Все новости
Происшествия
28 Ноября 2021, 14:06

"Люди слишком беспечны". О ДТП и о тех, кто нас спасает

В аварийно-спасательную службу на экскурсию нужно водить тех, кто впал в депрессию, потерял интерес к жизни или пока не смог найти себя.

"Люди слишком беспечны". О ДТП и о тех, кто нас спасает
"Люди слишком беспечны". О ДТП и о тех, кто нас спасает

Беседа со спасателями, мягко говоря, бодрит. Во-первых, по сравнению с реальными историями спасения многие каждодневные наши неурядицы выглядят такими мелкими, что становится просто стыдно из-за них терзаться. Во-вторых, у вас кардинально изменятся представления о профессиональном росте. Например, коучей с их советами, как заползти повыше по карьерной лестнице, хочется послать... туда же, в аварийно-спасательную службу. Здесь ни должностей, ни достойной зарплаты – чтобы прокормить семью, почти каждый трудится на второй работе. А здесь люди просто каждую минуту готовы сразиться со смертью – за любого из нас.
Александр Баринов – спасатель с 20-летним стажем. Все эти годы он выезжает на тяжёлые случаи ДТП, когда необходима так называемая "деблокация": спасатели разрезают автомобиль на части, чтобы извлечь из него пострадавшего или труп. Действовать бензопилой или болгаркой в условиях повышенной пожароопасности нельзя – спасатели применяют ГАСИ (гидравлический авирийно-спасательный инструмент с гидроприводом).
Это для нас, простых смертных, автомобиль – чудо техники и произведение искусства. Спасатели видят в плавных линиях машины другое: зону деформации, зону поглощения удара, каркас безопасности...
На мониторе своего рабочего компьютера Александр показывает фотографии ДТП прошлых лет. Вот лобовое столкновение двух автомобилей. Вот железная ограда пронзила автомобиль насквозь. В черте города грузовик врезался в автобус...
– Был случай, когда в одном ДТП погибли три брата. Представляете, какое горе для родителей?
В преддверии сезона наиболее частых ДТП мы беседуем с Александром о том, почему они случаются и можно ли избежать трагедии.
– ДТП чаще всего они происходят в условиях плохой видимости (в снегопад, туман), в тёмное время суток (вечер, ночь, раннее утро), – напоминает спасатель. – Причины – невнимательность, излишняя самонадеянность на дороге, алкогольное опьянение. Знаете, сколько времени нужно, чтобы попасть в ДТП? Достаточно отвлечься, отвести взгляд буквально на секунду. А, чтобы избежать беды, нужно, как ни банально это звучит, соблюдать правила дорожного движения. Я не поклонник камер на дорогах, но они действительно выручают: на этих участках я вижу гораздо меньше аварий.
– Правда ли, что самое опасное место – рядом с водителем?
– Всё зависит от направления удара. Самый опасный удар – боковой: водителя или пассажира от другой машины отделяют миллиметровый слой железа и 20-30-миллиметровая труба двери.
Водителю нужны чуткость, умение понимать и чувствовать людей:
– Если я вижу дорогой автомобиль с тонированными стёклами и громкой музыкой, мой внутренний голос подсказывает мне, как нужно дистанцироваться. Если я понимаю, что впереди едет пожилой человек, у которого медленная реакция, я тоже выбираю соответствующую дистанцию либо аккуратно объезжаю его.
Особенно важна осторожность зимой:
– Если вы чувствуете, что автомобиль становится неуправляемым (ветер, снежная каша под колёсами, гололёд) – сбавьте скорость. Если видимость с 300 метров понизилась до 100, будьте готовы к тому, что через 150 метров возможно ДТП – предотвратите его, сбавьте скорость.
Многих бессмысленных смертей можно было бы избежать, если бы пассажиры соблюдали элементарное правило – пристёгивались. Впрочем, напоминая об этом, спасатель скептически качает головой: он почти уверен, что его слова никого не выручат. Люди слишком беспечны и предпочитают учиться на своих ошибках. Иногда – ценой собственного здоровья или жизни. Александр вспоминает страшный случай:
–Мужчина ведь мог пристегнуть ребёнка в детском кресле, но не сделал этого. Сам он был пристёгнут. Он врезался в троллейбус – ребёнок вылетел со скоростью пушечного снаряда через лобовое стекло.
Жестоко ошибаются женщины, которые думают, что, если они сидят сзади, им можно не пристёгиваться: ваш водитель может соблюдать правила, но никто не гарантирует, что их будет соблюдать владелец автомобиля, с которым вы встретитесь на дороге:
– Это было в начале лета в районе Наумовки и зерносовхоза. Машина выскочила на перекрёсток, водитель не рассчитал дистанцию. В автомобиле, который двигался в сторону Стерлитамака, впереди сидел мужчина, сзади – молодая женщина и ребёнок. Мужчина и ребёнок были пристёгнуты, женщина – нет. Когда мы приехали, весь автомобиль был облит кровью: у женщины было разбито лицо, она получила серьёзную черепно-мозговую травму.
Пассажиры, возможно, не догадываются, что, не пристёгиваясь, они подвергают опасности сидящих впереди: в случае столкновения они пострадают больше.
Несколько лет назад в газель врезался ВАЗ-2115. Все пять человек в машине погибли. На девушке, которая села в попутку, добираясь до города из Стерлибашево, не было видимых повреждений: она умерла от разрывов внутренних органов. Таких трагедий за 20 лет работы было множество, ни одной не стереть из памяти.
– Как Вы за 20 лет не выгорели в Вашей профессии?
– Мы, наверное, выгорели, у нас профдефомация: мы ничего не чувствуем, когда имеем дело с человеческой, вернее, нечеловеческой болью. Моим первым случаем было ДТП, в которое попал ВАЗ 21-08: у нас тогда ещё гидравлики не было, она вышла из строя после более чем 30-летней эксплуатации. Кричащего мужчину с переломанными ногами и рёбрами мы вытаскивали, тоже находясь в шоковом состоянии. Панель приборов мы разорвали руками, а как он кричал, я не слышал: сработала защита организма. Мы не можем себе позволить быть восприимчивыми. Здесь работают по призванию – если этого не дано, люди после второй-третьей смены уходят и не возвращаются. Вам сейчас может показаться, что я ничего не делаю. На самом деле мы испытываем постоянный скрытый стресс: в любую секунду зазвонит телефон, и мы ещё не знаем, к чему должны быть готовы в следующую секунду – к ДТП, к водолазным работам, к тому, чтобы доставать труп из колодца или к тому, чтобы людей с горы снимать...
– Как Вы поняли, что быть спасателем – Ваше призвание?
– Я всю юность мечтал подняться на гору. Вместе с группой туристов мы занимались альпинизмом, ездили в альплагерь, ходили в пещеры. Однажды парень у нас упал с 12-метрового уступа, и мы внутри пещеры организовали его эвакуацию. Раньше туристические соревнования на 80 процентов состояли из спасательных работ, так что мой приход в аварийно-спасательную службу был логичен. Сейчас адреналиновые маньяки прыгают по крышам и цепляются за движущиеся поезда, а раньше для выработки адреналина достаточно было отправиться в поход – в горы, на сплав – по маршрутам, проложенным грамотными людьми. Когда я начал работать здесь, необходимость идти за адреналином куда-либо ещё пропала: его здесь хватает с лихвой.
У спасателей особые отношения со временем:
– Когда мы приезжаем, время для нас замирает. Нам кажется, что мы выполняем свою работу долго, а потом, когда смотрим на часы или пересматриваем видео на камере, оказывается, что всё сделано за 3-7 минут. Мнимая расторопность, которой требуют окружающие, может только навредить человеку, если он ещё жив. Однажды девушка возвращалась с новогоднего корпоратива, машина перевернулась, девушка вылетела из неё через люк по пояс. Я знаю, что она мертва: я это уже проверил. Толпа скандирует: "Давайте перевернём машину!". Можно, конечно, перевернуть: для девушки ничего не изменится. Но мы будем доставать её по правилам. Слишком тонкая грань в наших действиях: мы из спасателей можем перейти в разряд убийц. Чёткие действия по отработанным правилам – единственный способ повысить шансы на спасение.
Тем, кто отправляется в путь зимой, спасатели рекомендуют:
– У вас в багажнике должна быть тёплая одежда и обувь, лопата. С собой берите термос с тёплым питьём, телефон должен быть заряжен. Учитывайте метеоусловиях, считайтесь с предупреждениями МЧС. Соблюдайте ПДД и берегите себя!

Автор:Екатерина Яковлева
Читайте нас: