Все новости
Календарь событий
13 Августа 2022, 10:00

О профессии и первом тренере

А.В.Ярыгин и Р.В.Абдрахманов, тренеры «Школы бокса им.И.С.Шалгинова», рассказали о боксе, об особенностях своей профессии, а также продолжении традиций своего тренера И.С.Шалгинова

О профессии и первом тренере
О профессии и первом тренере

А.В.Ярыгин – неоднократный победитель республиканских турниров Молдавии, Эстонии, Литвы, Украины, трёхкратный чемпион Узбекистана, мастер спорта СССР по боксу и рукопашному бою.

– Алексей Владимирович, где, по вашему мнению, проходит граница между физкультурой и спортом?

– Граница между физкультурой и спортом это такая же разница, как между «надо» и «хочу». «Надо» заниматься: чтоб стать сильным, красивым, стройным, здоровым. «Хочу» заниматься для того, чтобы стать сильнее или быть первым среди других (пусть и на некоторое время).

– Сейчас вы ощущаете себя больше спортсменом или преподавателем?

– В настоящее время ощущаю себя больше, как навигатор, отвечающий на многочисленные вопросы новых учеников, среди которых большинство сразу желает стать чемпионами. Приходят и просят сразу превратить их в победителей. После разъяснений и нескольких тренировок ребята начинают понимать, что нужно усердно работать над собой (тренировки в спортзале, на улице, участие в соревнованиях). Для ребят, которые давно у меня занимаются, тренер – это воспитатель и старший товарищ, кем я себя тоже ощущаю.

– Как проходят ваши тренировки с учениками? В чём особенность ваших занятий?

– С новичками мы играем, отрабатываем и повторяем технические упражнения. Со старшими тренировки проходят интенсивнее и жёстче – требуем от них нужного результата. Предпочтение в работе отдаю техникам удара, защиты, передвижения и т.п. Боксёр в первую очередь должен быть собранным и осознанным спортсменом, а не уличным хулиганом, который без разбора размахивает кулаками.

С какими трудностями вы, как тренер, обычно сталкиваетесь?

– Как и все тренеры, мы испытываем трудности с финансированием. Где взять деньги, чтобы свозить ребят на соревнования? Средства выделяют, но мало, и только на ответственные соревнования (первенство Башкирии, первенство Министерства Образования РБ, первенство ПФО и выше по значимости). А как подготовить ребят без обычных турниров, без мелких соревнований, когда всё ложится на плечи родителей? Есть ученики из малоимущих семей, из неполных семей, а у кого-то вообще родителей нет.

– Три ключевых качества тренера на ваш взгляд.

– Скажу про одно главное качество. Любовь к своему виду спорта и любовь к детям. Мы иногда ругаем наших учеников, но нам важно, чтобы они стали лучшей версией самих себя.

Р.В.Абдрахманов – кандидат в мастера спорта по боксу спортивной школы олимпийского резерва города Стерлитамак, спортивный судья третьей категории.

– Равис Вафаевич, вы близко воспринимаете к сердцу поражения своих ребят в соревнованиях?

– Я мнительный и самокритичный человек, который переживает не только за результат своего ученика, но и за собственный профессиональный результат. Я всегда готовлюсь к тренировкам с учеником, могу не спать ночами и думать: «А какие упражнения можно проработать или добавить завтра?». Я радуюсь, когда ученики просят сами оценить их технику ударов. У меня повышен уровень требовательности к себе и ученикам. Обидно, когда хорошо подготовленный боксёр выходит на ринг и теряется. Таких случаев у нас много.

– Какими качествами должен обладать успешный боксёр?

– Боксёр должен постоянно работать над собой ради совершенствования своего мастерства, не бояться систематичных упражнений, которые необходимо постоянно повторять и закреплять. Быть требовательным к себе, хотя, если говорить о младших учениках, то первоначально такое качество не получится сразу сформировать. Для такого дела нужна совместная работа родителей и тренера.

– Как вы готовитесь к соревнованиям?

– Каждому соревнованию мы уделяем определённое время и подходящую тренировку. Например, специальная подготовка включает в себя тренировки различного типа: упор на силовые упражнения, на гибкость и ловкость, на внимание, упор на тактику технической подготовки. У нас всё запланировано на каждый соревновательный период и методики разные. Мы проводим предварительные бои, в которых комплектуем нужных для соревнований бойцов: кто выиграет, тот и едет на мастерский турнир. Едет, как правило, сильнейший ученик, но бывает и такое, что слабый может внезапно показать на ринге свою силу. В мае я взял 13 учеников в Уфу на ежегодный турнир памяти Мусы Гареева. В общем командном зачёте мы завоевали три первых места, шесть вторых мест и четыре ученика у нас заняли третье место. Иногда наши ученики отправляются на турниры в одиночку, но не совсем удачно получается. В боксе невозможно постоянно побеждать.

– Чем отличается старая школа бокса от новой?

– Оборудованием. Сам я за советскую школу бокса, которая порождала сильных бойцов. Во времена старой школы не было нового оборудования, удобной одежды и больших площадок для боксёров. Нам не хватало перчаток по собственному размеру. Бывало такое, что приходилось тренироваться в двенадцатиунциевых перчатках (самый большой размер), но мы умудрялись выигрывать даже в них. Старая школа закаляла характер именно этими неудобствами, а сейчас стоит войти в состав сборной Башкирии, и тебя уже обеспечат спортивной одеждой. Но время не стоит на месте, и мы это понимаем. Старая и новая школы дополняют друг друга. Нельзя что-то вычеркнуть, так как оборудование меняется, появляются новые снаряды, а вместе с ними и новая методика преподавания бокса.

Многие считают, что бокс – это про грубую силу и отсутствие умственной деятельности. Попробуйте развеять этот миф.

– В боксе никак нельзя без мозгов. Необходима связь тела с мозгом. Бокс – это не только физические реакции, а ещё мышление, способность находить быстро эффективные решения на ринге. Бокс стоит в одном ряду с психологией. Правильно А.В.Ярыгин называет бокс психологически долговременным видом спорта. У нас по положению должен быть один поединок в день. Например, во время Олимпийских игр соревнования у боксёров проходят чуть ли не каждый день. Это много. У нас день отработал и если выиграл, то на следующий день ещё сражаешься, и так дальше, пока не встанешь на один ринг с самым сильным соперником, который может оказаться для тебя огромным «шкафом». Представляете, какая может быть реакция у бойца, когда его соперник выше на три головы? У нас многие хорошие боксёры теряются на ринге по разным психологическим причинам, поэтому, помимо практического подхода, нужен ещё и психологический. Почему он проиграл? Почему он не стал боксировать? Почему разволновался? На эти вопросы мы стараемся отвечать вместе с учениками. Часто легче всего достичь физической подготовки, нежели психологической. Надо помнить, что в одиночку спортсмену сложно готовиться психологически, в этом ему на помощь приходим мы.

А.В.Ярыгин и Р.В.Абдрахманов рассказали, что 10 августа исполнится 80 лет их первому тренеру И.С.Шалгинову.

Алексей Владимирович признался, что не только открыл клуб имени любимого тренера, но и назвал своего сына в честь Иннокентия Семёновича:

– Меня Иннокентий Семёнович больше перевоспитал, чем вдохновил. Подсознательно я видел в нём фигуру отца. Постепенно я взрослел и хотел быть похожим на своего тренера. Сейчас, ко Дню физкультурника, мне очень хочется, чтобы вы познакомили читателей «Стерлитамакского рабочего» с одним из лучших тренеров по боксу.

Алексей Владимирович предоставил нам материалы из редакции газеты «Хакасия».

Если же говорить об истории бокса в Хакасии, то, конечно, нужно вспомнить Николая Сысоева, преподавателя местной школы. К нему на занятия в боксёрскую секцию и пришёл в 1957 году пятнадцатилетний Иннокентий Шалгинов и «заболел» этим мужественным видом спорта. Не оставил он бокс, когда служил на Тихоокеанском флоте, а после поехал поступать в Ленинградский институт физической культуры. Там, на берегах Невы, он выполнил норматив мастера спорта СССР. Не переставал выходить на ринг, когда стал тренером в городе Стерлитамаке Башкирской АССР. В 1969 году, выступая за сборную республики в Орске, Иннокентий Шалгинов завоевал бронзу.
– И хотя мне тогда исполнилось только 27 лет, я понял, что пора серьёзно заняться тренерской работой,рассказывал Иннокентий Семенович корреспонденту газеты «Хакасия». У меня к тому времени было уже двое детей. И это в какой-то степени тоже повлияло на решение покинуть ринг.

Профессиональная тренерская деятельность Иннокентия Семеновича Шалгинова началась в 1968 году, в городе Стерлитамаке Башкирской АССР, в должности инструктора спортивного зала и тренера по боксу. Иннокентию Семеновичу удалось организовать набор специализированных групп по боксу на базе ГПТУ № 22. С середины 70-х годов секция выдаёт на-гора (т.е. показывает лучший результат) боксёров высокого класса, победителей всероссийских и всесоюзных соревнований. И здесь сложилась своя боксёрская школа воспитанников «Красного зала».

За время работы в качестве тренера-преподавателя по боксу в 1981 г. постановлением коллегии комитета по физической культуре и спорту при Совете министров БАССР, ему присвоили звание «лучший тренер Башкирии». За это время он подготовил 15 мастеров спорта СССР, 20 кандидатов в мастера спорта и свыше 100 спортсменов разрядников, 5 победителей первенств СССР и РСФСР, а также 18 победителей первенств ВДСО «Трудовые резервы».

За период работы в республике Узбекистан подготовил 8 победителей и чемпионов ЦС ВДСО «Трудовые резервы», за что неоднократно награждался ценными призами и грамотами.

За большой вклад в развитие физической культуры и спорта в Республике Хакасии, за подготовку физически здорового молодого поколения, лучшую постановку спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в Республике Хакасия, он награждён почётной грамотой Правительства Республики Хакасия, а также ему присвоено звание «Отличник физической культуры и спорта Российской Федерации» в 2001 г.

Вначале 80 – х годов И.С.Шалгинов переезжает в Уфу, затем работает в городе Ташкенте. В 1989 году он возвращается в Хакасию и организует боксёрский клуб на станции Аскиз, где подготовил не один десяток кандидатов и мастеров спорта. Им подготовлено 9 мастеров спорта России по боксу, 25 кандидатов в мастера спорта России и свыше 100 спортсменов.

Сейчас тренерские традиции продолжают ученики Иннокентия Семёновича из Стерлитамака: Александр Сергеевич Хлынцев, Николай Алексеевич Игин, Алексей Владимирович Ярыгин, Равис Вафаевич Абдрахманов, Владимир Юрьевич Зазулин, Мансур Самигуллович Зайнуллин и т.д.

Беседа с нашими тренерами по боксу и их рассказ об Иннокентии Семёновиче натолкнули на мысль, что тренера можно сравнить с подъёмным краном, а ученика – со зданием. Даже если второй станет намного выше крана, он будет нуждаться в нём, если захочет стать ещё выше.

Поздравляем всех причастных ко Дню физкультурника и желаем не только внешних, но и внутренних побед!

О профессии и первом тренере
О профессии и первом тренере
О профессии и первом тренере
Автор:Регина Шангареева
Читайте нас: