Когда мы, жители Башкирии, ассоциируем себя с населением уральского региона? Наверное, не только в момент получения доплаты за работу в неласковых погодных условиях. Мы вспоминаем лесистые кряжи, входящие в длинную цепь Уральских гор, эпос «Урал-батыр», а также исторические факты: в прежние века владения башкир простирались на землях соседних областей, считающихся уральскими.
Так почему бы не навестить город, позиционирующий себя как столицу Урала? Тем более, если поездка содержит, кроме ознакомительного, ещё и профессиональный интерес. Недавно в Екатеринбурге состоялся медиафорум, на который мы с коллегой Ольгой Киселёвой и отправились.
Архитектура столицы Урала причудлива и разнообразна
Начало путешествия вышло тревожным – по пути в Уфу наш микроавтобус угодил в ДТП. Водитель иномарки лихо «подрезал» отечественную «девятку» и умчался вдаль. От резкого манёвра детище АвтоВАЗа закрутилось юзом, зацепив нашу маршрутку. Участники аварии отделались сильным испугом, а вот машины пришли в неисправность. Выручил рейсовый автобус, в чей салон резво заскочили пассажиры маршрутки.
Завершая транспортную тему, упомяну движение по автодорогам Екатеринбурга. Главные магистрали усыпаны частоколом светофоров, каждый из которых задерживает поток минимум на полторы минуты. В час-пик даже на автомобиле десятикилометровый путь в центре города преодолевается за час. Казалось бы, выход – поездка в метро, но в столице Урала построена всего одна ветка метрополитена на 9 станций. Наземный общественный транспорт разнообразен: автобусы, троллейбусы, электричка, маршрутки.
«Трамваи меня не любят», – жаловался писатель Юрий Олеша. В отличие от советского прозаика, мне трамваи приглянулись четыре года назад на медиаполигоне в Самаре. Вот и в Екатеринбурге я чаще выбирал электротранспорт на рельсах. Чётко исполняющие расписание, трамваи до сих пор – самый популярный общественный транспорт в городе. Трамваи довольно быстроходны и маневренны, несмотря на то, что многие из них имеют богатое прошлое.
ДЕРЕВЬЯ В «СВИТЕРАХ» И «ШАЛОМ, ШАНХАЙ»
До въезда в город за окном автобуса мелькают пустоши, едва прикрытые снегом. Чахлые леса не разбавляют, а лишь обостряют чувство мрачной бесприютности. В вечернем свете фонарей прячутся одинаково серые остановки. Внезапно из темноты высвечивается указатель на… крематорий. Становится не по себе.
К счастью, безлюдные окраины сменяются улицами Екатеринбурга, яркими и праздничными. Слышна музыка из торгово-развлекательных заведений, мелькают весёлыми огоньками высотки бизнес-центров. На проспекте Ленина, возле театра музыкальных комедий, стволы деревьев нарядили в разноцветный материал, похожий на тёплый свитер. Выглядит симпатично.
Деревья в «тёплых гетрах»
Со дня основания Екатеринбург рос как город промышленников, центр российской металлургии. С давних времён сохранилась часть стены от плотины на городском пруду. Сейчас там расположен переход, раскрашенный поклонниками Виктора Цоя. В тот день, когда мы там побывали, в переходе играл на гитаре молодой человек. После каждой песни он вынужденно отогревал в рукавицах белеющие на морозе пальцы.
В советское время город переименовали в Свердловск и продолжили развивать промышленно-индустриальное производство. Мощные заводы-гиганты постепенно угасали в 90-е, сохранившись, впрочем, в названиях городских территорий: Уралмаш, Эльмаш, Химмаш. Кризис 90-х Екатеринбург переживал тяжело – закрытие предприятий и отсутствие у молодёжи перспектив обеспечило невиданный разгул бандитизма и волну наркомании.
Экономику спасло выгодное географическое положение – город сделали точкой притяжения деловых людей со всего Урала и частично Сибири. Финансовые учреждения, офисы международных компаний, проведение глобальных саммитов, выставочные центры оживили Екатеринбург, наполнив его новыми смыслами.
Екатеринбург богат креативными владельцами торговых точек и общепита. Столько интригующих названий и вывесок я не видел даже в Москве! Ресторан «Мамуля», бары «Шалом, Шанхай» и «Негодяи», азиатское бистро «Сойка», ресторан «Гады, крабы и вино», пельменная «Патриот» – вот лишь малый список заведений с удивительными наименованиями. О вкусе подаваемых там блюд судить не могу, быть может, своей оригинальностью они не уступают вывескам.
Успеть за 24 часа: познакомиться с героем (возможно, не с одним), узнать экспертное мнение в близкой герою теме, отразить день незнакомого ранее человека в небольших заметках-событиях. Вот далеко не полный перечень журналистского квеста, предложенный участникам медиаинтенсива «План В». Форум стал продолжением медиаполигона «Город-24» – проекта журнала «Русский репортёр». С 2011 года организаторы на неделю собирают в крупном городе (Казань, Уфа, Минск, Пермь, Тюмень и др.) студентов журфака, блогеров, фотографов, профессиональных журналистов. Для них проводят мастер-классы, рассказывают о новых направлениях в профессии (например, мультимедийном сторителлинге) и готовят к суточной трансляции материала в режиме нон-стоп: с 6 утра пятницы до 6 утра субботы.
Трансляция «Екатеринбург – город героев» подразумевала интенсивное общение журналиста с выбранным героем. Это мог быть директор цирка, меценат, спортсмен, адвокат, детский хирург или волонтёр – главное, чтобы человек
оказался незаурядной личностью, готовой откровенно отвечать на вопросы. Так раскрывался город через необычные поступки и повседневные дела его жителей. Текстовые заметки, фотоотчёты и видеоролики после редакторской
обработки выкладывались в новом интернет- СМИ г.Екатеринбурга «Bombus». Собственно, с трансляции живых новостей «Bombus» и стартовал, явив себя читателям.
До практической работы с героем участники медиаинтенсива провели четыре насыщенных дня в корпусах Уральского федерального университета. Один из крупнейших вузов России был создан путём слияния технического университета (УПИ) и госуниверситета им.Горького (УрГУ). Учебные корпуса по проспекту Ленина и улице Мира впечатляют монументальностью: могучими колоннами, высокими потолками, удобной инфраструктурой. В коридорах здания по ул.Мира расставлены урны для раздельного сбора мусора. В каждом корпусе – ряд кофеен и булочных, не считая нескольких столовых с весьма умеренными ценами.
Теоретическая часть медиафорума состояла из лекций журналистов и редакторов федерального масштаба, презентации новых проектов, дискуссий и неформального общения. Создатель медиалаборатории «Однажды» Дмитрий Соколов-Митрич убеждал, что современный журналист должен быть ещё предпринимателем. Акулам пера надо бы самим придумывать творческие проекты для извлечения прибыли.
– Журналистика скатилась к диктатуре мелких сообщений, которые часто ничего не сообщают, – заметил Соколов-Митрич. – Необходимо перейти к журналистике фактов. Суть нашего медиаинтенсива – давать не просто разрозненные факты, а смыслы. Это попытка через свои мироощущения осознать город как пространство, населённое людьми.
Из спикеров запомнились комментатор Василий Уткин и журналистка, писатель Марина Ахмедова. Марина, известная блестящими материалами из воюющего Донбасса, рассказала, как журналистам работать в стрессовой ситуации, как из стресса выходить или в него не попадать. Ценная своей практичностью, информация от Ахмедовой подкреплялась профессиональными секретами и примерами из личного опыта. Уткин говорил не только о журналистике и не только о любимом спорте, но это было неважно. Речь Василия – образная и в то же время неутомимо живая – оставляет послевкусие беседы с умным человеком. Хотя, в основном, это был монолог Уткина, в котором он нешаблонно рассуждал о банальных и небанальных вещах.
Суточная трансляция хороша новыми знакомствами в незнакомом городе, лёгким адреналином (никогда не угадаешь, что случится дальше) и журналисткой работой на пределе сил. Последнее кажется достоинством сомнительным, однако никто не заставляет участников медиаинтенсива работать круглые сутки и писать как можно больше заметок. Среди медиаполигонщиков всегда много студентов и начинающих журналистов, которым по душе полное погружение в тему.
Волею судеб моим героем в день трансляции стал менеджер по оптовым продажам строительных материалов Сергей Кальнов. Но интересен он был проекту, конечно, не своими успехами в бизнесе – в свободное время Кальнов учит пацанов играть в футбол. Из юных футболистов создал команду «Гарлем», помогает детским домам в организации спортивных турниров.
Сергей поразил меня открытостью к общению, умением мгновенно сформулировать грамотный ответ на любой каверзный вопрос и трезвостью суждений. Встретившись со мною после рабочего дня, он сразу передал мне стаканчик с кофе, а через минуту предложил перейти на «ты». Узнав, откуда я приехал, понимающе кивнул.
– Стерлитамак? Конечно, слышал, я в Уфе одно время работал и жил, – заметил герой. – Знаю, что Стерлитамак расположен в ста километрах от Уфы, правда, ни разу в нём не был.
Пять лет назад одногруппница Сергея по вузу предложила ему провести турнир по футболу в детском доме. Кальнов позвал друзей, организовал для детей мастер-класс и мини-футбольный чемпионат. Увидев, сколько радости приносит ребятишкам мероприятие, понял, что готов и в дальнейшем тратить на это часть своей жизни.
– В 2015 году вместе с единомышленницей Екатериной решили сделать свой проект, – рассказывает Кальнов. – Так появились «Дворовая Лига чемпионов» и команда «Гарлем». Ребят в команду набирал из родного Железнодорожного района – я там вырос. Район зажат базами и заводами, он не самый благополучный, развлечений для детей немного. Тренировки, поездки на турниры и футбольные матчи клуба РПЛ «Урал» приучают ребят к здоровому образу жизни, указывают путь развития.
В свои 32 года Сергей пока не женат и честно признаёт, что свобода от обязательств позволяет ему активно участвовать в волонтёрских проектах. Но если задуматься, многие ли несемейные, прилично зарабатывающие граждане готовы жертвовать силами и временем ради счастья незнакомых людей? Или это примета социальной зрелости жителя большого города?
Проведя неделю в Екатеринбурге, грех не посетить две новейшие достопримечательности столицы Урала – небоскрёб «Высоцкий» и Ельцин-центр, открытые в последнее десятилетие. В башне «Высоцкий» можно купить за 350 рублей билет на смотровую площадку, оглядеть город с высоты 52-го этажа, а затем пройти в музей, посвящённый великому барду. В музее первого Президента России Бориса Ельцина мы побывали бесплатно – попали на акцию.
Бизнес-центр «Высоцкий» на улице Малышева
Уже дома, анализируя устройство этих культурных центров, приходишь к мнению, что они во многом похожи. К примеру, насыщенностью экспозиций, двухуровневыми помещениями, большим разнообразием интерактива: в обоих музеях звучат голоса Ельцина и Высоцкого, крутят видео с их участием, тщательно продуманы переходы из зала в зал. Воссоздана обстановка настоящих квартир, где в разное время жили политик и актёр. На выходе продают футболки, кружки и прочие товары, характеризуемые ёмким словом «мерч». То есть ручки, одежда, посуда украшены изображением, цитатой, автографом или другой символикой героев.
Но впечатления от музеев разнятся. Экспозиция, переписка Высоцкого с любимыми женщинами подкупают искренностью, а обстановка – неброской простотой советского быта. Творческий путь Владимира Семёновича можно проследить поэтапно: здесь он дебютировал как актёр, тут исполнил первый концерт. Хронология пронизана деталями – картой гастролей Высоцкого, его текстами, копиями плакатов художника М.Златковского по мотивам песен барда, экземпляром самиздатских стихов. Постепенно возникает ощущение, что ты лично пообщался если не с Высоцким, то, по крайней мере, с близкими ему людьми.
В Ельцин-центре сделана ставка на фиксацию политических вех в исторической ретроспективе страны. При доступности изложения явно непростых времён смущает определённая «канонизация» поступков Ельцина. Это и семь дней (на каждый – по залу), которые изменили Россию, с отсылкой на библейскую притчу о сотворении мира. Это и подробный рассказ о заслугах первого президента при умалении его просчётов. Наконец, после кабинета Бориса Николаевича посетители видят огромный экран, на небесном фоне которого плывёт слово «свобода». Ничего не напоминает?
От исторической полуправды, облачённой в красивые дизайнерские решения Ельцин-центра, охватывает чувство недосказанности и разочарования. С этим настроением очень созвучна песня Владимира Высоцкого «Моя цыганская». Но в противоречивости фигуры Бориса Ельцина угадывается сам Екатеринбург – своевольный, основательный, упрямый город, прорывающийся к новым высотам, несмотря на внешние и внутренние обстоятельства.