Все новости

О рыцарях гуманной педагогики

«Человека надо любить до того, как встретишься с ним. А когда увидишь, надо вдвойне влюбиться в него», – в этих строчках основной посыл гуманной педагогики Шалвы Амонашвили.

О рыцарях гуманной педагогики
О рыцарях гуманной педагогики

Этим летом три стерлитамакских педагога – психолог Дина Максютова, воспитатель-новатор Дания Тайсина и логопед Снежана Молодцова – побывали в Грузии и на 10-дневном курсе гуманной педагогики смогли пообщаться с уважаемым учителем.

– Только представьте: 92-летний старец читает лекции, для этого он дважды приезжает на гироскутере из нижней части большой усадьбы в верхнюю, –  рассказывает Дина. – Рыцари гуманной педагогики, которые съезжаются в Бушети, – люди известные, но совершенно простые, с ними легко и светло.

Мы беседуем с Диной Максютовой о путешествии в Грузию, о том, как отвадить подростков от гаджетов и о многом другом:

По первому образованию Дина педагог, по второму – психолог.

После 18 лет службы в полиции она снова погружена в работу с детьми: в стерлитамакском Центре гуманной педагогики действуют Родительский университет и Школа осознанного родительства.

– Дина, что Вас особенно порадовало в Вашем путешествии?


– В Кахетии (это район Грузии) расположена деревня Бушети – здесь родился и вырос Шалва Александрович Амонашвили. В ней живут его родственники, они всегда рады гостям из разных городов и стран. Расположенный там детский лагерь «Мзианетти» («Город солнца» – это пространство принятия и развития. Пока родители учатся, дети работают. Так, нас троих на время обучения «удочерила» 13-летняя девочка: общалась с нами, руководила нами, опекала. Каждого там встречают как дорогого гостя. Например, позвонил ребёнок в дверь, принёс письмо (в лагере работает «Волшебная почта»)– ребёнка усаживают, поят чаем, разговаривают: этим взрослым по-настоящему интересен сам ребёнок, а не его успехи. Чем он живёт? Как он себя чувствует? О чём размышляет?... Шалва Александрович и его родные ведут себя именно так, как провозглашено в его книгах, слово у них не расходится с делом. Только представьте: 92-летний старец читает лекции, для этого он дважды приезжает на гироскутере из нижней части большой усадьбы в верхнюю. Рыцари гуманной педагогики, которые съезжаются в Бушети, – люди известные, но совершенно простые, с ними легко и светло.
– Какие профессиональные и человеческие открытия вам удалось совершить, общаясь с авторитетным наставником?
– Знание передаётся из сердца в сердце. Читать книги Амонашвили – большое счастье, но живая встреча не сравнится ни с чем: это возможность задать интересующие тебя вопросы, обнять наставника, побыть в атмосфере единения. Один из наиболее симпатичных мне постулатов гуманной педагогики таков: ошибки ребёнка – это его достояние, они тоже принимаются и родителями, и окружением. Есть три страсти у ребёнка: к развитию, свободе и к взрослению. Все дети тянутся к исследованию мира, если взрослые эту тягу не перебивают. Все дети хотят ощущать себя взрослее. И каждому важно, чтобы у него и в детстве, и в дальнейшей жизни была уверенность, что он делает собственный выбор. По собственным детям я знаю, что, если учитывать эти три страсти и всего лишь соблюдать уважение к личности ребёнка, многих трудностей подросткового возраста может и не быть. «Люблю неправых исцелять любовью», – общение с людьми, которые живут этим кредо Шалвы Александровича, даёт очень быструю трансформацию. К счастью, мы можем взаимодействовать и с Амонашвили, и с его учениками, обучаться у них.

– Какие моменты гуманной педагогики Вам хочется внести в современную школу?


– Педагогика бывает или авторитарной, или гуманной. Третьего не дано. Все известные нам священные книги основаны на принятии человека. Сегодняшней школе необходимо принятие каждого ребёнка не как удобного винтика, а как личности. Учителя-самородки именно таким путём и идут. Если в жизни ребёнка появится хотя бы один такой «учитель-отличник», за ребёнка можно быть спокойным: у него будет путеводная звезда. И даже в нашей достаточно консервативной образовательной системе реально быть таким учителем.

– Посоветуйте как педагог и психолог: как отвадить детей и подростков от телефонов, чтобы они развивались и любили реальный мир?


– Нужно заполнить их пространство качественным общением. Если мы, взрослые не можем этого дать, какие вопросы могут быть к детям? Рождённые в 2000-е годы и позже – дети-индиго, их ментальные возможности шире наших, они готовы к качественному постижению и переработке информации, в том числе о добромыслии и мироустройстве. Если между родителем и ребёнком есть сердечная связь, им легче договориться. Для начала нужно понять, чем именно гаджет так увлекает подростка. Нужно присоединиться к нему, быть с ним в одном лагере: «Слушай, покажи, помоги установить это приложение на мой телефон». А потом организовать интересное времяпровождение в семье. Если ты скучный папа или невозможно нудная мама, кто с тобой будет общаться, если интернет даёт такие необъятные возможности? Каждый ребёнок, образно говоря, – точилка для своего родителя. Сначала мы должны задуматься о том, чтобы «пообтесаться», стать достойными родителями, а уже потом – о том, как воспитывать ребёнка. Мы вынуждены тянуться за нашими детьми, развиваться. Нужны вылазки на природу, еженедельный приём гостей всей семьёй и многое другое.


– А если связь между родителями и детьми потеряна?


– Восстанавливать её нужно, обратившись к своему ребёнку. Пусть Вас интересует он, а не то, сколько часов он провёл с гаджетом. Милосердное отношение к ребёнку и включённость в его жизнь обязательно помогут изменить ситуацию. Кстати, если вводится правило, например, телефон даётся на час в день, то это ограничение должно быть обязательным для всех членов семьи. Двойные стандарты неприемлемы: современные дети хорошо чувствуют фальшь. Ребёнок дан нам на сравнительно короткий промежуток времени не затем, чтобы мы придумали и воплотили план его жизни, а чтобы мы помогли ему раскрыть его таланты и найти собственный путь.

Автор:Екатерина Яковлева
Читайте нас: