Заяц – не трусливое существо, а владелец собственного ателье. Карабас Барабас может быть чертовски обаятельным. А настоящая весна наступает не вместе с ледоходом, а тогда, когда мы готовы рассказать друг другу о своих тёплых чувствах. Эти и другие открытия сделали юные артисты и жюри благодаря конкурсу театральных постановок «Классика на сцене».
Полуфинал конкурса состоялся в Центральной библиотеке в рамках проекта «Ожившие страницы», реализуемого Централизованной библиотечной системой Стерлитамака при поддержке Фонда культурных инициатив.
На конкурс подали заявки 26 театральных коллективов города, к участию были допущены 16: необходимым условием было то, чтобы на сцене разворачивалось действие по произведениям русской детской литературы 19-20 веков. В полуфинал прошли пять спектаклей.
КАК ДЕТИ К НАМ ВЕСНУ ПРИВЕЛИ
Детский сад № 67 показал «Весеннюю сказку» по мотивам сказки А.Н. Островского «Снегурочка». Это было красивое путешествие в страну народных игр и песен, хороводов и того тёплого общения друг с другом, которое современные дети могли бы потерять из-за гаджетов. К счастью, есть детский сад и чуткие воспитатели, которые учат дружить и радоваться творчеству вместе.
– Для инсценировки «Снегурочки» у нас были все необходимые костюмы, – говорит о выборе сказки для конкурса Елена Владимировна Данилова, музыкальный руководитель детского сада № 67. – Но главным, почему мы выбрали «Снегурочку», была её основная мысль: смысл жизни – любить и быть любимой. Нам важно было показать, что, посмотрев на жизнь берендеев изнутри, Снегурочке захотелось любить. Мы давно хотели поставить «Танец с платками», и, когда начали его репетировать, он нам всем очень понравился. А работать над произношением ребятам помогали распевки и логоритмические речёвки, которые мы постоянно используем на музыкальных занятиях. Участвуя в создании спектакля, дети погрузились в необыкновенный мир. Вы обратили внимание, как в спектакле они кланяются в пояс – от всей души? Мы много говорили с ними об отношении друг к другу, о почитании друг друга. Они очень выросли в этом смысле. Мы не только записали видео для конкурса – мы собрали всех детей и показали «Снегурочку» им. Артисты были счастливы работать для зрителей. Опыт театра ценен для каждого ребёнка. Например, один из лучших способов приобщить ребят дома к чтению – читать с ними по ролям.
ЧИСТАЯ РАБОТА
Детский сад № 37 показал «Мойдодыра» К.И. Чуковского. Подкупали слаженная работа дошколят, трогательные, с любовью изготовленные декорации и музыка, отсылающая к старому доброму советскому времени.
– Наши артисты – из подготовительной группы (воспитатель Марина Геннадьевна Гаврилова), в сентябре они пойдут в школу, – рассказывает музыкальный руководитель детского сада № 37 Рита Асгатовна Имакова. – Над спектаклем мы работали с октября, детям было интересно и легко учить текст, понимать музыку, осваивать реквизит. Спектакль длится десять минут, а за ними – месяцы увлечённой работы. Наш Даниил Хисамутдинов, исполнитель главной роли, – весельчак, открытый и добрый. Остальные ребята – отличные помощники ему. У нас всегда после выступлений проводится «разбор полётов», чтобы артисты понимали, что у них получилось, а над чем нужно ещё потрудиться. Театр – это неотъемлемая часть жизни нашего детского сада: пять лет назад мы поставили «Кошкин дом», в позапрошлом году с «Колоском» вышли на Гран при, делали «Репку» на башкирском языке… Зачем останавливаться и превращать свою жизнь в день сурка? Движемся дальше: детям интересно!
СКАЗКА И ЖИЗНЬ
Историю С. Михалкова «Заяц-портной» представили ребята из детского сада № 79. Это был, пожалуй, самый подходящий ребятам по возрасту текст. Умный и чуткий Заяц, заботливый папа-Медведь, кокетливая Кошка, беззащитная Мышка, коварная, но при этом очаровательная Лиса, а ещё скромный Ёж и простодушный Щенок – каждый житель волшебного леса обладал собственным характером и сумел его показать.
А удачно подобранное музыкальное оформление спектакля укрепит зрителя любого возраста в знании: дружба – пожалуй, самая значительная из всех радостей, которые есть на свете.
«Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н. Толстого показал нам коллектив детского сада № 20.Спектакль получился динамичным и весёлым.
Семилетний воспитанник детского сада № 20 Владислав Доронин с нескрываемым удовольствием играл Карабаса Барабаса. По этому поводу мама даже связала юному актёру рыжую бороду, длинную, почти до пола. С неменьшим энтузиазмом Владислав давал интервью.
– Ты играл Карабаса Барабаса.
– Ну да, выбрали меня.
– Как тебе эта роль?
– Я учил её очень долго – повторял свои слова раз двадцать. Мне понравилось.
– А какой ты в жизни? И какой герой в этой сказке – твой любимый?
– Я добрый, а любимый мой герой – Буратино. Он не очень умный, зато весёлый.
БЕЗ ПРЕГРАД
Театральную миниатюру по стихотворению С.Я. Маршака «Багаж» показала Образцовая инклюзивная театральная студия «Катарсис» (г.Салават). Половина юных артистов студии – дети с инвалидностью. Спектакль, безусловно, покоряет сценическими решениями, но больше всего – тем духом единения, который режиссёр взрастил и укрепил в детском коллективе.
Один из актёров – 15-летний Владимир Дорофеев: находясь на сцене в коляске, юноша голосом, мимикой и жестами участвовал в общем действе. Заметно было, что он чувствует себя частью команды и что он счастлив в ней. Его мама Мария Ивановна – руководитель организации родителей детей-инвалидов «Материнское сердце»:
– На одном из собраний мы сошлись во мнении, что нашим детям полезно будет запняться театральным искусством, – вспоминает Мария Ивановна. – Спасибо художественному руководителю студии «Катарсис» Наталье Геннадьевне Корепановой: она восьмой год занимается с нашими детьми, причём без оплаты. Мы успешно участвуем в фестивалях и конкурсах, и после одного из них – «Театральная Уфа» – наш коллектив, в котором играют особенные дети, получил звание «Образцовая инклюзивная театральная студия». Мы рады выступать для вас и с радостью приедем в Стерлитамак снова.
СЛОВО ЖЮРИ
Отсматривать детские работы – дело ответственное и непростое. Если мои коллеги по судейской работе оценивали спектакли как профессиональные актёры и режиссёры, то мне предстояло понаблюдать над тем, насколько бережно ребята относятся к слову и насколько они готовы взаимодействовать со зрителем. Теперь, после просмотра, хочется, чтобы город предоставил возможность конкурсантам выступать с этими спектаклями на разных площадках, в различных учебных учреждениях и на городских праздниках. Будем искать такие возможности вместе.
– Меня покорило то, что дети большие тексты выучили и рассказывают без запинки, – признаётся преподаватель БРККиИ Эльмира Разиловна Хисамутдинова. – Большинство ребят не зажаты, с остальными посоветую проводить актёрские тренинги и упражнения в виде игр и, конечно, ставить больше спектаклей. Это та самая часть жизни, которую не отменит цифровизация. Роботы никогда не смогут полноценно выполнять режиссёрскую и актёрскую работу: никто не заменит подлинные чувства, и дети, которые играют в театре, растут более коммуникабельными и открытыми.
– Я смотрел на детей и вспомнил эпизод из своего детства, – говорит Расиль Ягфарович Сынбулатов, артист драмы и кино Башкирского драматического театра им.Ильшата Юмагулова. – Мне лет пять, я играю в сказке маленького барашка и прошу свою воспитательницу поработать со мной отдельно, чтобы я хорошо исполнил свою роль. Дети многое знают о своём жизненном предназначении. А маленькие артисты, я считаю, должны верить в то, что они играют. Они должны отличаться от других детей, быть собой и играть с радостью. Сегодня всем работникам детских садов – режиссёрам-постановщикам конкурсных спектаклей – мы по их просьбам давали рекомендации. И всем говорили: учитесь, совершенствуйтесь и обращайтесь к нам в театр. Мы всегда подскажем и поможем.
Скоро все желающие смогут увидеть все пять спектаклей. Финал конкурса состоится в Центральной библиотеке 3 апреля. Добро пожаловать!
ФОТО ЭЛЛИНЫ КОКУРИНОЙ