Все новости
События и факты
15 Октября 2020, 17:35

«Было трудно, но интересно!»

Юрий Викторович Панчишин, инвалид первой группы по зрению, педагог-дефектолог Стерлитамакского филиала Республиканского центра дистанционного образования детей-инвалидов на дому, вышел в финал и стал лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог-2020».

Мы встретились с Юрием Викторовичем и расспросили его о конкурсе.

– Соревноваться в онлайне – это сложно?

– Да, волнений было много. Хотя формат для нас вроде известный, ведь мы – дистанционная школа. Мне в РЦДО выделили целый кабинет, оборудованный камерой, компьютером и всем необходимым. Собрали команду из коллег-педагогов, большую помощь нам оказали руководитель РЦДО Ф.Ж.Нуриев и заведующий нашим филиалом М.Ф.Ямалетдинов, а также Министерство образования Башкирии.

– Как проходил конкурс?

– Он состоял из трёх этапов. Сначалая дал мастер-класс «Кто знает аз и буки, тому подвластны все науки». Адресован он был учителям, которые боятся работать с незрячими детьми. На свой урок по обучению письму и чтению по азбуке Брайля я пригласил учителей нашего центра, никогда не работавших с незрячими детишками. Пришлось потрудиться, чтобы в очень сжатое время, за 18 минут, предельно коротко, ясно и доступно преподать всю необходимую науку педагогам. Они проявили такую искреннюю заинтересованность, что сейчас, когда конкурс уже завершён, просят продолжения занятий по обучению детей по системе Брайля.
Вторым заданием было проведение открытого урока в рамках моего тематического планирования. Накануне конкурса вечером мне дали задание: «Личная гигиена. Уход за одеждой». Я выбрал первый класс, двух сложных девочек, незрячих с ДЦП и ЗПР, одна из них – в инвалидной коляске. На уроке мы разбирали тему «Виды ухода за одеждой и работа с утюгом». Девочки – умнички, отработали на пять с плюсом. Мы приготовили им маленькие тазики, имитатор мыла, носовые платочки. Наш открытый урок понравился и жюри, и коллегам. Даже я остался доволен, хотя волновался страшно.
И, наконец, третье задание – это кейс-метод ведения дискуссии. Перед тобой ставится определённая образовательная задача, на подготовку даётся 15 минут, затем выступление и ответ на вопросы жюри. Моё задание звучало так: «Ваши действия, если в ваше учреждение едет внешняя проверка». Я рассказал, как поступаю в реальной жизни в подобных случаях. Словом, было тяжело, но интересно!

– Кто представлял жюри конкурса?

– Из шести членов жюри трое были, как и я, незрячими. Среди них была и наша землячка В.З.Денискина. Председательствовала в жюри главный дефектолог России, доктор педагогических наук, профессор Т.Б.Филичева.
– Что вы использовали при подготовке к конкурсу?

– Мне помогал Макаренко. Я скачал его аудиокнигу «Педагогическая поэма». Там есть абсолютно всё про отношения учителей и учеников. И собственный преподавательский опыт тоже пригодился. Кроме работы в РЦДО, я читаю лекции по дефектологической педагогике в СФ БашГУ.

– Что дало вам участие в конкурсе «Учитель-дефектолог-2020»?

– Конечно, это и опыт общения, и обмен опытом с коллегами, и проверка собственных знаний и компетенций. И, конечно, движение вперёд. Теперь я член Союза дефектологов России. Кстати, слушайте журнал ВОС «Диалог», там вышло интервью со мной. Главный редактор журнала И.В.Зарубина предложила сделать целый совместный цикл передач, посвящённых обучению незрячих детей.

А в чём, на ваш взгляд, заключается главное в обучении детей с нарушением и отсутствием зрения?

– Подход в дефектологии один – каждый ребёнок должен развиваться индивидуально. Мы наших детей ни с кем не сравниваем, никаких общих планок им не задаём. Мы учим их верить в себя, свои силы. Ребёнок в нашем центре соревнуется с самим собой. И это, пожалуй, самое главное в работе с нашими детьми.
Фото Сергея Крамскова
Читайте нас: