Все новости
Новости
23 Августа , 14:16

В Стерлитамаке прошёл республиканский августовский педсовет «Стратегические ориентиры региональной системы образования»

Обучаем, развиваем, совершенствуем, внедряем.  Стратегия и тактика системы образования РБ.

В Стерлитамаке прошёл республиканский августовский педсовет «Стратегические ориентиры региональной системы образования»
В Стерлитамаке прошёл республиканский августовский педсовет «Стратегические ориентиры региональной системы образования»

В Стерлитамаке прошёл республиканский августовский педсовет «Стратегические ориентиры региональной системы образования», где были обозначены задачи отрасли до 2030 года. В их числе – дальнейшее обновление материально-технической базы учебных заведений, поддержка педагогических кадров, развитие профориентации школьников с учётом современных потребностей рынка труда, внедрение в практику разработанных в регионе стандартов для организации в школах сети предпрофессиональных и профильных классов.

На совещании также обсудили вопросы совершенствования учебной программы школьников. Речь шла о введении нового предмета «Основы безопасности и защиты Родины» и повышении уровня преподавания труда, физики, химии и биологии.

ДИСКУССИОННЫЕ ПЛОЩАДКИ

Первый день совещания прошёл в формате дискуссионных площадок.

Руководители муниципальных органов управления образованием встретились на дискуссионной площадке (гимназия № 1) «Стратегические вопросы региональной и муниципальной кадровой и образовательной политики», где обсудили стратегию управления кадровым потенциалом в сфере образования, поддержку интересов её работников путём социального партнёрства, перспективы развития подготовки педагогических кадров и другие вопросы.

В школе № 11 (площадка «Обновление содержания общего образования: вызовы и перспективы») руководители муниципальных методических служб, специалисты отделов образования, курирующие вопросы реализации ФГОС и учебные планы, говорили о способах обновления образовательного процесса, содержании рабочих программ учебных предметов, системе методического сопровождения и повышении квалификации учителей.

Дискуссионная площадка «Новые ориентиры в системе дошкольного образования: доступность, качество, инновации и перспективы» в школе № 30 открылась обширной выставкой – своеобразным практическим отчётом о проделанной работе. И участники площадки (специалисты муниципальных органов управления образованием, методисты, курирующие вопросы дошкольного образования, руководители дошкольных учреждений) увидели работы маленьких художников, гончаров, скульпторов.

Познакомились они и с инновационными методиками воспитателей, психологов, руководителей кружков дополнительного образования.

Затем, уже на пленарном заседании, обсуждались приоритетные направления в системе дошкольного образования, создание специальных условий для детей с особыми образовательными потребностями и многое другое.

Стратегическое развитие системы профессионального образования стало темой четвёртой дискуссионной площадки в Стерлитамакском многопрофильном профессиональном колледже.

Были озвучены доклады, затрагивающие актуальные проблемы. Например, вопросы развития и стратегические задачи среднего профессионального образования; практика реализации модели инклюзивного образования для лиц с ОВЗ, подготовка кадров с учётом потребностей современного рынка.

Пятая дискуссионная площадка (Дворец пионеров и школьников им. А.П.Гайдара) называлась «Семейные ценности и традиции как основа воспитания». В ней приняли участие специалисты муниципальных органов управления образованием, курирующие вопросы воспитания, дополнительного образования и представители муниципальных родительских советов, общественных организаций.

Звучали доклады о роли дополнительного образования, сотрудничестве и сотворчестве детей и педагогов (из опыта работы Дворца пионеров и школьников им.А.П.Гайдара г. Стерлитамак), взаимодействии учреждения дополнительного образования с семьёй, влиянии медиа сферы на формирование семейных ценностей.

Развитие системы специального и инклюзивного общего образования с помощью сети ресурсных (опорных) школ, психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ – главные темы шестой дискуссионной площадки, где собрались руководители ресурсных школ, региональных ресурсных центров, директора коррекционных общеобразовательных организаций, родители (законные представители) обучающихся детей с ОВЗ.

Ставились проблемы формирования региональной модели ресурсной сети в Республике Башкортостан. Большое внимание уделялось организации методического сопровождения деятельности ресурсных школ; рекомендациям педагогам и родителями, воспитывающими детей с ОВЗ. А также организации сетевого взаимодействия между ресурсным центром и опорной школой; развитию вариативных форм обучения детей с РАС (расстройство аустического спектра) в рамках общественного проекта ПФО «Ментальное здоровье».

О государственной языковой политике в Башкортостане говорилось на площадке в Башкирском лицее-интернате № 3 при широкой целевой аудитории. В обсуждении вопросов языковой политики, регионального опыта и перспектив развития принимали участие руководители национальных инновационных школ, полилингвальных многопрофильных общеобразовательных организаций, заведующие национальными дошкольными образовательными учреждениями, члены республиканского родительского совета, специалисты муниципальных органов управления образованием, курирующие преподавание родных языков.

Большое внимание уделялось внедрению эффективных методик при изучении родного языка, повышению мотивации учеников и родителей, реализации федеральной образовательной программы дошкольного и общего образования с учётом национальных, этнокультурных особенностей.

ЯРКАЯ СТРАНИЦА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФОРУМА

Стерлитамакские детские сады не перестают удивлять творческим подходом к воспитанию малышей, поиском, а подчас даже изобретением новых методик.

Многие мальчики и девочки с удовольствием идут в свой садик, где их ждут интересные дела.

О справедливости этих слов свидетельствовала грандиозная выставка, которую можно было увидеть в первый день форума в школе № 30.

Первое, что увидели посетители – это выставочную экспозицию детского сада при гимназии № 1 «Умка». Чего здесь только нет! Взять хотя бы наборы с инструментами для опытов, демонстрирующих энергию воды и ветра.

А вот разнообразные конструкторы, помогающие изучать азы наук о природе – физические, химические, биологические явления. На уроках дополнительного образования мальчики и девочки узнают не только о науке, но и живописи, музыке, танце. Стоит только представить, какие развитые детки придут в первый класс!

А это что? «Мир головоломок» детского сада № 37. При помощи этой программы и специальных приложений к ней у малышей развивают способность последовательно мыслить, находя связь между явлениями. Здесь же специальными упражнениями развивают ручки, подготавливая их к письму.

Педагог-воспитатель Гульшат Фанисовна Файзуллина работает при гимназии № 1. Она обучает и воспитывает детишек с помощью объёмных пособий. Раньше были переливные открытки с пейзажами, животными, цветами. Их коллекционировали девочки. У Гульшат Фанисовны такие же. Но на них карта нашей республики, животные и растения региона, исторические предметы, например, вооружение башкирских воинов.

Молодая воспитательница с помощью этих пособий изучает с детьми географию, историю и культуру Башкортостана.

Она с признательностью вспоминает своего наставника Оксану Петровну Белякову, которая занималась и помогала ей во время работы в детсаду № 34.

Заведующая детским садом № 21 Марина Владимировна Салимова рассказывает, как воспитанники, совсем маленькие детки, с удовольствием играют в «научные игры»: отгадывают загадки, запоминают цвета, рассказывают стихи о временах года.

У детского сада № 19 туристическое направление. В выставочном зале разбита палатка, рядом с ней лежат разноцветные детские рюкзачки. Педагог-воспитатель Лия Фанилевна Барышникова рассказывает, как они с детьми разбивают лагерь, учатся укладывать в рюкзаки необходимые для похода вещи. Она даже устраивает с ребятишками мини-походы по территории детского сада.

В детском саду № 5 образовался настоящий город мастеров. Там есть гончарная мастерская, где юные ремесленники делают глиняную посуду, игрушки и всё что пожелает душа маленького человека. Занимается с ними мастер Эльвира Мусаевна Алабердина.

Есть в этом детском саду живописцы, скульпторы и актёры.

В детском саду № 91 детки занимаются эбру. Это – уникальная и очень красивая техника рисования на водной глади. Кисточки здесь не используются. Вернее, с их помощью создаётся начальный фон. Рисунки, которые получаются, напоминают чудесные орнаменты на восточных шалях.

Не отстают от остальных мастера садика № 87. Они занимаются ткачеством, вышиванием и даже расписывают красками обыкновенные камни. Найдут на улице, хорошенько помоют, возьмутся за кисточки, и… серый булыжник становится произведением искусства.

ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ О КЛЮЧЕВЫХ ЗАДАЧАХ

В Стерлитамакской полилингвальной школе № 23 состоялось пленарное заседание республиканского педагогического форума, где выступил Глава Башкортостана Радий Хабиров. В своём выступлении он обозначил ключевые задачи развития республиканской системы образования. Одним из приоритетов деятельности педагогического сообщества он назвал поддержку специальной военной операции:

– Для учителей это, прежде всего, борьба за умы и души нашей молодёжи. Потому что СВО, по сути, является вершиной глобальных конфликтных явлений, которые происходят между нами и враждебной нам западной цивилизацией.

Мы подготовили развёрнутую инфраструктуру начальной военной подготовки и патриотического воспитания. Парк «Патриот» сейчас становится важным инструментом этой работы.

Особое внимание руководитель республики уделил развитию полилингвального образования. В Башкортостане работают восемь полилингвальных школ с обучением на русском, башкирском, татарском и марийском языках.

Радий Хабиров отметил особую необходимость развития системы среднего профобразования, ориентированной на обеспечение предприятий региона молодыми квалифицированными специалистами:

– Мы испытываем дефицит кадров на многих производствах. Их должны готовить наши колледжи.

Башкортостан вошёл в число 20 пилотных регионов, которые формируют собственную стратегию научно-технического развития. По этому поводу Глава республики сказал:

– Наша цель – соединить достижения науки и производства.

Подводя итоги проделанной педагогической общественностью работы, руководитель республики отметил, что качество образования в рейтинге регионов поднялось с 71-го места в 2020 году на 17-е по итогам 2022 года. В 2024 году в Башкортостане рекордное количество стобалльных работ по итогам ЕГЭ – 155. Это почти в два раза больше, чем годом ранее:

– Все наши усилия приводят к тому, что качество образования в наших школах улучшается. Это следствие большой работы, которую мы вместе с вами проводим, развивая материальную базу нашей системы образования. За пять лет мы ввели 44 школы более чем на 22 тысячи мест. С учётом совмещённых объектов введено 65 детских садов на 9173 места.

В этом году мы сдадим ещё три школы. При этом в рамках концессионных соглашений мы строим ещё семь больших школ.

Благодаря президентской программе за два года в Башкортостане отремонтировали 140 зданий школ для 53 тысяч детей. На эти цели из федерального бюджета направили 6,5 млрд рублей, ещё чуть больше 1 млрд рублей добавила республики. В этом году приступили к ремонту 31 школы, из них 6 откроют двери уже в этом учебном году, 25 – на следующий год.

Глава Башкортостана отметил, что Президент России Владимир Путин инициировал федеральную программу по ремонту детских садов. Республика уже подала заявку на участие в ней, включив 159 детских садов.

Говоря об улучшении условий труда педагогов, Радий Хабиров предложил с 2025 года выделять учителям двухнедельные путёвки в санаторно-курортные учреждения республики на условиях софинансирования:

– Хочу поблагодарить вас всех, дорогие учителя! Мы с вами переживаем непростые времена: пандемия коронавируса, санкции, специальная военная операция. Но вы, невзирая на трудности, отлично работаете, достойно выполняете гражданский долг. Большое вам спасибо. Мира и благополучия!

ФОТО СЕРГЕЯ КРАМСКОВА.

Автор:Евгения Дьяконова
Читайте нас: