Все новости
Образование
14 Августа , 11:25

О педагогической династии Зиновых-Филипповых из Стерлитамака

Призвание – учитель!

О педагогической династии Зиновых-Филипповых из Стерлитамака
О педагогической династии Зиновых-Филипповых из Стерлитамака

«Тысячи свечей можно зажечь от одной единственной свечи, и жизнь её не станет короче. Счастья не становится меньше, когда им делишься». Это высказывание Будды стало жизненным и профессиональным девизом педагога с 18-летним стажем, учителя музыки, музыкального руководителя детского сада № 78 Стерлитамака Надежды Юрьевны Шишкиной (Филипповой), которая решила участвовать во Всероссийском конкурсе «Педагогические династии», чтобы рассказать о десяти педагогах Зиновых-Филипповых с общим стажем в 242 года.


СЕЛЬСКАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА: СЕКРЕТЫ ИЗ СТАРОГО ЧЕМОДАНА


– Я горжусь званием педагога, – рассказывает Надежда Юрьевна. – Начинать свой путь в эту профессию мне было не столько легко, сколько интересно. Я задавалась вопросом: смогу ли я стать достойным педагогом, таким, как мои прабабушка Фёкла Фёдоровна Зинова, бабушка Нина Дмитриевна Филиппова, дедушка Сергей Михайлович Филиппов, тётя Ольга Михайловна Шарко, папа Юрий Михайлович Филлипов?
Фёкла Фёдоровна Зинова – моя прабабушка. Мне было всего пять дней от роду, когда её не стало, но именно она стала основателем нашей педагогической династии, передавая свою любовь к школе, детям из поколения в поколение.


Несколько лет назад, разбирая прабабушкин дом, наши родственники обнаружили старый чемодан, в котором хранились личные вещи Фёклы Фёдоровны и старые рукописные документы – свидетели её педагогического служения. Сейчас копии этих документов хранятся в сельском школьном музее.
Фёкла Фёдоровна родилась 1 июня 1899 года в селе Корлыханово Уфимской губернии. С 13 до 19 лет училась в Месягутовской женской прогимназии (сейчас это педагогический колледж), после окончания которой пришла учительствовать в начальные классы Большеустьикинской школы, где проработала практически всю жизнь до выхода на пенсию в 1954 году. В 20-30-х годах прошлого века она активно участвовала в движении по ликвидации безграмотности, учила читать и писать сельское взрослое население. По воспоминаниям внучки Ольги Михайловны, у Фёклы Фёдоровны было четыре медали, но они, к сожалению, не сохранились.


Фёкла Фёдоровна работала в сельской школе учителем начальных классов, преподавала школьникам среднего звена математику, трудилась завучем. Она была убеждена в том, что только деятельная, искренняя любовь к детям способна воспитать в них решимость бороться за светлое будущее. Всегда следовала традициям педагога-демократа Ушинского, которого глубоко почитала. Она любила читать и перечитывать книги Достоевского. Любовь к своему труду, литературе, детям помогла ей выстоять в годы Великой Отечественной войны и в послевоенную разруху. Она не оставляла школу до тех пор, пока её не поразила глухота.
Бывшие ученики вспоминают о ней так: «Наша первая учительница Фёкла Фёдоровна была очень спокойной, всегда с улыбкой. Мы не помним, чтобы она повысила голос и выгнала кого-нибудь из класса. Добрая, ласковая, отзывчивая…».


ОТ УЧИТЕЛЯ ДО ДИРЕКТОРА


Школа с самого детства органично вошла в жизнь дочери Фёклы Фёдоровны Нины, моей бабушки. Появившись на свет 22 июля 1926 года в селе Большеустьикинское, она ещё ученицей десятого класса начала работать в школе с малышами. В 1944 году окончила школу, а в 1950 году – факультет русского языка и литературы Свердловского педагогического института. Долгие годы Нина Дмитриевна работала учителем, затем завучем, а в 1964 году была назначена директором школы. На своих уроках Нина Дмитриевна учила детей думать, сравнивать, анализировать, делать выводы, искала новые формы работы, вела большую внеклассную работу по предмету – факультативы, конференции, поэтические чтения. А ещё она активно участвовала в жизни села: являлась заседателем народного суда, входила в местком, женсовет, была политинформатором колхоза «Серп и Молот», членом общества «Знание».

Тринадцать лет она возглавляла сельскую школу. После смерти мужа у неё на руках остались пятеро детей, но она всё успевала и дома, и на работе. В селе строилась новая школа, и Нине Дмитриевне приходилось жить между Устьикинском и Уфой – согласовывать смету, доставать и доставлять строительные материалы, следить за работой строителей и одновременно вести уроки и выполнять обязанности директора школы. Отличник Народного образования РБ, педагог с 49-летним стажем, она была инициатором создания и первым руководителем школьного музея, который открылся в 1981 году. До сих пор её уважают в родном селе.


ИЗ СЕРЖАНТОВ – В ВОЕНРУКИ


Мой дедушка Михаил Сергеевич Филиппов, муж Нины Дмитриевны, родился в 1926 году в крестьянской семье села Большеустьикинское. В 1941-м он окончил семилетку, учиться дальше ему помешала Великая Отечественная война. Работал в мастерской колхоза «Серп и Молот», а осенью 1943 года был мобилизован, окончил военно-техническое училище по обслуживанию самолётов, служил в военной части при эскадрилье Ставки Верховного Главнокомандующего в звании сержанта. В 1951 году демобилизовался, шесть лет работал военруком и учителем физкультуры в сельской школе. Был председателем сельсовета, умер в 1966 году.


ПСИХОЛОГ, ФИЗИК, ЭКОНОМИСТ


Судьба моей тёти, дочери Нины Дмитриевны и внучки Фёклы Фёдоровны Ольги Михайловны Шарко (Филипповой) тоже связана с педагогической деятельностью. Она родилась в 1952 году, была старшей в большой семье и незаменимой помощницей для своей мамы-учителя, большую часть дня пропадавшей в школе.
Высшее образование Ольга Михайловна получила в Московском педагогическом институте им. Ленина, окончив факультет физики. Этот предмет она любила с детства. С 1976 по 1979 год она преподавала физику в одной из средних школ Ярославля. Затем восемь лет работала в родной сельской школе завучем, учителем математики, физики. Получила ещё одно образование по специальности «Педагог-психолог». Трудилась психологом в школе № 98 в Свердловской области, вела физику, математику, экономику. Среди многочисленных наград Ольги Михайловны Шарко – почётная грамота Правительства Российской Федерации.


ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МУЗЫКИ


Я родилась и воспитывалась в семье, где профессия учителя передавалась по наследству. В старых семейных альбомах, которые я листала в детстве, бережно хранятся не только семейные снимки, но и фотографии учеников, выпускников, коллег моих близких, открытки с благодарностями, газетные вырезки. С раннего детства я слышала о школе только хорошее, и мне хотелось поскорее стать ученицей. И не только обычной, но и музыкальной школы. Учась в музыкальной школе, я и не подозревала, что преподавание музыки станет моей профессией. Но эта история началась с профессиональной биографии моего папы Юрия Михайловича Филиппова, который родился в 1960 году в селе Большеустьикинское и работал преподавателем классической гитары. Именно он привёл меня в музыкальную школу и помог выбрать профессию.


А ведь папа должен был стать учителем физики: в 1977 году он поступил в Челябинский пединститут на физический факультет, но с третьего курса был призван в армию. Ещё в годы учёбы музыка увлекала его – он пел в хоровом институтском кружке, не выпускал из рук гитару. А после армии стал преподавать в музыкальной школе, организовал вокально-инструментальный ансамбль «Альтаир», участвовал во многих музыкальных конкурсах и фестивалях. Был лауреатом II Всесоюзного конкурса народного творчества и Всесоюзного смотра самодеятельного художественного творчества, членом всероссийского музыкального общества. Папа жил музыкой. Когда ему по семейным обстоятельствам пришлось уйти из музыкальной школы, он давал частные уроки игры на гитаре и продолжал участвовать в концертах и конкурсах. И навсегда заразил меня музыкой и любовью к педагогике.


НАСЛЕДНИЦЫ ПО ПРЯМОЙ


Я родилась 1 июня 1985 года в селе Большустьикинское. Как только мне исполнилось семь, папа отвёл меня в музыкальную школу и записал в класс фортепиано. Я всегда была занята – музыкальная школа, танцы, лёгкая атлетика. Помню, в третьем классе музыкальной школы я отказалась ходить на занятия. Наступил в моей жизни переломный момент, но беседы с родителями и бабушкой сделали своё дело, я продолжила учёбу, а затем поступила в Салаватское музыкальное училище на теоретическое отделение. После училища распределилась в своё родное село, преподавала в музыкальной школе теоретические дисциплины, общее фортепиано.

Параллельно работала учителем музыки в школе села Алегазово. В 2005 году переехала в Стерлитамак, получила диплом Стерлитамакской педакадемии по специальности «Музыкальное образование». С 2007 года работаю музыкальным руководителем в детском саду № 78. В своей работе использую различные методики – вокалотерапию, танцетерапию, здоровьесберегающие технологии, музыкально-дидактические игры, рисование и многое другое. Участвую в профессиональных конкурсах, вхожу в состав хора музыкальных руководителей города. Работаю в профсоюзе.


Педагогическое поприще избрала для себя и моя сестра Екатерина Юрьевна Савельева (Филиппова). Она родилась 8 сентября 1986 года. Окончив Салаватский педагогический колледж по специальности «Преподавание в начальных классах», получила высшее образование в ЧГПУ на факультете педагогики и психологии. С 2007 года работала учителем начальных классов в лицее № 1 села Большеустьикинское, затем переехала в Месягутово, где преподавала психологию в педагогическом колледже. Но всё-таки вернулась преподавать в начальных классах гимназии села Месягутово – к этой работе всегда тянулась её душа. Екатерина Юрьевна сотрудничает с педколледжем, оказывая помощь в подготовке специалистов среднего звена в период их преддипломной практики.


СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ


Для педагога хобби – это отдых от школьной суеты и тетрадей, возможность уделить время себе и своей семье. У каждого из представителей нашей династии есть своё, личное хобби. Но существуют и общие интересы. Наши мужчины любят рыбалку в любое время года. Женская половина династии занимается рукоделием. Бабушка вязала красивые коврики и заразила этим увлечением снох, которые и сегодня вяжут. Но самое главное наше увлечение – музыка. В каждом поколении нашей семьи кто-то играл на музыкальном инструменте – гитаре, баяне, флейте, фортепиано.


По нашей традиции мы в день рождения бабушки Нины Дмитриевны всей семьёй собираемся за большим столом и поём под аккомпанемент гитары. Даже молодое поколение знает весь наш песенный репертуар, исполняемый в этот вечер. Сейчас бабушки уже нет с нами, но мы продолжаем встречаться 22 июля, съезжаясь из разных уголков республики, и песня Окуджавы «Виноградная косточка» звучит и, надеюсь, будет звучать за нашим столом.


Музыка не обошла стороной и самых младших представителей нашей большой общей семьи – внуков и правнуков основателей династии. В каждой семье дети посещают музыкальную школу, школу искусств, творческие кружки. Ребята на примере своих родителей с интересом изучают нотную грамоту, играют на гитаре, флейте, скрипке, укулеле, барабанах, занимаются вокалом и хореографией. Конечно, музыкальное образование детей – это большой труд для нас, родителей. Но это с лихвой окупается их увлечённостью, горящими глазами и музыкальными достижениями.


Есть у нас семейная реликвия, которая хранится в семье более сотни лет. Когда Фёкла Фёдоровна Патракова выходила замуж за Дмитрия Васильевича Зинова, её родители подарили молодым столовый серебряный набор, в комплекте которого были три серебряные ложки. Они украшали стол по семейным праздникам и по наследству перешли дочери, Нине Дмитриевне. Муж её, который увлекался рыбалкой, из одной ложки смастерил блесну и потерял её в реке. Оставшиеся ложки Нина Дмитриевна раздала своим детям. В нашей семье ложку хранил папа Юрий Михайлович, вторая ложка находится у Ольги Михайловны Шарко. В 2019 году, после смерти папы, его ложка перешла на хранение его сыну, нашему брату Антону Юрьевичу Филиппову.

О педагогической династии Зиновых-Филипповых из Стерлитамака
О педагогической династии Зиновых-Филипповых из Стерлитамака
Автор:Марина Воронова
Читайте нас: