Все новости
События и факты
1 Марта 2020, 16:45

На войне как на войне

Память о каждом фронтовике важна для нас - поколения, выросшего в мирное время. О судьбе человека, прошедшего всю войну, читайте в статье Фаяза Юмагузина

Многим война если не перечеркнула, не перекалечила судьбы, то переписала уж точно. Может, и не стал бы военным Александр Адреевич Кизим, если бы не эта самая война. Парню из деревни Павловки нынешнего Гафурийского района оставался ещё год срочной службы, когда в далёкий Приморский край пришла весть о нападении Германии на Советский Союз. Весь личный состав их авиационно-истребительного полка написал рапорты об отправке на фронт.
А.А.Кизим - в верхнем ряду, в центре
Александр Андреевич не был лётчиком. В 1942 году он окончил Харьковское военно-техническое училище и стал техником по обслуживанию самолётов. Как тот Макарыч из культового фильма «В бой идут одни старики». Сравнение не для красного словца: А.А.Кизим обслуживал самолёт Героя Советского Союза Семёнова.
Воевать довелось на Северо-Кавказском, Южном фронтах. Участвовал в Курской битве, освобождении Новороссийска, Ростова. Под Ростовом он получил первое ранение. Казалось бы, аэродром – не передовая, но на войне как на войне. Он с товарищем готовил самолёт к вылету, когда над аэродромом появились два десятка «Юнкерсов». Закладывало уши от грохота зениток, один за другим, огибая воронки, взлетали наши истребители. Те самолёты, что не успели подготовить к взлёту, техники спешно маскировали. Бомбы рвались по всему лётному полю. Вдруг что-то обожгло руку Кизима. Истекая кровью, он продолжил своё дело. Ведь от его работы зависели жизнь многих людей и сохранность техники.
Однажды, уже в Польше, майским вечером на аэродроме стала слышна стрельба. Командиры приказали держать оружие наготове. Это могли быть немцы, прорывавшиеся на запад. Под утро стала известна причина: это салютовали солдаты в честь Победы. «Мы были ошеломлены, оглушены этой великой радостью, – вспоминал Александр Андреевич в одном из интервью. – Мы и плакали, и смеялись, и выпили, конечно. Не верилось, что остались живы!..».
Подобные истории о последнем дне войны и первом дне мира, похожие одна на другую, не раз приходилось слышать и читать в воспоминаниях фронтовиков. Закончил капитан А.Кизим войну в Польше. Но службу не оставил. Техник звена
Войска Польского ещё несколько лет передавал боевой опыт.
Не каждый фронтовик мог похвастаться иностранными орденами. После войны к орденам Красной Звезды и Отечественной войны прибавились два польских серебряных Креста Заслуги и бронзовый Знак Грюнвальда. Так польское правительство оценило его вклад в дело укрепления обороноспособности страны.
«НИКТО НЕ ЗАБЫТ?»
Однажды судьба свела его со студенткой Стерлитамакского медицинского училища по имени Евгения. Не откладывая дело в долгий ящик, он сразу же направился к её родителям и сказал, что любит их дочь и собирается на ней жениться. Но было одно «но» – возраст любимой. Ей было шестнадцать лет, ему – двадцать восемь. К тому же студентке предстояло окончить медучилище. Первое время Евгения его на «вы» и только по имени-отчеству и называла.
А вскоре свои коррективы внесла и война. Так что поженились они уже после войны. Расписались в Липецке. «Весьма скромной была свадьба, – вспоминала об этом как-то Евгения Ивановна. – Постелили на подоконнике газету вместо скатерти – получился стол, сколотили топчан – получилась кровать. Вот и вся домашняя обстановка».
Зато у них было главное – любовь, которую они пронесут через всю свою жизнь. Послевоенные годы не раз преподносили им испытания почище, чем в войну. Светлая радость рождения единственной дочери Татьяны в семье Кизим сразу же сменилась тяжёлой бедой, которую принёс паралич, разбивший роженицу. Но тяжёлая болезнь не смогла разбить их семью. Они выстояли. И в первую очередь, благодаря Александру Андреевичу. Он не только не бросил жену в тяжёлую минуту и не просто поддержал её. Он поднял на ноги всех, кого только смог. Дошёл до главного управления Военно-воздушных сил. Добился того, чтобы супругу поместили в научно-исследовательский институт. В это трудно поверить, но он сумел добиться, чтобы его жену положили в кремлёвскую больницу.
Три года прошли как три года войны, в тяжёлой борьбе. Только на сей раз в борьбе с врагом невидимым, но не менее жестоким и коварным. И увенчались победой: Евгения Ивановна встала на ноги. А позднее смогла вернуться к любимой работе.
И это было не последнее испытание, выпавшее на долю семьи Кизим. Когда трагически ушла из жизни одна из семи сестёр Александра Андреевича, он взял под опеку пятерых племянников. Как мог, помогал им материально: много лет регулярно высылал продукты и деньги. Во многом благодаря родному дяде смогли выжить оставшиеся сиротами племянники.
С 1960 года судьба связала семью Кизим со Стерлитамаком. Большая часть тридцатилетнего трудового стажа Александра Андреевича связана с химзаводом. Он строил этот завод, работал на нём. На заслуженный отдых вышел только в 1987-м, без малого в семьдесят лет.
«Не так давно я обратилась было в совет ветеранов по месту работы отца с просьбой упомянуть его имя в канун юбилея Победы, – говорит дочь ветерана Татьяна Александ­ровна. – От меня там отмахнулись: «У нас такого человека не существует». Будто его никогда и не было на земле…».
Обиду Татьяны Александровны сегодня могли бы разделить многие: нам, журналистам, увы, приходится сталкиваться с подобными фактами, когда за громкими дежурными лозунгами «Никто не забыт» кроется элементарное чиновничье безразличие к подвигу наших отцов и дедов.

Справка

Крест Заслуги был впервые учреждён распоряжением Президента Польской Республики от 23 июня 1923 года. 22 декабря 1944 года декретом Польского комитета национального освобождения «… с целью поощрения выдающихся заслуг, способствующих славе и пользе Народной Польши» Крест Заслуги был учреждён вторично. Награждение Крестом Заслуги производилось за высокие производственные достижения, плодотворную общественную деятельность, высокие достижения в науке и медицине, литературе и искусстве, спорте. Крестом Заслуги награждались и военнослужащие Народного Войска Польского.
Грюнвальдский знак был учреждён приказом Главнокомандующего Войска Польского № 155 от 22 июля 1945 года. Предназначался для отличия участников войны – солдат, партизан и подпольщиков. Награждали им и союзников — в том числе многих советских военнослужащих. Одним из них стал и Александр Андреевич.
Читайте нас: