Итак, свершилось! Здание по ул.Комсомольской, 43, что в реестре недвижимых памятников культурного наследия Республики Башкортостан зарегистрировано как дом купца 2-й гильдии Василия Петровича Патрикеева, наконец, обрело достойного хозяина. Инвесторами проекта реставрации стали предприниматели В.И.Космынин и Р.Ф.Райманов.
СЕРЬЁЗНЫЙ ПОДХОД
Построенный на рубеже 19-20 веков, этот архитектурный памятник прошлого больше известен как бывшая воинская часть топографов. Для ознакомления с проектом реставрации для журналистов организовали целую экскурсию, к которой подготовились основательно: выложили песчаные дорожки, а внутри здания сколотили мосточки, местами даже с перилами. На месте всем выдали каски и жилеты. Кабели к нашему приходу были убраны, а электроприборы обесточены. Словом, во всём чувствовался серьёзный подход.Роль гида взял на себя представитель заказчика Ф.Р.Залимов, который осуществляет здесь технический надзор за качеством реставрационных работ. Он и ознакомил журналистов с технической стороной процесса. «Единственное, что мы не предусмотрели, это маски», – пошутил Фаиль Рафаилович.Купцу В.П.Патрикееву в городе принадлежало несколько зданий. Немного о другом его наследии – здании по ул.К.Маркса, 89 – в недалёком прошлом принадлежавшем военной комендатуре города. Построено в 1893 году. Есть мнение, что в 1912 году этот дом сыграл опосредованную роль и в рождении первого национального театра Стерлитамака, основанного выпускником Уфимского медресе «Гусмания» Гиляжем Гумерским. Репетировали в доме купца Патрикеева, на углу улиц К.Маркса и Б.Хмельницкого. Премьера комедии классика татарской и башкирской драматургии Г.Камала «Несчастный жених» прошла с грандиозным успехом в здании кинотеатра «Мираж» (ныне на этом месте – жилой дом по ул.К.Маркса, 102). Однако вернёмся к дому по ул.Комсомольской, 43 – другому, куда более именитому наследию купца Патрикеева.
«ЕДЕМТЕ В НОМЕРА!»
«Видел я всякие дыры и трущобы на Руси, но хуже Стерлитамака ещё не встречал!… Городишко деревянный, но около центра, вокруг торговой площади, довольно много каменных домов; площадь вся застроена рядами деревянных лавчонок… Вокруг площади широкая канава, вся заросшая вонючею грязью,.. и чего-чего не валяется на них: о грязных бумагах и говорить нечего – их ветер взметает, как листья в осень; дохлые мыши, крысы, словом, всякая мерзость и дрянь – всё вываливается на улицы. Тротуары кое-где деревянные, но с такими дырами, что зевать не следует».Таким предстал Стерлитамак перед петербургским чиновником и писателем Сергем Минцловым, который в начале 20 века жил и работал в нашем городе. Хрестоматийные строки из его книги «Уфа. Дебри жизни» краеведы растащили на цитаты. Здесь он красноречиво описывает базарную площадь – ныне сквер кинотеатра «Салават». Но нас заинтересовали другие строки. По прибытии в город чиновник нанял извозчика и «велел везти себя к какой-нибудь гостинице». На что извозчик посоветовал ехать в номера. Потому как «гостиницами» в Стерлитамаке в то время назывались трактиры. И действительно, в гостинице кроме буфетной стойки со снедью и столиков ничего не было. Пришлось ехать в «номера». Поясним: «гостиница» – это трактир на углу улиц Худайбердина и Комсомольской (ныне угол русского драматического театра, что выходит на улицу Комсомольскую). На старых фотографиях хорошо видна вывеска на здании этой самой «гостиницы». А «номера» – это и есть то самое здание купца Патрикеева, в котором останавливался С.Р.Минцлов.«В четверть десятого город спал; на улицах не встречалось ни души, – продолжает дальше столичный гость. – Темень была эфиопская. Серединой улицы, осторожно, словно слепой, добрался я до своего паскудного логова, потребовал пива и долго сидел у окна, размышляя, сколько дней я мог бы выдержать в этом городе, не подумав о крючке и верёвке?».И вот мы стоим во дворе здания, в одной из его комнат которого, потягивая пиво, впечатлительный чиновник размышлял о превратностях жизни.– На самом деле это не одно здание, а комплекс из трёх зданий, причём построенных в разное время, ориентировочно в 1895-1905 годах, – вводит нас в курс дела Фаиль Рафаилович. – Здание кирпичное, с неполным каркасом. «Неполным» – потому, что кирпичная кладка – только по периметру. Внутри – металлические колонны, на которых и держатся железобетонные перекрытия. Кстати, на многих балках и колоннах видны клейма, датированные 1880-ми годами. Реставрационные работы будут вестись по проекту уфимской проектной организации «Архтамга».
ЛИЧНЫЙ ВРАГ ГИТЛЕРА
Мы не раз писали о ярких, порой драматических событиях в истории города, связанных с этим зданием. Таких, как солдатский бунт летом 1914 года, который в советскую эпоху трактовали чуть ли не как революционное событие. Как на броненосце «Потёмкин», детонатором взрыва стал слух, будто суп для призывников готовят из червивого мяса. Недовольство мобилизованных войной с Германией переросло в погромы. Утром 21 июля 10 тысяч призывников и их родственников разгромили пекарню С.Г.Жилкина, мануфактурный магазин Гайфуллы Усманова (ныне – фабрика «Дружба» по ул.Мира), перевернули вверх дном весь рынок, воинское присутствие (военкомат), винные склады и другие учреждения. Толпа ринулась было к «номерам» Патрикеева, но купец сумел «откупиться», выкатив несколько бочонков с водкой. Одно из самых фешенебельных зданий того времени практически не пострадало.
Фото Ольги Дороговой