Все новости
Образование
5 Октября , 19:48

Про один ключ к разным возможностям

Сегодня, в День учителя, мы с юными журналистами "Стерлитамакского рабочего", как и обещали, рассказываем о преподавателе английского языка полилингвальной школы № 23 Виктории Витальевне Кузьминой.

Кандидат филологических наук, обладатель кембриджского сертификата (успешно сдала международный Кембриджский экзамен по методике преподавания английского языка), победитель конкурса «Педагог года – 2023» в номинации «Научный подход в образовании», мама троих сыновей, Виктория Витальевна преподаёт в полилингвальной школе № 23.

Зачем изучать английский? Как знание языка связано с достатком, успешностью и счастьем? Можно ли выучить иностранный язык самостоятельно? Какая она, будущая любимая профессия, и как её выбрать? Эти и другие вопросы ребята обсуждали с нашей гостьей взахлёб: внимательно слушали, спорили, расспрашивали. Получился своего рода экзамен для учителя – увлекательный, весёлый и полезный для всех собеседников.

– Как знание английского языка помогает в жизни?

– Когда встал вопрос, как прививать сыну-дошколёнку любовь к чтению, мой учитель Людмила Леонидовна Ершова посоветовала: «Действуй через его интересы». Сын любил мультфильм «Как приручить дракона», и я познакомила его с одноимённой книгой. Он прочитал первые семь томов, проникся историей о настоящей дружбе, и я предложила ему спросить у автора, когда будет следующий том. Мы написали Крессиде Коуэлл и через несколько недель получили ответ. Он начинался так: «Дорогой Фёдор, я сижу в тени деревьев Лондона, пишу следующий том и получаю твоё удивительное письмо из России…». Особенно писательницу порадовал блокнот, который отправил ей Фёдор: он начал иллюстрировать свою книжку и поделился набросками. На основе этой трогательной переписки мы с сыном сделали научную работу и защитили её на Ломоносовских чтениях. Это пример того, как английский язык делает интереснее жизнь любого человека, представителя любой профессии. Если вы, например, журналист, вы можете переводить свои посты на английский язык, становиться известными и выходить на соответствующий доход: почти полтора миллиарда человек на земном шаре говорят на английском языке. Кстати, сегодня, в век новейших технологий, вы можете напрямую связаться с любым автором и учиться у замечательных людей. В любые времена нет ничего более влиятельного, чем слово. Язык – это уникальный инструмент, ключ к большим возможностям.

– Как Вы узнали, что английский язык – это Ваше призвание?

– Я училась в физико-математическом классе гимназии № 1 и не думала о серьёзном изучении английского. Но однажды мой учитель Зимфира Рагитовна Хисматуллина оставила меня после урока и спросила, не хочу ли я поступать на факультет иностранных языков. Она привела единственный аргумент: «Тебе всегда есть что сказать». То есть просто поверила в меня. С этого момента начался мой путь в профессию. В студенчестве мы занимались по аутентичным учебникам, общались с иностранцами, читали Шекспира в подлиннике, посещали переводческие курсы… Символично, что тема диссертации, которую я защитила, была связана с глаголами мотивации. Мотивация – это действительно важно.

– Вы с детства догадывались, что будете учителем?

– Нет. Будучи внучкой учительницы и дочкой учителей-математиков, я с детства говорила, что никогда учителем не буду. Рада, что получилось иначе: учитель сегодня, как и всегда, – одна из самых востребованных профессий. И очень подходящее, на мой взгляд, занятие для жены и мамы нескольких детей: они из первых рук получают и образование, и воспитание.

– Есть ли хотя бы одно отрицательное качество учителя, которое ему вредит?

– Есть: имя ему – перфекционизм, желание делать всё лучшим образом. Высокие требования к себе проецируются на близких, и это, конечно, не совсем правильно. Зато настоящий учитель умеет и учить, и учиться. Это здорово выручает.

– Чему Вас учат Ваши ученики и Ваши сыновья?

– Быть на ты с современными технологиями и относиться к себе критически: мне важно их мнение по многим вопросам, я к ним прислушиваюсь. У детей чистый, удивительный взгляд на вещи: однажды младший сын спросил меня: «Мама, ты замечала, что буква «i» похожа на перевёрнутый восклицательный знак?». А я этого не замечала.

– Есть ли у Вас собеседники, с которыми Вы говорите по-английски?

– Да, я состою в международном чате преподавателей из кембриджского сообщества, это несколько сотен человек. Мы общаемся ежедневно.

– С чего лучше начинать изучение иностранного языка?

– С постановки цели: «Зачем мне это нужно?». Начинать лучше с погружения в звучание языка. Затем – чтение, оно поможет постепенно выработать чувство языка. Есть версия, что достаточно знать две-три тысячи слов, чтобы изъясняться, выстраивать диалоги, тем более многие английские слова нами хорошо распознаются интуитивно. Изучение иностранного языка – это благодарный труд, особенно под руководством чуткого наставника. Можно действовать и самостоятельно, но для успеха человеку нужен человек. Интересные факты: у тех, кто изучает иностранные языки, мозг остаётся молодым и здоровым в два раза дольше, чем у остальных. А учёные и дирижёры ещё и долго живут.

– Были в Вашей жизни моменты, когда Вы хотели уйти из школы?

– Были. Поскольку я окончила художественную школу, мне одно время хотелось стать дизайнером интерьера. Были моменты, когда меня привлекал туризм. Но моя профессия меня не отпустила. Теперь я уверена: чтобы комфортно себя чувствовать в учительстве, важно совмещать академические знания и творческий подход, развивать свою личность – уметь задавать вопросы и слышать мир и себя.

– Что Вы делаете, если ученики Вас не слушаются?

– Это нормально: они живые и не обязаны всегда меня слушаться. У меня есть три правила: не делать из урока перемену, приходить на урок готовыми и уважать друг друга. Эти правила мы обговариваем на первом уроке и стараемся их соблюдать, чтобы всё было по-честному. Я считаю, учитель должен, во-первых, вдохновлять детей, во-вторых, помогать им побороть их лень.

– Сложно сегодня работать с детьми?

– Сложность я вижу вот в чём: если наша оперативная память вмещает примерно 30 гигабайт информации ежедневно, то, отвлекаясь на телефоны и ненужные разговоры, школьники настолько уменьшают объём своей памяти, что учителю становится сложно заложить знания и тем более сделать их крепкими. Но я над этим работаю. Сейчас я исследую тему «Как адаптировать урок английского языка под клиповое мышление школьников», и я вижу варианты. К счастью, наша профессия – бездонная, один урок не похож на другой. Чтобы вести за собой детей, мы должны быть хотя бы на шаг впереди них, поэтому работать мне всегда интересно.

– У Вас есть любимая книга?

– Их очень много. Последняя книга, которая меня особенно впечатлила, – «Психолог в концлагере» Виктора Франкла. Эта книга – доказательство того, что в самых невыносимых условиях человек может выжить только потому, что у него есть цель, воля и вера. И если вас посещают сомнения, зависят ли успех и счастье от уровня образования, то после прочтения этой книги сомнения развеются. Чем более образован и профессионален человек, тем большей свободой выбора он обладает. Знания дают возможность импровизировать и делают нас интересными людьми.  

Екатерина ЯКОВЛЕВА и участники проекта «Школа юных журналистов «Автор»

Автор:
Читайте нас: