Все новости
Традиции
5 Ноября 2019, 17:52

Четыре заповеди ислама

Благодать милосердия

Раннее Средневековье. В Европе Тёмные века. Античная культура канула в Лету и, казалось, навсегда растворилась в ней. Забыты поэмы Гомера, уникальная греческая философия, утончённое искусство, совершенство логики – Римское право. И если бы не свет с Востока, греко-римская культура надолго осталась бы за семью замками. Память о ней сохранил исламский мир.
Ислам – детище гения – великого пророка Мухаммеда. Его жизнь – череда подвигов и нравственных свершений.
ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ

Родился основатель ислама в Мекке, в семье воинственного и знатного рода корейшитов. Прадед Мухаммеда был признанным и уважаемым благодетелем Мекки.
Когда мальчику минуло двенадцать лет, в нём пробудилась неуёмная жажда знаний. Желание узнать об окружающем мире как можно больше будили рассказы странствующих по городам и весям купцов. Караваны, которые стекались у ворот Мекки, приносили разнообразные сведения о далёких таинственных странах, народах и обычаях. Эта информация, сдобренная богатой фантазией арабских путешественников, возбуждала в одарённом богатым воображением мальчике мысли и мечты, переносившие его в заоблачные дали. Однажды, когда его дядя собрался в Сирию и уже садился на верблюда, Мухаммед упросил взять и его с собой.
Встречи с мудрыми людьми, дорожные приключения, размышления о смысле жизни, Божьем проведении заставили молодого человека пересмотреть свои взгляды. Он всё больше и больше убеждался в грубости и нелепости идолопоклонства. Постепенно впечатления, размышления и анализ духовных религий, которые изучал любознательный юноша, вылились в непоколебимую уверенность – единственная истинная вера, возвещённая Адаму, познавалась и исповедовалась до грехопадения. Религия эта состояла в прямом и духовном поклонении единому истинному Богу, Творцу Неба и Земли.
Также Мухаммед пришёл к выводу, что эта возвышенная и простая вера искажалась и унижалась людьми и, главным образом, в идолопоклонстве. Вдохновлённые откровением Всевышнего, пророки восстанавливали религию в первозданной чистоте. Ной, Авраам, Моисей, Иисус Христос – каждым из них провозглашалась и утверждалась истинная религия. Затем она снова искажалась последователями. Мухаммед уверился, что наступило время для восстановления истинной веры и книги заповедей. Коран – священная книга мусульман – содержит учение Мухаммеда. Возможность прийти к подлинной вере и встать на истинный путь давали благочестивые дела.
Магометанам предписываются четыре рода религиозных дел. Молитва (омовение – как приготовление к молитве, чистота телесная понималась как эмблема чистоты духовной).
Благотворительность. Пост. Об этих трёх видах религиозной деятельности благочестивый князь Абдалазис сказал: «Молитва доводит нас до половины пути, ведущего к Богу, пост до двух третей его, а милостыня и благодать милосердия ведёт прямо к Нему».
Посещение святых мест – четвёртая великая религиозная обязанность. Три условия должны соблюдаться во время этого благочестивого странствия: нельзя ссориться; нужно терпеливо переносить всякую грубость и оскорбления; поддерживать мир и добрые отношения между товарищами по каравану.
Благодать милосердия, щедрости и терпимости сторонников и истинных последователей Мухаммеда дали пышные культурные всходы. В арабских странах процветали философия, медицина, литература, история, архитектура. Собственно Ренессанс античной культуры начался именно там.
ФЕНОМЕН ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Образование в VII веке мусульманской державы – Халифата – способствовало завершению консолидации аравийских племён и стимулировало развитие экономики, культуры, искусства.

Ислам охватил все стороны общественной и личной жизни населения Халифата. Установил нормы и права и морали, основанные на Коране и хадисах – свидетельствах о поступках и высказываниях основателя и пророка ислама Мухаммеда. Арабский, язык Корана, не только стал государственным языком Халифата, но и в дальнейшем, после распада империи, языком культуры и средством межнационального общения мусульманского мира. Во всех областях Халифата постепенно распространилось арабское письмо, выработанное на основе арамейского в середине первого тысячелетия нашей эры.
Духовная культура Арабского халифата (632-1258), центрами которой явились не только Дамаск, а затем Багдад, но и другие крупные города, создавалась творческими силами многих народов, вошедших в состав мусульманской державы. Выдающиеся учёные того времени, имена которых вписаны в анналы истории мировой науки, были уроженцами разных областей государства. В их числе – основоположник восточного аристотелизма арабский философ аль-Кинди, учёные энциклопедисты аль-Фараби и Ибн Сина (Авиценна). А также работавшие в Андалусии и Северной Африке выходцы из Казахстана и Средней Азии Ибн Баджа и Ибн Рушд (Аверроэс) и многие другие. Труды этих учёных перебросили мост от античности к средневековью и сыграли важную роль в развитии духовной культуры не только народов Востока, но и Европы эпохи Возрождения.
В архитектуру ислам привнёс культовые здания различного назначения. В первую очередь – мечеть с михрабом – священной арочной нишей, определяющей киблу.
Служитель мечети муэдзин извещал мусульман о часе молитвы с вершины башни – минарета, который поначалу возводился рядом со зданием мечети, а затем в комплексе с ним. Позднее появились мусульманские школы – медресе, мавзолеи, отмечающие священные места (могилы мусульманских праведников и особо почитаемых лиц) и другие постройки, так или иначе связанные с религиозными целями. В создании архитектурного образа культовых построек зодчие Халифата обращались к местным художественным традициям ранневизантийского и даже римско-эллинистического времени, используя их сообразно требованиям новой религии, стремясь эстетическими средствами утвердить приоритет ислама. От времени Омейядов сохранилось несколько выдающихся по художественному значению памятников культового зодчества. Мастера возводили их, используя доставшиеся им в наследство богатые эллинистические, римские, византийские, а также парфянские и ирано-сасанидские традиции. Сохранив для потомков секреты и традиции забытой в Европе античной архитектуры.

Во всех мусульманских странах почитался труд каллиграфов. Само арабское письмо стало священным символом и главным выразителем идей ислама. Каллиграфия постепенно тесно сплелась с искусством орнамента. Таким орнаментом стали украшать стены культовых зданий и списков Корана.

Неоценимо воздействие мусульманских богословов и философов на становление мировоззрения и развитие творчества художников Халифата. В Коране есть указания на стройность и гармонию в природе. Мусульманская философия, особенно учения средневековых перипатетиков, трактуют Вселенную как соразмерную гармоничную систему, где всё взаимосвязано, каждый элемент имеет своё место, форму, движение, выполняет свою функцию. Иными словами, представляет собою «совершенство и красоту». Философ аль-Кинди писал: «Гармония имеет место во всём, очевиднее всего она обнаруживается в звуках, строении Вселенной и человеческих душах».
Источником прекрасного, по мнению аль-Фараби, являются созданные Творцом природа и человек. Людям свойственна склонность к гармонии, ритму и красоте.
Концепция гармонии и ритма как выражение красоты получила многогранное воплощение в творчестве зодчих и художников средневекового Востока. В архитектуре она проявлялась в гармонизации монументальных, геометрически чётких форм и пространственных структур. Особенно полно воплотилась эстетика гармонии и ритма в орнаменте. Художниками Ближнего и Среднего Востока была создана арабеска – система орнамента, состоящая из ритмически повторяющихся в бесконечном переплетении и пересечении геометрических и растительных (в разной мере стилизованных) узоров, иногда включающих зооморфные мотивы, а также надписи. В арабеске важную роль играют математические закономерности, которые железно подчиняются творческому эмоциональному началу. Неограниченная в разнообразии композиций арабеска применялась в архитектуре и во всех видах прикладного искусства, украшая как плоские, так и любые изогнутые поверхности.
Гармония и ритм внесли эмоционально-художественное начало в каллиграфию. Формы букв часто служили метафорами. Усовершенствованное арабское архаическое письмо приобрело вид монументального почерка куфи, отличающегося прямолинейным и угловатым начертанием букв. С VIII века разрабатывались курсивные криволинейные округлые почерки – насх.
Художественно исполненные тексты украшают рукописные книги, стены зданий, предметы обихода, органично вплетаясь в тонкое кружево арабески.
В средневековом искусстве народов Ближнего и Среднего Востока образный строй произведений подчёркнуто декоративен. Творчество мусульманских художников создало богатейшее искусство орнамента, обладающего сложными линейными ритмами и удивительным звучным колоритом.

Красочность, ритмичность и узорность композиции характерны как для миниатюр, украшающих рукописи, так и для настенной живописи.
В наше время продолжают жить традиции, выработанные в прошлые века. В области монументальной архитектуры повторение достижений прошлого носит творческий характер. В художественных ремёслах по сей день сохраняются живые традиции народного творчества. Это ярко проявляется в ковроделии, художественной керамике, изделиях из металла, ткачестве и других видах прикладного искусства. Через века мастера Востока пронесли неистребимую веру и тягу к прекрасному.
ИСЛАМ В БАШКОРТОСТАНЕ

Эволюция духовной культуры в Башкортостане неразрывно связана с исламом. Об этом свидетельствуют архитектурные памятники – каменные и кирпичные мавзолеи. С каждым из них связаны исторические предания о захороненных там людях. Легенды рассказывают не только об их подвигах, но и о смягчении исламом жёстких древних обычаев и нравов времён идолопоклонства. Например, согласно сказанию, в мавзолее Бэндэбикэ захоронена уважаемая всеми степными башкирами женщина. Она заслужила общее признание вот по какой причине. Муж Бэндэбикэ Ерэнсэ-сэсэн со своей дружиной собрался пограбить казахов. Бэндэбикэ уговаривала его не делать этого – Аллах осудит. С соседями-казахами надо жить в дружбе. Но упрямец не послушался доброго совета и совершил грабительский набег. Навстречу ему со своей дружиной вышел казахский богатырь. По степному обычаю, бой должен был начаться с поединка батыров. Ерэнсэ-сэсэн проиграл. Казахский герой достал кинжал и уже занёс его над побеждённым врагом, но увидел, что тот улыбается и удивился:
– Почему ты улыбаешься, ведь ты сейчас умрёшь!
В ответ башкирский батыр рассказал, что жена всячески отговаривала его от набега. И сейчас он вспомнил её слова и улыбнулся правоте мудрой женщины. Казах рассказал об этом своим аксакалам, и те порешили:
– Бэндэбикэ – уважаемая женщина не только для башкир, но и для казахов, и давайте ради уважения к ней отпустим её мужа.
Так и сделали. Но когда Ерэнсэ-сэсэн вернулся домой, узнал, что жена умерла от горя и позора. Тогда он разогнал коня и бросился вниз с высокой горы. А Бэндэбикэ родичи схоронили в могиле, над которой построили кирпичный дом. Развалины этого мавзолея в 1967-1968 гг. были исследованы выдающимся башкирским учёным Н.А.Мажитовым.
Мавзолеи – доказательства полного утверждения ислама в Башкортостане.
Было два направления проникновения ислама в Башкортостан: из районов Средней Азии и городов Волжской Булгарии. В этих городах, вероятно, находились медресе, где обучались башкирские дети. Возвратившись домой, они обращали в ислам своих земляков. Известный учёный В.В.Вельяминов-Зернов пишет по этому поводу: «…первый, кто пришёл с западной стороны Урала и учился у сподвижников, принадлежал к племени башкурт и был Аиткул сын Заиткулов, пришедший с реки Ай. Потом были Кутли-бай сын Давлет-баев, Аит-Коеды сын Муйнаков, Аит-Имган сын Килгимов, Ураз-бахты сын Бурханов и Тайман сын Таймасов. Все они, придя с реки Ай и научившись, вернулись домой и обратили в мусульманство своих родичей. Да помилует их всех Господь Бог».
Ислам сыграл огромную роль в объединении разрозненных башкирских племён в единый народ. Об этом ярко свидетельствует текст шежере минских башкир. Там рассказывается о событиях, которые произошли в Башкирии после падения Казани в 1552 году. Тогда встал вопрос о добровольном вхождении в состав русского государства. Стали выбирать состав делегаций для поездки в Москву. Для того, чтобы стать делегатом, необходимо знание своей религии и способности думать о будущем своего народа. Один из духовных вождей башкир сказал:
– Человеку, не знающему молитв и своей родословной, не пристало говорить речи перед падишахом, человек, не осведомлённый о будущем, не может быть у власти.
Этот документ свидетельствует о том, какие важные изменения успел произвести ислам за относительно короткий период в сознании народа Башкортостана.
Важным достижением национальной культуры башкирского народа XIV-XVI вв. стало широкое распространение арабской письменности, о чём говорит повсеместное возведение каменных надмогильных камней с надписями, с отрывками из Корана и информацией об умерших.
Вместе с исламом в среде башкир распространяются новые течения исламской литературы. Высшим достижением культуры башкир XV-XVI вв. является возникновение письменной истории народа. В начале XVIII века её пересказал П.И.Рычкову Кидрас Муллакаев. К сожалению, скрупулёзный труд «Башкирская история» погиб во время башкирского восстания начала XVIII века. Он включал подробную историю башкир XIII-XVI вв. Там излагался последовательный рассказ событий, связанных с тем или иным ханом, создаётся ощущение, что авторы истории были современниками изложенных событий. Понятно, что Кидрас Муллакаев рассказал (по памяти) содержание утерянного шежере. Туда обычно записывались важнейшие события, происходившие в жизни башкирских племён.
Башкирские шежере – серьёзные документы, составленные по нравственным заветам Корана. В шежере юрматинских башкир говорится: «Чтобы друг с другом, родам и родственникам жить в мире, чтобы не чинить насилия народу, напишем договорные письма».