Все новости
Образование
8 Февраля 2023, 14:44

Преподаватель Стерлитамакского химико-технологического колледжа Наиля Абдеева - о любви к науке и профессии

Наука как часть жизни Науки в России ценились ещё со времён Петра I, именно по его велению 8 февраля 1724 года издан указ о развитии науки в российском государстве. Так совпало, что именно 8 февраля, спустя 110 лет, на свет появился будущий российский учёный Дмитрий Иванович Менделеев, большинство научных открытий которого связаны с удивительной наукой – химией. Поэтому эта дата является двойным праздником для тех, кто посвятил свою жизнь химии. Мы встретились с преподавателем химии Стерлитамакского химико-технологического колледжа с 37-летним стажем Наилей Гадиевной Абдеевой и поговорили о любви к химии, работе, увлечениях.  Можно отчасти считать Наилю Абдееву продолжателем семейной династии: родители трудились на заводе «Авангард» и тоже имели отношение к химии. Наиля Гадиевна пошутила: «Единственная моя фишка – я люблю химию».

Преподаватель Стерлитамакского химико-технологического колледжа Наиля Абдеева - о любви к науке и профессии
Преподаватель Стерлитамакского химико-технологического колледжа Наиля Абдеева - о любви к науке и профессии

Наука как часть жизни

Науки в России ценились ещё со времён Петра I, именно по его велению 8 февраля 1724 года издан указ о развитии науки в российском государстве. Так совпало, что именно 8 февраля, спустя 110 лет, на свет появился будущий российский учёный Дмитрий Иванович Менделеев, большинство научных открытий которого связаны с удивительной наукой – химией. Поэтому эта дата является двойным праздником для тех, кто посвятил свою жизнь химии.

Мы встретились с преподавателем химии Стерлитамакского химико-технологического колледжа с 37-летним стажем Наилей Гадиевной Абдеевой и поговорили о любви к химии, работе, увлечениях.

 Можно отчасти считать Наилю Абдееву продолжателем семейной династии: родители трудились на заводе «Авангард» и тоже имели отношение к химии.

Наиля Гадиевна пошутила: «Единственная моя фишка – я люблю химию».

– Откуда у вас эта любовь к химии?

– Трудно сказать. Я всегда её любила. Может, потому что живу в городе большой химии. Мне всегда нравились наши заводы. В детстве по дороге в Первомайский посёлок всегда с интересом разглядывала колонны у заводов, тогда я ещё не знала, что это такое.

Сейчас я уверена: человек, который знает химию, знает весь мир, понимает лучше многие явления. Что скрывается за понятием «любовь»? Это тоже химия: выброс гормонов, которые вырабатывает организм даже от того, что мы видим нравящегося нам человека.

– Какой вуз стал вашей alma mater?

– После школы я поступила на химфак Казанского государственного университета. Это удивительный вуз: идёшь по нему и чувствуешь историческую химию. Даже первое здание университета – это факультет химии. Табличка с надписью: «В этой лаборатории был открыт химический элемент № 44, названный в честь России рутений». Как после этого не любить химию?

Или изучаем тему «Анилин» по органической химии. В лаборатории, где проходят занятия, находится столик, несколько колпаков, под ними – анилин, который синтезировал Николай Николаевич Зинин, русский химик-органик, академик Петербургской академии наук.

Так получилось, что когда нам дали темы дипломных проектов, наш научный руководитель перевёлся в Башкирский государственный университет. Нас, восьмерых студентов, спросили, будем ли мы тоже переводиться в Уфу. Мы подумали и согласились. Окончили учёбу уже в Уфе. Здесь тоже было интересно: в БГУ была кафедра высокомолекулярных соединений, полимеры тогда только получали своё развитие. Один из преподавателей говорил нам: «Не останавливайтесь на достигнутом, получили образование – идите дальше учиться».

Мне и сейчас постоянно приходится учиться. Проходила обучение на курсах в Ярославле, по окончании которых надо было сдать демонстрационный экзамен. После чего получила квалификацию эксперта по лабораторно-химическому анализу. Толчком к разитию послужило набиравшее в то время движение «Молодые профессионалы». Обучалась на курсах в Новосибирске – там было то же самое: сначала сдали экзамен по теории, потом – по практике.

– С чего у вас в колледже начинается обучение профессиям, связанным с химией?

– Сначала человек должен научиться быть ремесленником. Объясняю, что работа начинается не с того, что ты что-то смешал, а с чистой посуды, исправно работающего электроприбора, схему которого ты знаешь. Тогда хочется идти дальше.

– Как объяснить молодым людям, почему надо изучать химию?

– Думаю, мотивация – самый больной вопрос. Всегда говорю, чтобы быть профессионалом, надо любить своё дело. В химию как науку надо вникнуть, понять и полюбить. Тем более, что мы живём в городе большой химии, знания никогда не помешают. Хочется отметить, что в школах города сейчас работают очень сильные учителя. Многие из них получили образование не на химфаке, а в нефтяном университете. 

– Современные студенты – люди творческие. Сильно они отличаются от тех, которые учились в начале вашей работы здесь?

– Раньше студенты не тратили время на телефоны и онлайн-игры. Больше изучали по учебникам. Я сама заметила, что лучше воспринимаю и запоминаю информацию, полученную не в интернете, а именно по обычным бумажным книгам. А студенты не видят разницы, чаще находят информацию в интернете. Поэтому стараюсь сама рассказать им: у меня 75 процентов информации практической направленности. По аналитической химии – 30 лекций и 70 лабораторных работ. Сейчас изучаем качественный анализ, пока не закрепим хорошо, не систематизируем все знания, не приступаем к практике. Например, изучаем катионы, качественные реакции на катионы. Потом даём контрольную точку, даём пробирки пронумерованные, в них, допустим 5 катионов. Студенты на основе полученных знаний находят эти катионы. Нашли все пять – оценка «5», если два – это двойка.

Мои студенты, приходя в лабораторию, уже знают, что надо делать. Берут методички, начинают работать, получают результат, оформляют его и сдают мне. Мне достаточно по одному-двум вопросам оценить работу студента.

– Какое бы вы дали краткое определение химии?

– Химия – это не цирк. Это серьёзная наука, которую надо изучать с первых уроков. Мне непросто дать такое яркое определение, я больше практик. Мне нравится объяснять студентам, потом они на этой основе взвешивают, делают расчёты и получают результат. Можно, конечно сказать, что химия – это наш мир.

– Расскажите о ваших увлечениях.

– Очень люблю путешествовать, объездили с семьёй всю Башкирию. Муж хорошо знал все 54 района республики, был профессиональным туристом. К несчастью, его не стало в 2020 году из-за ковида. А раньше у нас каждый год были походы, чаще летом во время отпуска. Зимой ходили на Иремель. Дети с нами путешествовали с двухлетнего возраста. Я и студентов брала с собой в походы.

Ещё один любимый вид отдыха – проводить время в деревне, заниматься огородом. Нам остался дом от матери мужа. Она была дочерью репрессированного, и ей в детстве пришлось уехать в Самарканд. Там она отучилась, получила профессию учителя. Её распределили в кишлак, где она работала в школе. Когда восемь её выпускников в один год поступили в институт, это стало настоящим событием. До этого ни один ученик из того кишлака не получил высшего образования. За это моя свекровь из рук председателя колхоза получила награду – орден Ленина. Работать в Узбекистане в те годы было непросто – многие ученики рано заводили семьи, такие были там обычаи. Со временем молодой учительнице удалось вернуться в Башкирию, но работать в городах дочери репрессированного было нельзя. Она устроилась в школу в селе Ишлы Аургазинского района. Долго работала, стала директором школы, была очень строгой женщиной. Но она была очень мудрой, поднимала учителей в деревне на высоту. Они ходили в школе в туфлях, красиво одевались.

Свекровь привила моему мужу любовь к чтению. Мы с семьёй тоже привыкли раз в месяц после зарплаты ходить в книжный магазин. Каждый выбирал себе книгу. Мой сын Азамат увлекался историей и всегда брал книги на эту тему. Я ему как-то предложила взять что-нибудь другое – про детей или подростков. Он выбрал книгу «Приключения доисторического мальчика», объяснив, что в ней есть и история, и про мальчика. Книг у нас дома очень много. И в деревне много книг, поэтому и телевизор там не нужен.

Не могу сказать, что я очень люблю, как многие огородники, выращивать много овощей. Нравится, когда что-нибудь вырастает, это уже радует.

– Что помогает вам снимать напряжение после работы?

– Люблю ходить на лыжах в районе Ольховки, это хороший отдых. Очень нравится лыжная трасса возле «Содовика», там всегда оживлённо, много спортсменов. Хожу в бассейн, увлеклась плаванием, когда ещё сын был маленьким, когда ему диагностировали сколиоз. Мне необходимо движение, я и студентов зову с собой на лыжню. Приходят по одному-два человека.

– Расскажите немного о ваших детях.

– Старший сын Азамат получил юридическое образование, сейчас работает в Казани. У дочери Айгуль – экономическое образование, сейчас она воспитывает двухлетнего сына. Её муж Рустам – по образованию тоже химик, сейчас работает в геологоразведке на месторождении. Зять у нас – охотник и рыбак.

– Чему вы хотели бы научиться?

– Есть у меня мечта – научиться вязать носки. Это на самом деле сложное изделие. В женщинах заложено природой делать что-то своими руками, создавать красоту, уют.

Ещё бы мне хотелось походить на курсы массажа, получить необходимые знания о его технике. Всегда хотела изучать иностранные языки. Например, в Тунисе местный житель обратился к нам на французском языке, пожалела, что не понимаю его.

– Каким человеком вы восхищались в детстве?

– Недавно думала об этом. В юности я занималась самолётным спортом в школе ДОСААФ, были у нас полёты, прыжки с парашютом. Тогда очень многие занимались там, экипажи были большие – по шесть-десять человек. Мне очень нравилась авиация, если бы я не пошла изучать химию, то стала бы лётчиком. В то время я восхищалась Валентиной Терешковой. Она из обычных ткачих, тоже занималась самолётным спортом, поступила в лётное училище, далее – в отряд космонавтов. Она слетала в космос, я думала, что и я тоже так смогу. И я бы смогла. Тогда для нас такие люди были примером.

– Вы считаете себя счастливым человеком?

– Трудно сразу ответить. В большей мере, наверное, да. У меня есть любимые люди – мои дети, внук, сёстры. С мужем мне повезло, он был интересный, многое знающий и умеющий, надёжный человек. Я очень люблю свою работу, не представляю себя без неё. У нас хороший коллектив и руководители, с которыми интересно работать. Впереди у меня большие планы. Так что делайте вывод сами.

Автор:Эльвира Губайдуллина
Читайте нас: