Все новости
События и факты
9 Мая 2020, 16:55

Фотоочерки о ветеранах, чтобы их знали и помнили

Успеть сказать им спасибо!

Домашняя обстановка. Руки, сложенные у подбородка. Но главное – взгляд! Глаза выдают необычайный опыт жизни. Жизни, в которой были и война, и мирные заботы советского периода, и даже современность нашла своё отражение. Портреты участников Великой Отечественной войны рассказывают свои истории без слов. Отвагой светятся боевые награды на парадных пиджаках. Доброта и понимание чувствуется в руках, держащих архивные фотоснимки. Скорбь по потерям, неизбежным на войне и в мирной жизни, читается в опущенных веках.


Этой зимой фотохудожник Тамара Андреева начала свой проект «Успеть сказать им спасибо». Тамара Викторовна фотографировала жителей Стерлитамака – участников войны. К сожалению, пандемия коронавируса вынудила приостановить съёмки. Но уже имеющиеся работы свидетельствуют о продуктивности замысла. Мы поговорили с автором и узнали, из чего рождается уважение к ветеранам, что послужило источником вдохновения и как добиться искренности в фотопортрете.

Боевые награды - самые ценные
– Тамара Викторовна, как появилась идея проекта?
– Ветеранов я снимаю давно. Раньше в городе действовал фотоклуб, руководил им Олег Машковский. На 40-летие Победы было решено, что все члены клуба выйдут на праздник. В тот раз я впервые специально фотографировала участников войны. По итогам мы организовали выставку наших работ «Победители». С тех пор не пропускала ни одного Парада Победы, на которых фотографировала ветеранов. Но не запоминала их имена, ни о чём не расспрашивала, просто снимала лица.
В конце января этого года я увидела видеоролик: в Смоленской области устроили парад для фронтовика, освобождавшего Ленинград от блокады. Тогда подумалось: что я могу сделать для ветеранов? Сегодня их так мало, что пора уже поимённо перечислять тех, кто остался в живых. Так созрел проект фотоочерков – снимки участников войны в обычной домашней обстановке. Кроме того, я записывала небольшую информацию: кем они служили, где, интересные факты из боевой жизни.
Мне жаль, что эта идея не пришла на ум раньше, хотя бы лет пять тому назад. Ещё были живы многие фронтовики, с которыми
я хорошо общалась! Предварительно назвала проект «Ветераны. 75 лет спустя», но потом где-то услышала фразу «Успеть сказать им спасибо». И поняла, что эти слова идеально подходят для моих фотоочерков.
– Кто был вашим первым героем?
– Я начала со знакомых мне ветеранов. Также смотрела по году рождения и шла к тем, кто постарше. Первым героем стал Николай Михайлович Ефимов, он встретил фашистов в Белоруссии, недалеко от Бреста. Впервые с Ефимовым меня познакомил журналист Олег Першин на мероприятии в сквере имени Жукова. Мероприятие приурочили к 70-летию начала войны в 2011 году. Из парка мы с Николаем Михайловичем ушли вместе. Я старалась идти потихоньку, чтобы ветеран не устал. Когда до остановки было метров 50, он увидел «свой» троллейбус и сказал: «Ну, я побежал» и легко догнал транспорт. На тот момент ему было 90 лет. Затем я узнала, что Ефимов ежедневно бегал вокруг футбольного поля недалеко от реки Ольховки. Так продолжалось до 2016 года. Сейчас он не так часто выходит из дома. На его 99-летие в этом году я пришла с тортом, на котором возвышались две девятки. Николай Михайлович посмотрел на них и говорит: «Цифры-то надо перевернуть, я ещё молодой!».
Николай Михайлович Ефимов
Конечно, посетила пулемётчика, известного фотографа, очень разностороннего человека Михаила Кондратьевича Дегтярёва. Он сыграл мне на гармошке, спел песню, показывал свою «плантацию» алоэ – у него около 30 горшков с этим цветком. С контактными данными мне помогли в городском Совете ветеранов (председатель Т.А.Габитов) и центре соцобслуживания населения «Ветеран» (директор Л.Н.Адзитарова). Проект я заявила в Союзе фотохудожников РФ. Часть работ опубликовала в социальных сетях.
– Вы собирались обойти всех живых участников войны в городе?
– Да. Более того, я планировала снимать ещё и тружеников тыла, но все намерения пока блокированы коронавирусом. В фотоочерках хотелось отойти от официального шаблона, показать ветеранов в повседневной жизни – парадных фотографий, сделанных 9 мая в разные годы, у меня немало. По итогам съёмок намечалась выставка, но работа не доделана. Надеюсь завершить её позже. Сейчас фотографии проекта меня попросили отослать для мероприятия в Уфе ко Дню Победы. А недавно позвонили из Союза фотохудожников и сообщили, что отправляют мои снимки ветеранов на итоговую выставку в Москву.
Марьям Саляхитдиновна Шарипова
– Сколько героев вы успели навестить?
– На момент начала проекта в городе жили 49 участников войны, затем их стало 47. Я обошла чуть менее трети. Время – особенно важный в этом деле ресурс, если учитывать возраст моих героев. Каждый раз, когда открываю «Стерлитамакский рабочий», с трепетом вглядываюсь в рубрику «Вспомним». Одному из ветеранов я названивала всю неделю. На том конце провода не брали трубку. Позже выяснилась, что звонила по неправильному номеру. А затем прочитала в газете соболезнования – он умер. Я не знала этого человека лично, никогда с ним не разговаривала, но так расстроилась, что не спала ночь. Будто добрый знакомый ушёл.
Ещё мне очень хочется снять семейную пару ветеранов. Все, у кого я была, живут без жены или без мужа. Такая вот печальная закономерность. Впрочем, в марте я отыскала одну пару, обрадовалась, позвонила им. Но супруги внезапно отказались от съёмок. В списке есть и другие семьи, однако там жёны гораздо моложе воевавших супругов.
– Вы снимали людей почтенного возраста. Многие на инвалидности, у них серьёзные проблемы со здоровьем. Как снять так, чтобы люди выглядели достойно и в то же время правдиво?
– Это сложно. Надо увлечь ветеранов. Большую помощь в этом оказывают их близкие. Когда участники проекта рассказывали о себе, то складывалось впечатление, что они забывали про свои недуги, молодели на глазах. Прихожу к одному герою, а его дочь говорит, мол, он не будет фотографироваться, здоровье не то! И предложила переснять его военные карточки. Я уже расстроилась, однако ветеран узнал цель моего визита и велел принести ему рубашку. Потом сам встал и уселся на диван, чем удивил даже свою дочь. Я привыкла работать до победного конца – успокаиваюсь, когда вижу – сняла необходимый кадр. Но с ветеранами подстраивалась: если замечала, что человек уже устал, ему сложно находиться в одной позе, прекращала съёмку. Довольствовалась тем, что есть. Могу признаться: удачных в художественном отношении портретов у меня пока совсем мало. Зато есть стимул развивать проект дальше.
Самое трудное – заставить не думать участников о фотосъёмке, чтобы они не чувствовали себя скованно. Порой на это уходит много времени – с иными героями проводила по 4-6 часов. Тогда мне очень не хватало пишущего репортёра. За годы работы в газете привыкла к тандему – журналист разговаривает, отвлекает внимание на себя, а я ловлю момент. Так больше шансов получить искренний снимок, отражающий живые эмоции. К тому же, многие ветераны рассказывают о себе заученный текст – они часто выступали в школах, на мероприятиях. А хотелось услышать что-то эксклюзивное, раскрывающее их как личность.
Геннадий Николаевич Подцепняк
– Чьи истории вам запомнились?
– Биография каждого ветерана богата интересными подробностями и по-своему уникальна. Кто-то попробовал угрей, выловленных в пруду на даче у Геринга. Кто-то вмёрз в окоп – так долго находился на огневой позиции. А кто-то помог сохранить знамя полка. У любого ветерана можно найти интересные факты из их жизни.
Анастасия Михайловна Кравчук
История Анастасии Михайловны Кравчук запомнилась тем, что она воевала на Дальнем Востоке с японцами, была радисткой. К своему стыду, про эту войну я почти ничего не знала, а там тоже сражались и гибли наши солдаты. Анастасия вместе с подругами прошла обучение в Уфе. Девушки надеялись попасть на фронт. А их посадили в вагоны и повезли в обратном от фронта направлении. Девчата начали возмущаться, так хотелось им повоевать. Но радисткам объяснили, что они заменят старослужащих на Дальнем Востоке. Кравчук рассказала, что летом 1945 года советские войска переправлялись через Монголию, и в Маньчжурии японцы по ним открыли огонь. В количестве техники и оружия, а также опыте ведения боевых действий наши бойцы значительно превосходили армию Страны восходящего солнца. Отбили атаку быстро, а когда советские воины подошли к кукурузному полю, то увидели тела японцев, массово сделавших себе харакири. Раненые бойцы убили себя, чтобы не попасть в плен. Эта картина поразила молодую Анастасию Кравчук.
– Что для вас значит День Победы?
– У меня в семье не было фронтовиков. Но были те, кто служил в трудовой армии, были люди, пострадавшие из-за войны. Родилась и детство своё я провела в городе Белебее. Мы жили на центральной улице и могли видеть парад Победы вблизи – он шёл почти под нашим балконом. Для нас 9 Мая всегда был особенным праздником. Папа сажал меня на плечи, и мы вливались в празднующую толпу. Своим детям я тоже всегда рассказывала о войне, нашей общей Победе, учила дочку и сына уважать фронтовиков, их подвиг. Помню, мы ходили с сыном Андреем на парады и дарили ветеранам цветы.
– Планируете ли вы завершить проект?
– Конечно, буду доводить его до логического конца. Недавно женщина написала в соцсетях: «Мы вас ждём в гости». Меня в жар бросило – думаю: неужели я кому-то пообещала и не пришла? Выяснилось, женщина увидела мой проект в соцсетях и решила позвать меня, чтобы я сфотографировала её папу-фронтовика. Но коронавирус изменил наши планы. Сейчас вместе со всеми жду завершения пандемии. Когда ограничения на общение будут сняты, буду вновь договариваться о встрече с героями. Новое поколение благодарных потомков должно знать и помнить людей, отстоявших наше общее право на жизнь.
Читайте нас: