Все новости
История
12 Марта 2022, 12:00

Наш адрес – Советский Союз

Сколько стоит путёвка в СССР.

Наш адрес – Советский Союз
Наш адрес – Советский Союз

ИНТЕРНЕТ КАК АЛЬТЕРНАТИВА МАКУЛАТУРЕ


О.: – СССР был самой читающей страной в мире. Первого сентября, когда начиналась подписка на газеты и журналы, люди занимали очередь в «Союзпечать» с утра, чтобы успеть к открытию. И всё равно трудно было выписать «За рулём», «Технику молодёжи», «Роман-газету»… Читали много. Скажи тогда, что обанкротится журнал «Крокодил», никто бы не поверил! В своё время «Комсомольская правда», например, вошла в Книгу рекордов Гиннесса с тиражом в 22 миллиона 370 тысяч. Никогда ни одному изданию не удавалось побить этот рекорд. Было время, когда тираж «Стерлитамакского рабочего» составлял свыше 63 тысяч экземпляров. Сегодня такой тираж доступен далеко не каждому всероссийскому изданию.
П.: – Насчёт тиражей уточним: цифры, которые ты называешь, приходятся не на советские, а на постсоветские времена. То есть на начало девяностых, когда печать освободилась от цензуры, и все жадно бросились читать то, о чём раньше знать не полагалось. В те же годы наблюдался и небывалый всплеск на книжную продукцию. Мы взахлёб открывали для себя что-то новое, доселе неведомое в печати и на экранах телевизоров. Улицы пустели, когда начинался очередной выпуск «Взгляда», «До и после полуночи», «Музобоза», «До 16 и старше», «Утренней звезды», «Каламбура», «Оба-на!»… А потом просто все «наелись» этим – вот и всё.
О.: – Как бы там ни было, уровень эрудиции современной молодёжи несравним с нашим. Нас было не оторвать от книг. За счастье было за 20 килограммов сданной макулатуры получить заветный талон на покупку книги какой-нибудь классики. Не было советского мальчишки, который не читал бы «Трёх мушкетёров» А.Дюма, «Зверобоя» Ф.Купера, «Двух капитанов» В.Каверина. Не было советской девочки, которая бы не читала «Динку» В.Осеевой, «Гостью из будущего» К.Булычёва, стихов А.Барто. А нынешнюю молодёжь не заставишь взять в руки книгу! Неудивительно, что они не умеют писать сочинений, не могут культурно изъясняться. Их речь напичкана сленгом. Они засоряют русский язык иностранными словами.
Я на днях пошёл выносить мусор и обнаружил гору книг возле контейнеров. «Гаргантюа и Пантагрюэль», «Зверобой», «Волшебник Изумрудного города», «Незнайка на Луне». То, чего в наше время днём с огнём было не сыскать. Я уж не говорю о более серьёзной литературе. Всё выкинули на свалку. Даже больно на это смотреть. А помнишь лозунг советских времён «Книга – лучший подарок!»?
П.: – Помню. Но помню и другое. В шестом классе, будучи приглашённым на день рождения друга, голову сломал, что бы ему такое подарить. Проходя мимо книжного магазина, что был напротив сквера кинотеатра «Салават» (сейчас там, увы, пивбар), увидел этот самый лозунг: «Книга – лучший подарок!». Захожу, радостно потирая руки, и вижу: на прилавке из детской литературы «Курочка Ряба» по 5 копеек и «Чапай командаhы» («Команда Чапая») на башкирском языке. Все полки от потолка до пола забиты идеологической литературой.
Сегодня любую книгу можно купить, заказать или прочесть в интернете без всякой макулатуры. Да, молодёжь мало читает. Но согласись: речь идёт, прежде всего, о бумажной продукции. Молодёжь переходит на электронные носители. Интернет как источник информации – клондайк знаний. Хотя в одном ты прав. У современной молодёжи нет умений и навыков отсеивать ненужное в этом бурном потоке информации. Дети часами находятся в сети, а пользы – почти никакой.
Действительно, они не умеют писать сочинений. Но зададимся вопросом: в какой степени востребовано это сегодня? За день через современного подростка проходит огромное количество информации. Он лис-
тает ленты новостей, смотрит истории в Instagram, слушает новости по телевизору за обедом, включает музыку в наушниках, когда едет в автобусе. Подростки привыкают к быстрому темпу. Им тяжелее писать большие сочинения, читать объёмные параграфы в учебниках и долго просиживать за монотонными лекциями. И надо ли подростку тратить время на заучивание огромных поэтических произведений, если он не собирается стать филологом? Как это ему может пригодиться в жизни в стремительном 21-м веке?
Окажись мы в девятнадцатом веке, выглядели бы в их глазах дикарями. Как это у Пушкина: «Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал; легко мазурку танцевал и кланялся непринуждённо; чего же боле, свет решил, что он умён и очень мил». Про нас бы так они не сказали. Каждая эпоха выдвигает свои требования, задаёт свой ритм жизни. Все эти слёзы по советскому прошлому напоминают мне татарские, башкирские песни про родной аул. Уезжают в город и, окунувшись в блага цивилизации, распевают о том, как им хорошо было в деревне.
О.: – Что может почерпнуть из интернета неокрепшая психика современного подростка? Я даже не затрагиваю тему суицидальных сайтов. Достаточно вспомнить «казанского стрелка», застрелившего 9 человек, или случай в одной из школ нашего города. Все они жертвы паутины соцсетей.
П.: – Тут я с тобой соглашусь. Проблема эта очень серьёзная. Тема для отдельного разговора. А тема нашей дискуссии – Советский Союз. Думаешь, было бы лучше, если бы мы сегодня жили без интернета? Или предлагаешь, как в Северной Корее, отгородиться от всего мира собственным интернет-пространством? Просто деятельность этих сайтов должна более жёстко преследоваться в правовом поле.

«ЖИТЬ ЗДОРОВО!» КАК АЛЬТЕРНАТИВА «ЗДОРОВЬЮ»


О.: – Но можно же контролировать хотя бы телевидение. Мне не нравятся все эти «Камеди клабы», «Давай поженимся!», «Дом-2», «Битвы экстрасенсов», «Модные приговоры»... эти Бузовы, Малышевы, Малаховы и прочие любители покопаться в чужом грязном белье. В советское время их всех на пушечный выстрел не подпустили бы к телевидению. В то время невозможно было представить, чтобы ведущая программы «Здоровье» Юлия Белянчикова учила телезрителей тому, чему учит сегодня Елена Малышева (даже язык не поворачивается озвучить все её перлы). Кто из советских врачей стал бы взахлёб вещать на всю страну, что коронавирус – это «чудо чудесное»?
П.: – Лично я решаю эту проблему просто: не смотрю такие передачи. Хотя не стал бы возражать против закрытия некоторых передач. Например, «Дома-2» или некоторых выпусков «Жить здорово!» с Е.Малышевой. Предпочитаю смотреть другие каналы: «Матч ТВ», «Глазами туриста», «Охотник и рыболов», «Дом кино», «Мосфильм», «Победа», «Оружие», «Ретро», «Кто есть кто», «Время», «История», «Культура»… Жена предпочитает каналы, где целыми днями девицы фланируют по подиуму (каналы про моду) или про кулинарию. Каждый смотрит то, что ему по душе, благо сегодня 2-3 телевизора в доме – нормальное явление.
Что касается развлечений: ещё не известно, что хуже – переизбыток весёлых передач или их скудость. Перефразируя крылатую фразу из известного советского фильма, скажем так: с развлекательными передачами на советском телевидении была «напряжёнка». Ну, ладно, прогнали с телеэкранов Г.Хазанова за монолог «Письмо жены бойца невидимого фронта», закрыли КВН, ну, а чем не угодил ведомству С.Лапина «Кабачок «13 стульев» с шутками из журнала «Крокодил» и фонограммами зарубежной (преимущественно соцстран) эстрады?!
Два раза в год «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», чуть почаще – «Весёлые ребята», элитная «Вокруг смеха» (с 1978 по 1991 годы успело выйти всего 39 выпусков, в среднем по 3 передачи в год – вот, пожалуй, и всё. Я как-то просматривал программу телепередач тех лет, и такая тоска накатила!
На всю предновогоднюю неделю 1972 года – пять художественных фильмов. Вместо полутора сотен каналов – «полтора»: первый – Центрального телевидения, второй – «полуканал» из учебных передач, да и то он вещал только по вечерам. «Пятилетка – год второй», «Юбилейные обязательства выполнили досрочно», «Политический обозреватель газеты «Правда» Ю.Жуков отвечает на вопросы телезрителей», «Обязательства – досрочно» (на башкирском языке), «Всесоюзное комсомольское собрание», «Рубежи пятилетки», «Международная панорама», «На полях республики», «Поэзия», «Животноводство – ударный фронт» (через день для тех, кто не понял – «Малсылыk – удар фронты» на башкирском). И это предпраздничная неделя. Никто толком не смотрел их. Вот ты помнишь, о чём была передача «Ленинский университет миллионов»? А ведь это была еженедельная передача.

НЕПРОСТАЯ АРИФМЕТИКА


О.: – Зато криминальная обстановка в то время была – не сравнишь с нынешней. В нашем детстве для нас мальчишек были открыты все чердаки и подвалы. Взрослые, конечно, гоняли нас время от времени, но никому и в голову не могло прийти, что подвалы и чердаки облюбуют бомжи и наркоманы. Да и наркоманов-то тогда практически не было. Как не было и слова «бомж». Более известно было слово «бомр» – без определённого места работы. С тунеядцами тогда не церемонились.
Мы не знали решёток на окнах, железных дверей, домофонов. Оставляли ключи под ковриком у двери квартиры. Во все школы, учебные заведения, учреждения вход был свободный. Никаких тебе вахтёров, вневедомственных охранников. Никто с родителей пропуски и паспорта не требовал.
П.: – Поскольку статистикой тех лет мы не располагаем, займёмся арифметикой. Прославленный врач, бывший главный хирург города В.А.Семагин, награждённый высшим советским орденом Ленина, проделал 36 операций по зашиванию раны сердца. Речь о ножевых ранениях. Допустим, он эти операции проделал за 30 лет. По 12 в год или раз в месяц. Допустим, все остальные хирурги города вместе взятые за это время проделали столько же таких операций. Итого по две операции в месяц. Теперь задумаемся, многих ли успевали доставить в больницу с таким тяжёлым (практически смертельным) ранением в эпоху, когда не было сотовых телефонов (обычные-то телефоны были далеко не везде)? Даже если предположить, что повезло половине из них, то есть каждого второго успели доставить до операционного стола, можно смело умножать количество ножевых ран в область сердца ещё на два. Итого в среднем в месяц 4 удара ножом в сердце. Практически еженедельно. Немало, с учётом того, что численность населения города тогда была куда меньше. А сколько ножевых ранений фиксировалось в другие органы? И это не считая побоев с нанесением тяжких и мелких телесных повреждений и прочих преступлений.
Поножовщина, тяжкие телесные, злостное хулиганство, массовые драки уличных банд (район на район, улица на улицу) были в то время обыденным явлением. Современной молодёжи трудно объяснить, что за проблема была в то время проводить девушку, если она живёт в другом районе города.
Я бы не стал идеализировать криминальную обстановку тех лет. Просто в то время преобладали другие виды преступлений. Чего стоит одно только дело «чёрных мешков» 1982 года, когда за одну ночь выстрелами в затылок были убиты четыре человека. Кстати, преступление так и не было раскрыто.
Да, в то время не было каких-то видов мошенничества (например, телефонного). Не было такого разгула коррупции, квартирных краж. Зато пышно цвела уличная преступность. Подростковые банды выясняли отношения в массовых драках, могли у прохожего отобрать деньги, вещи, беспричинно избить или даже зарезать на улице. Средь бела дня срывали шапки. Словом, был другой криминальный спектр.

Друзья, у нас прекрасная новость!

Теперь "Стерлитамакский рабочий" можно читать в Telegram.

Подписывайтесь на нас по ссылке http://t.me/srgazeta

Наш адрес – Советский Союз
Наш адрес – Советский Союз
Автор:Фаяз Юмагузин
Читайте нас: