Все новости
Культурная среда
22 Октября 2020, 15:00

Через тернии к... тройкам?

О «Тотальном диктанте» в онлайн-форматеКак правильно – «скурпулёзный» или «скрупулёзный»? Сколько «с» в слове «рас(сс)читывать»? А «рас(сс)чёты»? А сколько запятых в предложении «Одетый как авиатор он и вопросы задавал связанные с одной авиацией»?

Пусть с опозданием на полгода, осенью, а не весной, за компьютером, а не в просторной вузовской аудитории, но мы сделали это – написали ежегодный «Тотальный диктант» вместе со знатоками русского языка из России и ещё 62 стран. Тем, кто 17 октября участвовал в 17-часовом марафоне грамотности в онлайн-режиме, предлагаю сверить ощущения.

Сначала о плюсах формата, который поклонникам «Тотального диктанта» и раньше был доступен, а из-за пандемии для многих городов стал единственно возможным. Во-первых, в онлайн-режиме каждый из нас мог написать диктант аж четыре раза: в 10 часов местного времени – с Владивостоком, в 13 часов с Новосибирском, в 16 с Санкт-Петербургом и в час ночи 18 октября – с Москвой. Из-за срочной работы я успела только на две трансляции – утреннюю и ночную. Писатель Андрей Геласимов, автор романов «Нежный возраст», «Рахиль», «Кризис среднего возраста», специально для популярной международной акции написал текст «Per aspera». Посвящённый основателю отечественной космонавтики Константину Циолковскому, текст очаровал с первых строк и не отпускал, требовал продолжения. Счастливы те, кто проделал путешествие от первой части диктанта до четвёртой без досадных потерь. Из Виктора Шалая, директора Приморского государственного музея им. В.К.Арсеньева, диктатор получился деликатный и скромный, так что при написании первой части я неправильно оформила заголовок. Впрочем, о ложке ошибок и бочке знаний чуть позже.
Второе очевидное преимущество онлайн-диктанта – лёгкость исполнения. Согласитесь, печатать текст легче, чем писать. Так, пока диктатор трижды, по канонам методики преподавания языка, читал особенно длинное предложение, я успела наскоро накрыть домашним завтрак и вернуться к монитору.

Третий плюс дистанционки – возможность испытать её на себе и понять, наконец, своих детей-школьников. То есть осознать: у тех, кто печатает больше, чем пишет, мозг работает немного иначе, и понять их нам действительно трудно.

Наконец, только благодаря современным технологиям мы можем послушать текст в исполнении автора. «Текст я написал не очень сложный, надеюсь, он будет вам интересен», – обратился к слушателям Андрей Геласимов.

Теперь о минусах. Текст о человеке, который преодолел все жизненные сложности и открыл перед человечеством новые возможности, несомненно, лучше прозвучал бы в той неповторимой атмосфере, которая создаётся каждый год на очных площадках «Тотального диктанта». Сюда мы приходим с коллегами и друзьями, здесь встречаемся с единомышленниками и знакомимся с новыми интересными людьми. Но пандемия внесла коррективы, и мы, на карантине вспомнившие о книгах, смогли бы стать отличниками, если бы не несколько «но».

Каждая часть диктанта была озаглавлено сложно: сообщались год и место действия. Первый диктатор (из Владивостока) о том, что год писать не нужно, сообщил невнятно: «Можно не писать». Последний – московский диктатор Яна Чурикова – была категорична: «Год писать не нужно». Естественно, возникают сразу два вопроса: посчитают ли написанный год за ошибку? И зачем сочинять для текста заголовки, которые не нужно писать?

Те, кто писал под диктовку автора в 16 часов, столкнулся с техническими трудностями. И все мы – с сомнениями. Гуглить обособление причастных оборотов было глупо: суть диктанта в честности перед собой. А пробраться через тернии к тройке для человека, далёкого от филологии, – почти подвиг. Кстати, правильно так: «скрупулёзный», «рассчитывать», но «расчёты», «Одетый как авиатор, он и вопросы задавал связанные с одной авиацией».

В каком бы формате мы ни участвовали в «Тотальном диктанте», он всегда будет праздником и ещё одним поводом для чтения книг, справочников и словарей. И всегда будут справедливыми слова Бориса Стругацкого из текста 2010 года: «С русским языком может произойти все, что угодно: перестройка, преображение, превращение, — но только не вымирание. Он слишком велик, могуч, гибок, динамичен и непредсказуем, чтобы взять и вдруг исчезнуть. Разве что — вместе с нами».
P.S. Для тех, кто проверял свою грамотность дистанционно: результаты диктанта будут известны уже в ближайшие дни (сайт totaldict.ru, личный кабинет). Здесь же в открытом доступе – разборы текста диктанта и онлайн-школа с бесплатными занятиями по русскому языку.
Читайте нас: