщины, стремящейся, невзирая ни на что, продлить жизнь и остаться верной своему не человеческому, а природному назначению. Именно так поняли зрители название спектакля «Верность».
На сцене актриса Назгуль Исанбаева в роли главной героини Нафисы.


Трогательный рассказ Нафисы не оставил никого равнодушным. Простыми словами она повествует о любви к мужу, о том, как они были бы счастливы, если бы по их дому бегал малыш.
Муж Нафисы – Идрис − бесконечно любит её и готов на всё ради любимой. Приносит ей воду из дальнего лесного родника. Есть поверье – стоит испить из него святой воды и через положенное время супруги станут счастливыми родителями. Идрис в исполнении Юнира Мансурова – восточный рыцарь без страха и упрёка, преданно служащий своей Нафисе. Такого мужчину днём с огнём не найдёшь. Но Нафиса зациклилась на ребёнке и не замечает ни редких достоинств супруга, ни страданий его уязвлённой души. Ведь именно по вине Идриса у них нет детей. Пожалеть бы его надо… Ан нет! Нафиса просит мужа, умоляет со слезами:
– Идрис, позволь мне изменить тебе один-единственный раз! Ради ребёнка!
Актёр выдерживает паузу. В зрительном зале повисла гнетущая тишина. Наконец, Идрис берётся за ручку двери:
– Может быть, мне стоит вовсе исчезнуть из твоей жизни, Нафиса?
Сколько горя и муки в его голосе! Но она не желает ничего ни видеть, ни слышать!
Да любит ли она мужа?
Случай подталкивает Нафису к исполнению задуманного. В деревню к бабушке Саре (артистка Гульфира Сафиуллина) приезжает внук Расуль (Амир Утябаев).

Герой спектакля отличается от литературного персонажа. В рассказе Мунира Кунафина Расуль – голубоглазый со светлыми кудряшками юноша, почти мальчик, в раннем детстве потерявший дар речи. Он ещё не оформился в полноценную личность. В спектакле Расуль –
тонко чувствующий музыкант, с твёрдым мужским характером. Именно так его играет Амир Утябаев.
Красивый здоровый мальчик, да ещё немой! Нафиса видит в нём подарок судьбы. Она не думает, какое горе её поступок принесёт мужу. Далека Нафиса и от мысли, что может сломать жизнь Расулю, сделать несчастной обожающую внука бабушку. Что о них думать? Главное – заиметь ребёнка! Цель оправдывает средства!


С этого момента разгораются чисто шекспировские страсти!
События комментирует дед Хасан (артист Рустам Фазылов).
Расуль не желает расставаться с Нафисой. Он буквально преследует её. Бабушка Сара в растерянности. Она не знает, что делать! Как спасти от порочной страсти любимого внука? Расуль словно обезумел…
Нафисе всё это ни к чему. Она добилась своего. У неё будет ребёнок, и Расуль ей больше не нужен. А он ничего не хочет понимать, жить спокойно не даёт! Жестокая женщина вкладывает в руки послушного мужа топор…
Тот замахивается на Расуля. Юноша падает, закрывается руками от лезвия топора и кричит:
– Нет! Нет! Нет!
Сильнейший психологический стресс вернул парню способность говорить. Расуль убегает. У Нафисы начинаются роды. Рождается слепая девочка. В рассказе более жёсткий конец. Он завершается рождением слепоглухонемого мальчика.
И в том и в другом случае больной ребёнок – наказание за грех. Нафиса выполнила природ­ное предназначение и, таким образом, продол­жила жизненную цепочку. Но, сохранив верность природе, она изменила любви, пренебрегла чувствами других людей, цинично использовала в своих целях невинного юношу, который получил тяжёлую душевную травму. У зрителей, знакомых с творчеством Шекспира, возникла ассоциация Нафисы с печально знаменитой леди Макбет. Та тоже была одержимой страстями женщиной, считающей, что цель оправдывает средства. Танцующие во время спектакля девушки усиливали сходство с пьесой Шекспира. Они так же, как ведьмы, которые олицетворяли злые силы в сердце Макбета, изображали смятение и душевную борьбу Нафисы.
Спектакль произвёл огромное впечатление на зрителей и трагическим сюжетом, и талантливой, оригинальной постановкой, и замечательной игрой актёров.

Автор:Евгения Дьяконова
Читайте нас: